Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ



2015-11-10 1486 Обсуждений (0)
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поведенческие, неврологические и биохимические исследова­ния проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия в организации мозга. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внешней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и де­вочек существенно различается почти сразу после рождения. Вли­яние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интел­лекта, измеряемого по IQ.

Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршру­та, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают про­странственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требую­щих математических рассуждений (Кимура Д., 1992). У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различ­ных снарядов.

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте иден­тификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное каче­ство умственных способностей у мужчин и женщин отражает раз­личие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых — тестостерон).

Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует форми­рованию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гор­моны изменяют функционирование мозга только во время крити­ческого периода развития человека. Введение тех же самых гормо­нов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путем кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зре­лом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, кото­рым вводят андрогены, ведут себя как самцы. Они становятся бо­лее агрессивными, склонными к играм с элементами драки, предпочитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы ве­дут себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении заданий, связанных с пространственным обучением.

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись из­быточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врожденной гиперплазии надпочечников их матерей, пока­зало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчико­вое поведение и большую агрессивность. Эффект был необрати­мым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцеп­тивных или вербальных тестах, требующих логических рассужде­ний, между двумя группами девочек — с гормональными наруше­ниями и без них — выявлено не было.

Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полу­шарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший де­фект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженны­ми последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаи­модействие полушарии у женщин по сравнению с мужчинами.

Установлено, что у крыс-самцов кора правого полушария тол­ще левого. Это согласуется с другими данными о том, что раннее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведет к подавле­нию роста коры левого полушария.

Наблюдение за эмбрионами человека также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Одна­ко, как вытекает из результатов обследования мужчин и женщин с поврежденным правым полушарием, способность к простран­ственному вращению предметов, которая лучше выражена у муж­чин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вра­щения, чем у женщин, как это можно было ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.

Сходное предположение о более выраженной асимметрии мозга у мужчин высказано и в отношении речи. При этом исходили из того факта, что афазия чаще встречается у мужчин после травмы левого полушария. На этом основании и было сделано заключе­ние, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами дан­ные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением пра­вого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.

Д. Кимура (1992), исследуя нарушения речевых функций у муж­чин и женщин в результате поражений мозга, установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функ­ции локализованы в левой лобной коре.

У мужчин центр с аналогичными функциями находится в зад­них отделах того же полушария. После повреждения лобной части мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При по­вреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встреча­ется чаще, чем поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асим­метрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в пере­дних областях мозга. У мужчин же система выбора и программиро­вания речевых движений находится в задних отделах полушария.

По мнению Д. Кнмура, специфика левого полушария — это не только программирование и выбор речевых реакций, но и органи­зация сложных движений рта, рук, участвующих в общении лю­дей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин - в задних отделах полушария.

У женщин система «цраксиса», обеспечивающая выбор надле­жащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади нее моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двига­тельные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движе­ния типа прицеливания, т.е. направленные на объекты, находя­щиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.

По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной мо­дели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного те­ста обнаруживаются большие нарушения, когда повреждаются пе­редние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.

Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на организацию речи и движений, а также на способность к пространственному вращению, однако похоже, что от нее зависит выполнение некоторых абстрактных вербальных заданий. На вы­полнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Други­ми словами, женщины при осмысливании слов в большей степе­ни, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время дви­гательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди правшей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчи­ны: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.

Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми раз­личиями, в зависимости от функции может выражаться в домини­ровании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асиммет­ричным» является какой-то один пол. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминант­ного левого полушария. То же можно сказать и о большем процен­те среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки нахо­дятся в меньшей зависимости от левого полушария.

Как следует из приведенных данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по раз­ному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструально­го цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространствен­ных способностей и улучшением двигательных и артикуляцион­ных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность крещению пространствен­ных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

 



2015-11-10 1486 Обсуждений (0)
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)