Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


групп заочной подготовки обучения



2015-11-10 539 Обсуждений (0)
групп заочной подготовки обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Планы семинарских занятий для студентов

 

Семинар №1:

 

Философия Средневековья. Философия Возрождения. Философия Нового времени

1. Теоцентризм средневековой философии. Апологетика христианства: основные идеи и принципы.

2. Патристика. Философия А.Августина: темы Бога и человека, веры и разума.

3. Средневековая схоластика. Проблема универсалий. Философия Фомы Аквинского: синтез аристотелизма и христианского вероучения, система доказательств бытия Бога.

4. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения: Л.Валла, Эразм Роттердамский, М.Монтень.

5. Натурфилософия Возрождения: Н.Кузанский, Дж.Бруно.

6. Социальные идеи эпохи: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.

7. Рационализм и эмпиризм. Эмпирико-индуктивная методология Ф. Бэкона. Четыре правила дедуктивного метода Декарта.

8. Механистически-метафизический материализм: Т. Гоббс, Р. Декарт, И.Ньютон.

9. Учение о субстанции. Пантеизм Б. Спинозы. Учение о монаде Г.Лейбница.

10. Английский сенсуализм: Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм.

11. Французское Просвещение: Ф. Вольтер, Ш.Монтескье, Ж. - Ж. Руссо. Утопические проекты социального устройства.

12. Материалистическо-атеистическое учение Дидро, Гельвеция, Гольбаха о природе, материи, сознании и познании.

 

Семинар №2:

Немецкая классическая философия. Русская философия. Западная философия XIX–XX вв.

  1. Философское учение И. Канта: докритическая и критическая философия; априорные формы чувственного и рассудочного познания; этическая концепция; социально-философские воззрения.
  2. Абсолютный идеализм Гегеля: философские системы и диалектический метод.
  3. Субъективный идеализм И.Г. Фихте: абсолютизация активности человеческого мышления.
  4. Натурфилософия Ф.В.И. Шеллинга: философия тождества; принцип полярности; «идеализм природы».
  5. Антропологический материализм Л. Фейербаха: новая философия и религия любви; этика «туизма»; религиозный статус морали.
  6. Религиозно-этическая и антропологическая тематики сочинений русских мыслителей XI-XIII вв.: Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Климент Смолятич, Нил Сорский, И.Волоцкий и др.
  7. Роль петровской эпохи в развитии отечественной философии: Феофан Прокопович, В.Татищев, Д.Кантемир.
  8. Русское просвещение XVIII в.: М.В.Ломоносов, С.Десницкий, Я.Козельский, М.Щербатов, А.Радищев.
  9. XIX век – «золотой век» русской философии: Ф. Достоевский, Л. Толстой, П.Я. Чаадаев, Н. Данилевский, В. Соловьев, Н. Федоров, В.Ленин и др.
  10. Судьбы отечественной философии после Октября 1917г.
  11. Философия марксизма: диалектический материализм, философия истории, философская антропология и социальная философия.
  12. Позитивизм - эмпирическая философия науки (О. Конт, Д.С. Миль, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах).
  13. Учение об «экзистенции» С. Кьеркегора.
  14. Иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

1.1.Экзистенциализм (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр)

1.2.Философия жизни (Г. Зиммель, А. Бергсон)

1.3.Неофрейдизм (К.Г. Юнг, Э. Фромм)

  1. Прагматизм (Д. Дьюн, Р. Рорти)

 

Семинар №3:

Онтология, Аксиология

  1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.
  2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.
  3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.
  4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.
  5. Движение: понятие, виды и формы.
  6. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.
  7. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.
  8. Ценности: понятие, структура, функции.
  9. Аксиология: ее предмет. Система ценностей человека и общества: структура и типология.
  10. Духовные ценности и их выражение в религии, политике, морали, искусстве, праве.
  11. Проблема смысла жизни человека.
  12. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
  13. Трагизм бытия человека в современном мире.

 

Семинар № 4:

Гносеология. Философия науки и техники.

  1. Гносеология: основные проблемы и этапы развития.
  2. Познавательная деятельность как система: структура, сущность, специфика.
  3. Объект и субъект познания, их взаимосвязь.
  4. Единство и особенности чувственного и рационального уровней.
  5. Проблема истины в философии. Современные теории истины. Критерии истины.
  6. Проблема возможностей и границ познания.
  7. Наука как теория и система знаний. Критерии научности. Специфика научного знания.
  8. Структура научного знания: проблема, гипотеза, теория.
  9. Методы научного познания: общетеоретические и эмпирические.
  10. Наука как социальный институт. Генезис науки. Структура и учреждения науки. Функции науки. Место науки в системе культуры.
  11. Понятие техники. Место и значение техники в жизни человека. Актуальность философского осознания феномена техники.
  12. Влияние техники и технологий на развитие общества. Понятие НТП, структура и основные этапы. НТР и ее социальные последствия.
  13. Сциентизм и антисциентизм в философии.
  14. Принцип «технологического детерминизма» и его критика.

 

Семинар № 5.

 

Социальная философия. Философия истории

  1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь и специфика: экономическая, политическая, социальная, духовная.
  2. Основные теоретические подходы к анализу общества: натуралистический, материалистический, идеалистический, системный.
  3. Социальное пространство и время.
  4. Личность как единство индивидуального и социального.
  5. Проблема социализации личности: цели, формы, этапы, институты.
  6. Культура как мир человека.
  7. Общество как саморазвивающаяся система. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.
  8. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс, его критерии, виды и типы.
  9. Формационный, цивилизационный, культурологический и синергетический подходы к анализу исторического процесса.
  10. Цивилизация как всеобщая форма существования человечества. Противоречивость и целостность современной цивилизации.
  11. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
  12. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, типология, пути решения.
  13. Проблема будущего человечества в философии.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету:

1. Философия: понятие, предмет, социальные функции.

2. Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.

3. Философия и наука.

4. Космоцентризм античной философии.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии.

7. Философское учение Фомы Аквинского.

8. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

10. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

11. Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

12. Проблема человека и общества в философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

13. Классическая немецкая философия: основные представители и проблематика.

14. Философия И. Канта.

15. Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля.

16. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

17. Рациональная философия ХХ в. и проблема познания / нео- и постпозитивизм, неокантианство, герменевтика.

18. Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм).

19. Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия).

20. Проблема общества в современной западной философии сциентизм и антисциентизм.

21. Традиции, основные периоды и особенности развития отечественной философии.

22. Проблема исторической судьбы России в отечественной философии.

23. Русская религиозная философия XIX - XX в.в.

24. Философская мысль в советский период.

25. Материалистическая традиция в философии России.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по философии:

 

 

  1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества.
  2. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука.
  3. Космоцентризм античной философии. Раннегреческая натурфилософия.
  4. Философские системы Платона и Аристотеля.
  5. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.
  6. Философия Августина и Фомы Аквинского.
  7. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
  8. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно.
  9. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанелла.
  10. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
  11. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза.
  12. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
  13. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И.Канта.
  14. Система и метод философии Гегеля.
  15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  16. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
  17. Иррациональная философия: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.
  18. Исторические формы позитивизма.
  19. Основные философские направления 20 века.
  20. Специфика и основные этапы развития отечественной философии.
  21. Основные направления русской философии 19 века.
  22. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии: А.С.Хомяков, А.И.Герцен.
  23. Русская религиозная философия 19-20 вв.
  24. Советская философия.
  25. Бытие как философская проблема.
  26. Материя и дух. Материализм и идеализм.
  27. Категория «материя» и ее значение для философии.
  28. Движение, пространство и время как философские категории.
  29. Проблема метода в философии. Противоположность диалектики и метафизики.
  30. Философская картина мира. Разные способы видеть мир.
  31. Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии.
  32. Категории, законы и принципы диалектики.
  33. Природа и сущность сознания. Структура сознания.
  34. Сознание и бессознательное.
  35. Проблема происхождения сознания.
  36. Индивидуальное и общественное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания.
  37. Познание, его возможности и границы. Знание и вера. Проблема познаваемости мира.
  38. Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.
  39. Многообразие форм знания, состав знания. Вненаучное знание.
  40. Проблема истины и ее проверки. Современные концепции истины.
  41. Научное познание и его специфика. Роль науки в развитии общества.
  42. Методы научного познания.
  43. Проблема ценностей в философии. Структура и иерархия ценностей.
  44. Нормы, идеалы, ценности. Сущность морали.
  45. Мир эстетики. Искусство, его сущность, структура.
  46. Природа и общество: диалектика взаимосвязи.
  47. Понятие общества в философии.
  48. Общество как развивающаяся система. Источники саморазвития общества.
  49. Основные сферы общественной жизни, их взаимоотношения.
  50. Проблема человека в философии.
  51. Природа и сущность человека.
  52. Проблема антропосоциогенеза
  53. Личность и общество, их взаимосвязь.
  54. Проблема свободы и ответственности. Свобода и необходимость.
  55. Смысл и цели жизни человека.
  56. Личность: понятие и структура.
  57. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Детерминация социального развития.
  58. Культура и цивилизация. Человек в системе культуры.
  59. Сущность общественного прогресса, его критерии и типы.
  60. Вопрос о смысле и направленности истории в философии. Единство и многообразие мировой истории.
  61. Проблема периодизации всемирной истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
  62. Научно-техническая революция: истоки и социальные последствия.
  63. Глобальные проблемы современности.
  64. Современная цивилизация и будущее человечества.

 

 

Темы лекций по философии:

 

  1. Философия: ее предмет и роль в обществе.-2 часа.
  2. Философия Древнего мира (философские системы Античности и Древнего Востока) – 2 часа.
  3. Философская антропология -2 часа.

 



2015-11-10 539 Обсуждений (0)
групп заочной подготовки обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: групп заочной подготовки обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)