Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования



2015-11-10 661 Обсуждений (0)
Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Физиология – наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма.

Предмет Ф. – процессы, протекающие в органах и системах в их взаимосвязи с окруж. средой и при различных состояниях организма.

Задача Ф. – изучить св-ва, процессы и механизмы регуляции этих свойств при различных состояниях организма в различ. условиях внешней среды.

ФВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на рефлекторной теории. ВНД – этоусловно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования).

Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде.

СС – это специализированные части НС, кот. воспринимают и анализируют различные внешние и внутренние раздражители.

ФССизучает функции и взаимодействие СС, это отрасль Ф, кот. изучает строение, функции СС человека, а также закономерности трансформации сигналов из внешней среды в активность рецепторов, кодирование инфы, механизмы переработки инфы в центральных отделах мозга и механизмы целостного восприятия.

Методы исследования. 2 группы методов:

Методы изучения поведения:

1. М. этологического изучения поведения – изучение поведения животных в естественных среде посредством наблюдения. Задача – выявить основные структуры поведения и факторы, ответственные за реализацию поведения.

2. Методы условно-рефлекторного изучения поведения, использующиеся только в лабораторных условиях (Павлов).

3. Методы когнитивного изучения – в лабораторных условиях изучаются сложные стороны психики животных, кот. проявляются в проблемных ситуациях.

Методы изучения мозга:

1. Морфологические методы – позвояют исследовать тонкое строение мозга (микроскопы, радиохимия).

2. Биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях и деятельности (химия пептидов, медиаторов, аминокислот).

3. Физиологические методы – направлены на изучение функций различных отделов мозга (разрушение мозга, электрического раздражения мозга, регистрации электрических процессов мозга, изучения мозгового кровотока или реанцелография, томография).

 

  1. История развития учения о высшей нервной деятельности.

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов.

История исследования высших функций мозга связана с изучением психической деятельности. Первые обобщения, касающиеся сущ-ти пс-ки – в трудах древнегреческих и римских учёных. Отдельные мыслители того времени высказывали догадки о связи пс-кой дея-сти с мозгом. Гиппократ изучал анатомию и Ф, пыт-ся выявить особенности и закономерности поведения людей в зав-ти от их темперамента.. Первые экспериментальные исследования на животных связаны с именем Галена, по его мнению, душевная дея-сть осуществляется мозгом и явл. его функцией. Он описал некоторые мозговые центры, управл-ие движением конечностей, мимикой, жеванием, глотанием; впервые выдвинул предположение о врождённых и приобретённых формах повед, о произвольных и непроизв мышечных реакциях. Исключит значение имело обоснование Декартом рефлекторного мех-ма взаимоотнош орг-ма и среды. Он представлял, ч все действия орг-ма управляются законами механики. Его схема связи м/д раздражением органа чувств и мышечной реак-ей явл. прототипом учения о рефл дуге.18 в – Кювье впервые рассматривает поведение как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. 19 в – Прохазка ввёл термин рефлекс, дал описание рефл дуги. Учение Павлова о ВНД – рефл тео. Это диалектическое понимание того, как внеш мир пересаживается во внутр, как он там преобразуется и как в рез-те м анализа и синтеза порождаются пс-кие явления. Осн принципы: 1.Пр-п детерминизма. Нет действия без причины. Всякая дея-сть орг-ма – всегда причинно обусловлена, закономерный ответ на конкр внеш воздейств. 2. Пр-п структурности. В мозге нет проц, кот не имели бы мат основы. Это – пр расположения «действий силы» внеш раздр в пр-ве мозга. 3. Пр-п анализа и синтеза раздраж внеш и внут среды. В мозге непрерывно происходит а и с как поступающей инфы, так и ответ реакций. Предпосылки появления тео Павлова: 1. Материалистич взгляды передовых русских мыслителей. Психич дея-сть есть продукт высокоорганизов материи – мозга, в её основе лежат физиолог процессы, протек в ГМ. 2. Идеи Боткина и Сеченова. Б.: идея «невротизма» - роль пс-го фактора и др. влияний через НС в возн и разв патологич заболеваний, их профилакт и терапии. С.: мысль о т, ч сознание – лишь отражение реальной действительности, познание окр среды возможно лишь при пом органов чувств. Постулат о 3-х осн мех-х, формир целост дея-сть мозга: деят-сть анализаторов, мех-мы «ценрал торможения», дея-сть особых «станций усиления» рефл актов.

 

  1. Роль И.С. Сеченова и И.П. Павлова в учении о ВНД.

Сеченови Павлов – основатели ВНД, т.к. эта наука построена на основании понятия «рефлекс».

ВНД – материальная основа психики.

Выводы Сеченова о ВНД:

1. Самый простейший психический акт требует времени. И чем сложнее психический акт, тем больше времени требуется, это время можно определить.

2. Психическая деятельность требует для своего происхождения анатомо-физиологические целостности головного (и спинного) мозга.

3. Зачатки психической или психологической деятельности, по крайней мере, с которыми родится человек, развиваются из чисто материальных субстратов: яйца и семени.

4. Через посредство этих материальных субстратов передаются по родству очень многие из индивидуальных психических особенностей, и иногда такие, которые относятся к разряду очень высоких проявлений (пр: наследственность талантов).

5. Ясны границы между заведомо соматическими нервными актами и явлениями, которые признаются уже психическими, не существует ни в одном мысленном отношении.

6. Физиология, изучая явления в теле, в связи с устройством последнего, доказала в новейшее время тесную связь между всеми характерами данных представлений и устройством соответствующих органов чувств.

Павлов занимался изучением условного рефлекса.

Учение Павлова:

Деятельность внешних органов по обеспечению внутренних систем – это суть системы Павлова.

Физиология ВНД – это нейрофизиологические механизмы, отражающие внешний мир психических функций, т.е. процессов опоздания сигналов, их фиксации в памяти, создание ситуации мыслительных процессов, равно как и механизмы внешне реализуемого поведения.

НС имеет 2 основные функции (по Павлову):

ННД (низшая нервная деятельность) – взаимодействие систем организма между собой.

ВНД (высшая нервная деятельность) – взаимодействие организма с внешней средой.

ВНД есть практически у всех живых существ, которые имеют хотя бы какую-нибудь нервную организацию.

Объектом исследования являются собаки, обезьяны, свиньи (ближе к человеку).

Матуранатные – зрелорождающиеся (в т.ч. и обезьяны)

Имматуранатные – незрелорождающиеся.

Человек = вторично имматуранатный (биологические аспекты).

Субстратом ВНД является высший отдел НС, характерный для данного животного.

ВНД как синтез активности и реактивности: у некоторых животных при удалении коры остается реакция на внешние раздражители, но это не активность, необходимая в природе.

Потребности + рефлексы = целенаправленное поведение.

Для изучения ВНД подходят те же методы, что и для изучения НС, но нужны хронические эксперименты (не острые), т.е. нужны животные в максимально здоровом состоянии (т.е. при удалении какой-либо части НС проводится операция à животное выкармливается, «выздоравливает» à и уже только на этой основе проводится эксперимент (никак не сразу после удаления)).

Принципы:

1. Регистрация в состоянии бодрствования;

2. Максимальная адекватность реагирования;

3. Минимум повреждений.

3 принципа изучения всех психических процессов:

1. Принцип детерминизма (обусловленности).

Это учение об объективной всеобщей закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности природных, социальных и психических процессов.

Принцип детерминизма объединяет 3 теории:

1) рефлекторная;

2) теория отражения (ответ должен быть адекватным, образным. Это тот ответ, который упорядочивает элементы => создается отношение к этому объекту и ответ на него. Отражение носит опережающий характер; оно избирательно (обстановочная ориентация) + субъективность отражения).

3) теория системной деятельности мозга.

Труды по системной деятельности мозга (Бехтерев). Должно быть воздействие всех мозговых структур.

2. Принцип структурности.

Любая структура – это совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность объекта.

Это способность сохранять определенные свойства, определяющих тождественность данного объекта самому себе.

Грань между способностью реагировать и при этом сохранять устойчивость – это условия существования. + Если эта система жесткая, то существование тоже невозможно (пр: реакция в младенческом и взрослом возрасте).

3. Аналитично- синтетический принцип деятельности всех структур организма.

Сигнал нужно выделить, выбрать, правильно ответить на него.

На всех уровнях НС происходит анализ и синтез => необходимо воздействие различных участков НС. Необходимо изучить все детали этих отношений.

Заслуга Сеченова: глубокая разработка программы по физиологическому обоснованию высших мозговых процессов.

Павлов: разработка метода условного рефлекса, значение коры больших полушарий в процессах торможения, разработка теории анализаторов (СС), принцип систематичности в деятельности мозга + понятие динамического стереотипа, типы мышления. Понятие 1 и 2 сигнальной системы, теория темпераментов.

---------------

Вся деятельность нашего организма — это непрерывная смена состояния возбуждения и торможения, активности и покоя, бодрствования и сна. И. Сеченов доказал, что сознание — это функция головного мозга. Продолжатель дела И. Сеченова И. П. Павлов установил, что рефлексы — это основа работы головного мозга. Всеобъемлюще это обосновав, он доказал, что уже в момент своего рождения как человек, так и животные обладают многими свойственными себе нервными рефлексами, которые передаются из поколения в поколение. Ученый назвал их безусловными. Но есть рефлексы более сложные и вырабатываются у человека уже после рождения, в ходе жизни. Такие рефлексы И. Павлов назвал условными. Условный рефлекс — это временная связь организма с внешней средой, которая осуществляется при посредстве нервной системы. Работу коры головного мозга, которая обуславливается всеми первичными чувственными восприятиями, он назвал работой первой сигнальной системы. Ею обладают и люди, и животные. Но в отличие от последних, люди наделены способностью воспринимать окружающую действительность еще и по словесным обозначениям. По учению И. Павлова, наша речь и отвлеченное мышление — это результат работы второй сигнальной системы, осуществляющей нервные связи высшего типа в виде речи и мышления. Она дана лишь человеку. В словах заключен индивидуальный познавательный опыт каждого из нас и размах познавательной работы всего человечества. Любое из слов непременно отражается в нашем сознании с точным представлением о том явлении или предмете, которое оно обозначает. Слово — это великий раздражитель. Недаром говорят, что словом можно «убить» или «оживить» человека. Оно может оживлять в мозгу огромное количество разнообразнейших нервных связей, которые заложены ранее приобретенным людьми опытом. Однако вторая сигнальная система не может возникать и существовать без первой сигнальной системы, потому что только через нее осуществляется связь с внешним миром. Только контакт с внутренней и внешней средой позволяет головному мозгу осуществлять все свои функции применительно к нашему организму. Ученые мира немало сделали для того, чтобы проникнуть в сокровенные тайны мозга. Но предстоит еще многое сделать, чтобы все загадочное было разгадано. Пусть будет так, как говорил И. Павлов: «...Будем надеяться и терпеливо ждать, когда точное и полное значение нашего высшего органа — головного мозга сделается нашим подлинным достоянием, а с этим и главной основой прочного человеческого счастья». Вспомним примечательный факт. Шел декабрь 1935 г. Иван Петрович Павлов был болен. В те дни в Ленинграде проходила конференция невропатологов и психиатров. Зная о недомогании великого физиолога, участники конференции и не полагали, что он явится перед ними. Но к всеобщей их радости И. Павлов пришел и сделал доклад: «Уважаемые товарищи! Хотя вчера со мной приключилось нечто экстренное и, пожалуй, довольно тяжелое, так что я чувствовал себя не совсем в «своей тарелке», что называется, однако я счел необходимым сюда явиться. Почему? Потому, что считал, что для такой важной научной проблемы, как сон — и житейский, и клинический, — мое слово не лишено значения и потому, что я над явлениями сна думаю — и не один, а в компании со своими сотрудниками — целых 35 лет, изучая высшую нервную деятельность собак. Мы встречались с явлениями сна уже на первых порах нашей работы и не могли его специально не исследовать, так что в этом отношении я имею право говорить». Можно представить то чуткое внимание, с каким слушал зал этого труженика науки, учение которого отвоевало у природы секрет сна.

 

  1. Взаимодействие организма и среды. Принцип взаимодействия.

Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой, и поэтому, как писал еще И. М. Сеченов, в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие непрерывное взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой. Непременным условием и проявлением такого единства является адаптация организма к данным условиям. Однако понятие адаптации имеет и более широкий смысл и значение.

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, про исходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования.

Организм человека адаптирован к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза, создания и совершенствования в ходе их адаптивных механизмов (адаптогенез) в ответ на выраженные и достаточно длительные изменения окружающей среды. К одним факторам внешней среды организм адаптирован полностью, к другим — частично, к третьим — не может адаптироваться из-за их крайней экстремальности. В этих условиях человек погибает без специальных средств жизнеобеспечения (на пример, в космосе без скафандра вне космического корабля). К менее жестким — субэкстремальным влияниям человек может адаптироваться, однако длительное нахождение человека в субэкстремальных условиях ведет к перенапряжению адаптационных механизмов, болезням, а иногда и смерти.

Различают многие виды адаптации. Физиологической адаптацией называют достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность в измененных условиях существования (в том числе социальных) и способность воспроизведения здорового потомства. Физиология исследует формирование и механизмы индивидуальной адаптации.

Различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлена состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, по лом, возрастом конкретного человека.

Адаптационные реакции также делят на общие, или неспецифические, происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными сдвигами функций организма, систем и органов в ответ на различные по характеру воздействия, и частные, или специфические, проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующего фактора или их комплекса.

Неспецифический ответ организма на любое интенсивное воздействие на него Г. Селье назвал стрессом (напряжение, давление), а вызывающий его фактор — стрессором. По Селье, общий адаптационный синдром как ответная реакция на стрессор включает в себя усиление деятельности гипоталамуса, гипофиза с увеличением продукции АКТГ, гипертрофию коры надпочечников, атрофию вилочковой железы, изъязвление слизистой оболочки желудка. В дальнейшем были доказаны участие в стрессорной реакции практически всего организма и ведущая роль в этом центральной нервной системы.

В общем адаптационном синдроме Г. Селье выделил три фазы изменения уровня сопротивления организма стрессору: 1) реакция тревоги, когда сопротивление снижалось; 2) фаза повышенного сопротивления; 3) фаза истощения механизмов сопротивления. В повседневной жизни встречаются все эти фазы реакций организма — ощущение трудности перенесения сложной ситуации, «втягивание» — привыкание к ней, затем ощущение невозможности дальнейшего нахождения в этой ситуации, острая потребность выхода из нее.

Предложены и другие классификации фаз адаптации организма человека, о которых будет сказано в соответствующих главах учебника.

Каждая реакция адаптации имеет некую «стоимость», т. е. цену адаптации, за которую «платит» организм затратой веществ, энергии, различных резервов, в том числе защитных. Истощение этих резервов приводит к фазе дизадаптации, для которой характерны состояние сдвигов гомеостаза, мобилизация вспомогательных физиологических систем, неэкономная трата энергии.
Если организм возвращается к исходным условиям, то он постепенно утрачивает приобретенную адаптацию, т. е. реадаптируется к исходным условиям. Повторная адаптация возможна. Если организм вновь окажется в неких условиях, к которым он был адаптирован. При этом в одних случаях способность к повторной адаптации может быть повышена, в других — понижена в зависимости от истощенности или тренированности механизмов адаптации. Тренировка механизмов адаптации благоприятна для мобильности и стой кости адаптации. Готовность к адаптации и ее эффективность динамичны и зависят от многих факторов, в числе которых состояние здоровья, рациональное питание, режим сна и бодрствования, труда и отдыха, физическая активность и тренировка, закаливание, адаптирующие лекарственные средства (адаптогены), воздействие гипоксии.
Состояние стресса может быть тем фоном, на котором на организм действуют иные раздражители. Такая ситуация является типичной для повседневной жизни. Реакция на такой добавочный раздражитель может усилиться, что рассматривают как перекрестную сенсибилизацию, а может быть ослаблена — это обозначают как перекрестная резистентность.

Добавочный раздражитель сам по себе влияет на выраженность стрессорной реакции. Так, отрицательные эффекты распространенного в нашей жизни эмоционального стресса ослабляются или снимаются интенсивной физической нагрузкой, любимым занятием, философией оптимизма и многими другими приемами.

Описанные фазы неспецифической адаптации характеризуют активность адаптационных реакций, которые должны быть дополнены еще и адаптивным поведением, целью которых является ускорение адаптации и уменьшение отрицательных влияний адаптогенных факторов.
Существует и пассивная форма адаптации по принципу «экономизации активности», которая проявляется в гипореактивности или ареактивности. Ее выражением может быть такое общее состояние организма, как сон. Физиологический сон выступает в роли экономизирующего энергетические затраты фактора, «охранительное» его значение отмечал И.П.Павлов. Известно лечебное применение раз личных видов сна.

Ареактивность может быть результатом снижения реактивности рецепторов (адаптация рецепторов), торможения центральной части рефлекторной дуги. В механизме адаптации может принять участие и эффекторный компонент, когда с помощью различных механизмов снижается интенсивность или исключаются реакции эффекторов — органов-исполнителей.

Объективное определение адаптированности или неадаптированности человека к субэкстремальным условиям вызывает значительные затруднения. Тем не менее, об адаптированности организма человека к новым условиям свидетельствуют восстановление полноценной физической и умственной работоспособности; сохранение общей резистентности в ответ на действие дополнительного возмущающего фактора, его переносимость в субэкстремальных условиях; достаточно совершенная адаптированность к временным факторам; нормальный иммунный статус организма человека; воспроизведение здорового потомства; устойчивый (без дрейфа) уровень активности реакций и взаимодействия функциональных систем.
В субэкстремальных условиях у человека проявляются не только неспецифические, но и специфические, частные, общие реакции, направленные на адаптацию организма к конкретным условиям внешней среды. В одних случаях эти условия созданы искусственно, например специфические условия производства, в других случаях это естественные условия, например климатические.

В развитии большинства адаптации прослеживается два этапа: начальный — «срочная» адаптация, и последующий — «долговременная» адаптация. «Срочная» адаптационная реакция развивается сразу с началом действия стрессора на основе готовых физиологических механизмов. Например, увеличение теплопродукции в ответ на холодовое воздействие или повышение легочной вентиляции при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и т. д. «Срочная» адаптация мобилизует функциональные резервы и часто в неполной мере обеспечивает адаптационный эффект.

«Долговременная» адаптационная реакция развивается посте пенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Эта адаптация происходит на основе многократной «срочной» адаптации. В итоге накопления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Именно переход от «срочной» адаптации к «долговременной» делает возможной стабильную жизнь организма в новых условиях.

Адаптации значительно отличаются у разных людей скоростью и выраженностью в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека.
На основании результатов исследования адаптации лиц, переселяющихся в район Сибири и Крайнего Севера, выявлены следующие конституционные типы (по В. П. Казначееву): «спринтеры», «стай еры» и «миксты» (смешанный тип).

Организм «спринтера» способен осуществлять мощные физиологические реакции с высокой степенью надежности в ответ на действие значительных, но кратковременных факторов внешней среды. Высокий уровень надежности физиологических реакций может поддерживаться лишь относительно короткий срок. «Спринтеры» мало приспособлены к выдерживанию длительных и менее интенсивных нагрузок.

«Стайер» менее приспособлен к переносимости мощных кратко временных нагрузок. Однако после кратковременной перестройки его организм способен выдерживать продолжительные равномерные воздействия факторов внешней среды. Промежуточные варианты конституционных типов названы «микстами».

«Спринтеры» и «стайеры» различаются по ряду конституциональных, физиологических и биохимических показателей, а также заболеваемостью. В целом цикл адаптивной перестройки в новой экологической и климатической зоне с субэкстремальными условиями у людей длится 2—3 года. Это относительно короткий срок — у других биологических видов эквивалентные перестройки требуют смены нескольких поколений.

Вопросы адаптации человека к условиям гипоксии, различной по напряженности физической активности, временной, психосоциальной и других видов адаптации изложены в соответствующих главах учебника.

 

Гомеостаз

Поддержание постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом. Главную ответственность за гомеостатическую регуляцию несут вегетативный и кишечный отделы периферической нервной системы, а также центральная нервная система, отдающая организму приказы через гипофиз и другие эндокринные органы. Действуя совместно, эти системы согласовывают потребности тела с условиями окружающей среды.

Французский физиолог Клод Бернар, живший в XIX в. и целиком посвятивший себя изучению процессов пищеварения и регуляции кровотока, рассматривал жидкости тела как «внутреннюю среду». У разных организмов концентрация определенных солей и нормальная температура могут быть несколько различными, но в пределах вида внутренняя среда индивидуумов соответствует характерным для этого вида стандартам. Допускаются лишь кратковременные и не очень большие отклонения от этих стандартов, иначе организма не может оставаться здоровым и способствовать выживанию вида.

Уолтер Б. Кеннон, крупнейший американский физиолог середины XX столетия, расширил концепцию Бернара о внутренней среде. Он считал, что независимость индивидуума от непрерывных изменений внешних условия обеспечивает работу гомеостатических механизмов, которые поддерживают постоянство внутренней среды.

Способность организма справляться с требованиями, выдвигаемыми окружающей средой, сильно варьируют от вида к виду. Человек, использующий в дополнение к внутренним механизмам гомеостаза сложные типы поведения, по-видимому, обладает наибольшей независимостью от внешних условий. Тем не менее, многие животные превосходят его в определенных видоспецифических возможностях. Например, полярные медведи более устойчивы к холоду; некоторые виды пауков и ящериц, живущие в пустынях, лучше переносят жару; верблюды могут дольше обходиться без воды.

Регуляция общего уровня активности. До сих пор мы рассматривали внутренние процессы организма, которые регулируются мозгом. Координируя их, мозг осуществляет общий надзор за тем, что требуется для выполнения текущей деятельности, предугадывает, что понадобится в ближайшем будущем, и приспосабливает имеющиеся ресурсы к возникающим нуждам. Обычно мозг выполняет эти обязанности, не затрагивая деятельности, происходящей на уровне сознания, - за исключение, может быть, тех случаев, когда нужно сделать выбор.

Если мы не осознаем того, что происходит у нас внутри, то на что же в таком случае тратится наше «мыслительное» время? Мы должны соединить наши знания о внешнем мире с теми двигательными программами, которыми мы пользуемся, чтобы поддерживать контакты с этим миром. Мы ощущаем мир с помощью специализированных сенсорных систем. Поступающая информация идет по параллельным каналам к вертикальным клеточным ансамблям коры головного мозга, а затем – по последовательным иерархическим путям внутри мозга. Здесь снова происходит ее объединение. В результате создается общая сенсорная «картина», которую мы используем для того, чтобы подогнать наши двигательные программы к текущей ситуации и сравнить наши возможности действия с аналогичными ситуациями из прошлого опыта. Мир, в котором мы живем, беспрестанно меняется, и наши чувства должны четко улавливать эти изменения, если мы хотим их верно анализировать.

--------

Живой организм представляет собой единое целое, в котором частные физиологические процессы подчинены закономерностям работы сложной целостной системы. Основоположники марксистско-ленинской философии видели в живом организме единство и взаимосвязанность составляющих его частей, принципиальную несводимость живой системы к их сумме.
Ф. Энгельс показал, что в органической природе категории простого и составного теряют смысл, организм при любой степени сложности не может рассматриваться ни как простой, ни как составной. По образному выражению Гегеля, члены и органы живого тела, становятся простыми частями лишь под рукой анатома.

Процесс познания физиологических закономерностей немыслим без глубокого изучения структуры органа или системы органов. Поэтому изучение макро- и микроструктуры органа - необходимый этап познания сущности физиологических процессов. Разумеется, речь идет не о механических аналогиях, а о глубоком понимании связи между структурой и функцией живого органа или целостной живой системы.

Каждый орган или система органов выполняет специфическую функцию. Однако самостоятельность системы или органа в целостном организме является относительной. Живой организм представляет собой систему систем, которая в процессе взаимодействия с внешней средой обеспечивает получение полезного приспособительного результата. Так, в реализации поведенческой реакции, связанной с удовлетворением потребности животного в пище, различные физиологические реакции оказываются подчиненными решению главной задачи - получению пищи. Ведущее значение в физиологических механизмах сложных поведенческих актов принадлежит нервной системе.

--------------------

  • Единство организма и среды. В живом организме все приспособлено к существованию и выживанию в определенных условиях: строение, свойства, механизмы взаимодействия с окружающей средой и система саморегуляции (раздел 1.4), включающая влияние факторов среды на внутренние процессы.

Единство внутреннего и внешнего (соответствие внутренних процессов внешним условиям, синхронное изменение организма и среды) достигается разными путями, отметим главные из них.

Основы выживания. Живой организм существует и выживает, благодаря ритмической организации процессов и взаимодействию с окружающей средой.

Он представляет собой то, что называется «открытой» биосистемой – состоящей во взаимодействии со средой и получающей из нее все необходимое для нормального существования. Среда обеспечивает организм веществами и является естественным регулятором системы биоритмов. Весь комплекс ее факторов поддерживает нормальное течение жизни, обеспечивает эффективное выживание, имеет жизненно важное значение.

 

  1. Основные принципы рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) - закономерная (стереотипная) реакция живого организма на раздражение (определенное воздействие) из внешней или внутренней среды, осуществляемая с участием центральной нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.



2015-11-10 661 Обсуждений (0)
Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)