Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структуры о -функциональная организация памяти



2015-11-10 965 Обсуждений (0)
Структуры о -функциональная организация памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Память обеспечивается функцио­нированием многоуровневой систе­мы мозговых структур. В нее вклю­чаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации, ассоциатив­ные области, где синтезируется ма­териал для образной и словесно-ло­гической памяти.

В процессе перевода информации из кратковременной памяти в долго­временное хранение принимает уча­стие гиппокамп. При его поражении теряется память на текущие события при сохранении долговременной па­мяти. Это так называемый Корсаков-ский синдром.


В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмо­ционально значимых событий даже после их одноразового появления.

Гиппокамп и миндалина тесно связаны с височной корой, которая рассматривается как «хранилище» долговременной памяти.

В отборе информации для хране­ния и в актуализации следов, необ­ходимых для организации целенап­равленного поведения, ведущая роль принадлежит лобным отделам коры, имеющим двусторонние связи со структурами лимбической и ретику­лярной системы.

Лобные отделы, принимающие участие в оценке значимости инфор­мации, на ее основе обеспечивают создание оптимального уровня акти­вации для фиксации следов и их вос­произведения.

Мо. 7 еку. гярн ые механизмы памяти

Началом изучения специфичес­кого носителя памяти послужили работы X. Хидена, показавшего, что образование следов памяти сопровож­дается изменением структуры РНК с последующим образованием новых белков. В дальнейшем было показа­но, что РНК участвует в передаче спе­цифического кода, а в качестве храни­лища информации выступает ДНК.

Исследования молекулярных ме­ханизмов памяти рассматривается как перспективное направление. Од­нако в основе долговременной памяти лежат не только преобразования на уровне отдельных клеток, но и на сис­темном уровне. Эти преобразования


обеспечиваются медиаторными систе­мами мозга, объединяющими разные структуры, участвующие в операциях запечатления и воспроизведения сле­довых процессов, в распределенную динамическую систему памяти.

Речь - специфически человечес­кая функция, возникшая в процессе эволюции. Для ее обозначения и под­черкивания различий физиологи­ческих механизмов речи как формы общения с внешним миром от форм, имеющихся у животных, И.П. Пав­лов ввел понятие второй сигнальной системы, в отличие от первой сиг­нальной системы (восприятие непо­средственных признаков внешних стимулов), свойственной животным. Слово, хотя тоже является раздра­жителем, воспринимающимся через сенсорные системы, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возмож­ность обобщенного иотвлеченного отражения действительности.

Функции речи

Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает об­щение между людьми, служит для обмена информацией ипобуждения к действию. Посредством слов че-


Проверь себя

1. Дайте определение памяти.

2. Опишите основные виды памяти и их роль в формировании индивидуального опыта.

3. Какова структурная основа памяти?

ловек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственно­го контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, опре­деляет формирование родного язы­ка. У человека имеются видоспеци-фические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи при­надлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы - приказы во внутреннюю речь (процесс интериоризации). С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведе­ние. Она же является и средством мышления.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ



Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов


Глава 9. Психофизиология речи и мышления



 


       
   
 
 

Задняя речевая зона коры ■ (Вернике)
Зрительная кора

Рис.16. Центры речи (области Вернике и Брока) н леном полушарии (а) и на горизонтальном сре.че мозга(б). МТ мозолистое тело. ДП диагональный пучок, связывающий речевые центры. Стрелками показан путь передачи информации при зрительном восприятии слон и речевом ответе.

различных действии и поведения на основе внутренней речи. В собствен­но речевой (вербальной) деятельнос­ти это проявляется в программиро­вании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

Мозговая организация речи

Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представ­ляли как взаимосвязь центров вос­приятия речи (Вернике) и ее воспро­изводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом по­лушарии (рис.16).

Важный вклад в понимание функ­циональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологи-ческие исследования А.Р. Лурия и других авторов. Было показано, что при различных по локализации моз­говых поражениях нарушается слож-

Передняя речевая зона коры (Брока)

Дополнительная моторная область


ная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Важную роль в восприятии слыши­мой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементар­ные коды слов - фонемы. Например: люк, лак, лук или бар - пар. Разли­чение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих струк­тур, понимание точного значения слов становится невозможным. Фо­немы - это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и от­вечает за специфический для вер­бальной функции фонематических слух. Нарушения в этой области де­лает невозможным понимание точ­ного и конкретного значения слов. Такую же роль в зрительном вос­приятии слов играют вторичные зрительные зоны.

Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в пред­ложении), и целостного речевого высказывания (семантический ана-


лиз) страдает при поражении глубо­ких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую па­мять и заднеассоциативных облас­тей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.

При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с ко­торыми связано программирование действий, становится невозможным активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание.

Сложноорганизованной является и система называния предметов и ус­тной речи. Непосредственная реали­зация устной речи происходит с уча­стием нижних отделов премоторной области левого полушария, где лока­лизован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застре­ванию на каком-нибудь слоге, пере­становке букв, многократном по­вторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием и других структур мозга.

Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта опе­рация связана с теменно-затылочны-ми отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность аку­стической структуры слова, что яв­ляется функцией левой височной об­ласти. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами - необходи­мость единственно правильного на­зывания предмета требует тормо­жения всех побочных вариантов -операции, осуществляемой с участи­ем лобной коры, управляющей всей активирующей системой мозга.


Роль лобной коры особенно вели­ка в воплощении замысла и намере­ния речевого высказывания в уст­ную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных об­ластей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (рече­вая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и одно­сложными повторениями.

В последнее время была выявле­на важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной мо­торной области, расположенной кпе­реди от центральной (Роландовой) борозды (см.рис. 16) и являющейся частью лобных долей мозга. У боль­ных с поражением этой области на­рушается ритм речи, интонация. Су­щественно страдает грамматический порядок слов - больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нару­шения затрагивают как произноси­мую, так и слышимую речь.

Необходимо подчеркнуть, что, не­смотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полу­шарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.

При поражении правого полуша­рия страдают нелингвистические ком­поненты речи: интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакция­ми, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоцио­нальный компонент. Правое полуша­рие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербально­го материала.

Важные сведения о мозговой орга­низации речевых процессов были по­лучены с помощью ЭЭГ-анализа и компьютерной томографии. Как по-



Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов


Глава 9. Психофизиология речи и мышления



 


       
   
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис.17. Функциональные объединения корковых зон при ожидании вербального задания (составле­ние слов из букв) и его выполнении. В обеих ситуациях вовлекаются речевые зоны левого полушария (ТРО, Р) и ассоциативные области (Р), но характер их функциональной интеграции различен.

казали результаты ЭЭГ-анализа при вербальных операциях (составление слов из букв) увеличение значений функции когерентности стабильно наблюдается между речевыми зо­нами левого полушария (рис.17). В правом полушарии отмечается вза­имодействие лобной и затылочной области; вовлечение зрительной про­екционной зоны связано со зри­тельным предъявлением букв. При индивидуальном анализе в правом полушарии обнаруживается боль­шее количество взаимодействующих областей. При этом характер взаимо­действия достаточно вариативен от испытуемого к испытуемому.

Следует подчеркнуть специфику ритмического компонента, образую­щего функциональные объединения в левом и правом полушариях: в ле­вом взаимодействие областей осуще­ствляется по высокочастотному ком­поненту альфа-ритма, в правом - по низкочастотному.


/р .р ТРО ^ ^ ТРО О- -О

О вовлечении структур правого и левого полушария в вербальную де­ятельность свидетельствует и изби-


рательное усиление метаболизма в определенных корковых зонах.

Показано участие в речевой дея­тельности и глубинных структур моз­га. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обна­ружены нейроны, изменяющие кон­фигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. По­ражение таламических структур при­водит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.

Мышление

Деятельность :Р7


Мышление - психический про­цесс получения знания о сущност­ных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга - вер­бальному мышлению, базирующему­ся на кодировании информации с по-


мощью абстрактных обобщенных символов - слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неяс­ные побуждения.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятель­ности, организуется по принципу функциональной системы. Направ­ленность мышления на решение оп­ределенных задач определяется ак­туализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (на­личной и следовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соот­ветствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями. Согласование прекращает мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение.

Отсюда ясно, что в обеспечении мыслительной деятельности участ­вуют многие структуры мозга, не только корковые области, но и под­корковые образования. При регист­рации активности отдельных нейро­нов таламических ядер обнаружена ее модуляция в процессе выполне­ния мыслительных операций.

Нейропсихологическими исследо­ваниями выявлена специализирован­ная роль передне- и заднеассоциатив-ных отделов коры в мыслительной деятельности. Показано, что теменно-затылочные отделы коры принимают участие в осуществлении зритель­но-пространственной деятельности и мысленного конструирования объек­та по образцу из отдельных деталей.


Выполнение вербально-логичес-ких операций (например, решение арифметических задач, доказатель­ство теорем) вовлекает переднеассо-циативные отделы, где сосредоточен мозговой субстрат основных блоков функциональной системы аппарата афферентного синтеза, принятия ре­шения, программирования, контро­ля (акцептор результатов действия). Больные с нарушенной функцией лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, выч­ленить наиболее значимую информа­цию, сличить полученный результат с исходными условиями задачи и осознать бессмысленность получен­ного ими ответа.

Взаимодействие корковых облас­тей и системная организация процес­са мышления четко выявляются в электрофизиологических исследова­ниях. При решении задач разного типа обнаружено, что организация межцентрального взаимодействия зависит от характера выполняемой мыслительной операции. Как было показано выше (см. рис. 17), при мысленной вербальной деятельности усиление межцентрального взаимо­действия наблюдается между пере-днеассоциативными и заднеассоциа-тивными речевыми зонами левого полушария. Решение арифметичес­ких задач (рис. 18) сопровождается формированием функциональных объединений лобных областей с ви­сочными отделами левого полуша­рия и теменными правого, что связа­но с активизацией речевой памяти (левая височная область) и простран­ственных синтезов при операциях с цифрами (правая теменная зона).

При выполнении зрительно-про­странственных заданий (мысленное вращение фигур или выбор фигуры


Раздел I. Нейрофизиологическая основа психических процессов



 


           
   
   
 
 
 


Раздел II. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Зрительно-пространственная деятельность

^6-6Х

Рис.18. Функциональные объединения корковых зон при мыслительных операциях: Точками сверху вниз обозначены отведения от лобных, центральных, височных, теменных и затылочных областей коры обоих полушарий.

Закономерности онтогенетического развития. Возрастная периодизация

 

Решение арифметических задач
лп/рр^" г/ Р\ ПП
А .с \
X V У
\ .Р. р. У

ТРОо. .оТРО

по эталону) отмечается формиро­вание локальных функциональных объединений теменных, височных и затылочных областей правого полу­шария, участвующих в зрительно-пространственном гнозисе (рис. 18). В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функ­циональной организации полуша­рий и связанные с этим способы обработки информации. В левом по­лушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последова­тельной поэтапной обработке инфор­мации. Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие про­странственно разнесенные области, обрабатывает поступающую инфор­мацию одномоментно и целостно.

Проверь себя

1. Каковы функции речи?

2. Какие структуры мозга отвечают за ре­чевую функцию?


Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мыш­лении, выделении причинно-след­ственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого - в решении пространственных задач, осуществ­ляемых на основе одномоментного ох­вата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наибо­лее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов. Отмечая определенную специали­зацию полушарий в мыслительных операциях и психических процес­сах, следует подчеркнуть, что оба полушария работают в тесном взаи­модействии, дополняя друг друга. Характер их участия и взаимодей­ствия зависит от конкретной задачи и реализуемой деятельности.

3. Какую роль играет речь в формирова­нии мышления?

4. Опишите общий принцип мозговой ор­ганизации процесса мышления. Охарактери­зуйте роль различных структур мозга в мыс­лительной деятельности.


Основной задачей возрастной пси­хофизиологии является выяснение возрастных особенностей мозговой организации психических процессов и механизмов, лежащих в основе их формирования. Согласно современ­ным представлениям, все функции складываются и претерпевают изме­нения при тесном взаимодействии организма и среды. В соответствии с этим представлением приспособитель­ный (адаптивный) характер функци­онирования организма в различные возрастные периоды зависит от двух важнейших факторов: морфофункци-ональной зрелости физиологических систем и адекватности воздействую­щих средовых факторов функцио­нальным возможностям организма.

Оптимальное функционирование организма определяется ходом его развития, которое, начинаясь с мо­мента образования оплодотворенной яйцеклетки - зиготы, делится на два больших периода - пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (с момента рождения) онтогенез.

Индивидуальное развитие подчи­няется общей закономерности - оно находится под влиянием двух глав­ных взаимодействующих факторов -


Применительно к задачам возраст­ной психофизиологии это определя­ет необходимость понимания того, как, по каким закономерностям раз­вивается мозг, его отдельные функ­циональные системы, обеспечиваю­щие контакты с внешней средой, накопление индивидуального опы­та, организацию адаптивного пове­дения и последовательность фор­мирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе этих знаний, приведение их в соответствие с осо­бенностями физиологических меха­низмов, лежащих в основе психичес­ких функций, является важнейшим условием оптимального развития ребенка.

внутреннего (наследственная про­грамма) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются раз­личной эффективностью влияний и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

В пренатальный период доминиру­ет внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная про­грамма интенсивно развертывается



Раздел П. Возрастная психофизиология


Глава 10. Закономерности онтогенетического развития



 


на протяжении внутриутробного пе­риода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества ге­нетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиден­ных мутаций, могут привести к раз­личным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического разви­тия (например, синдром Дауна)

Генетическая программа внутри­утробного развития реализуется за­кономерно и последовательно во вре­мени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повли­ять на ее реализацию, следует упо­мянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кис­лорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери - актив­ное и пассивное курение и особенно стрессы. Эксперименты на животных показали, что физический и в боль­шей мере «психический» стресс, пе­реживаемый беременными самками, приводит к выраженным ранним и отдаленным последствиям. Наблю­далась более высокая, чем в контроле, смертность потомства, у детенышей отмечалась повышенная агрессив­ность, а при достижении половой зрелости у самок возникали наруше­ния репродуктивной функции.

Уже во внутриутробном периоде некоторые внешнесредовые воздей­ствия могут опосредоваться не только гуморальными влияниями материн­ского организма, но и развивающей­ся нервной системой плода. Наблю­дения показывают, что различные акустические воздействия приводят к изменениям сердцебиения и двига­тельной активности. Эти возможно-


сти нужно активно использовать, стимулируя положительный эмоци­ональный фон (тихая музыка, при­родные шумы) и избегая негативных эмоций (резкие звуки, крики, раз­дражение).

Наследственная программа опре­деляет органогенез - закладку и раз­витие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез - объедине­ние элементов разных органов в су­щественные для выживания и разви­тия системы жизнеообеспечения - во второй, плодный (с 5-6 лунных ме­сяцев).

Гетерохрония развития. Смет емогенез

Важнейшее значение для пони­мания общих закономерностей раз­вития имеет сформулированный А.Н. Северцевым принцип гетерох­ронии развития, согласно которому отдельные органы и системы созрева­ют неравномерно и достигают уровня зрелости в различные возрастные периоды. Значение принципа гетеро­хронии, понимание его роли в адап­тивном характере развития отчет­ливо следует из разработанной П.К. Анохиным теории системогене-за. Эта теория основывается на экс­периментальных исследованиях, по­казавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созре­вают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созрева­ющими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функцио­нальную систему. Таким образом, осуществляется минимальное, но до­статочное для данного этапа разви-


тия обеспечение жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения»).

Для примера рассмотрим, как складывается система, обеспечиваю­щая такую жизненно важную функ­цию, как сосание. В функциональной системе сосания из лицевых мышц первой созревает круговая мышца рта, из шейных готовы к функцио­нированию те, которые осуществля­ют поворот головы к источнику питания при касании рта или повер­хности щеки, среди хемо- и механо-рецепторов языка раньше формиру­ются расположенные у его корня. К моменту рождения созревают и ме­ханизмы, обеспечивающие коорди­нацию дыхательных и глотательных движений (непопадание молока в дыхательные пути). Таким образом обеспечиваются самые необходимые операции, связанные с питанием но­ворожденного, - захват, удержание соска, вкусовые ощущения, соса­тельные движения и направление пищи по соответствующим путям.

Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существо­вания и развития организма созрева­ют в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтоге­неза, отражая надежность функцио­нирования биологических систем.

Биологическая надежность

Согласно концепции А.А. Мар-косяна, биологическая надежность процесса индивидуального развития обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гете-


рохронного формирования функци­ональных систем, но и такими свой­ствами живой системы, как избыточ­ность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота воз­врата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы.

Исследования показали, что обес­печение биологической надежности функционирования физиологичес­ких систем в ходе онтогенеза, меха­низмы ее поддержания претерпева­ют существенные изменения. На ранних этапах постнатальной жизни надежность обеспечивается жестким генетически детерминированным объ­единением звеньев системы, опреде­ляющим возможность осуществле­ния элементарных реакций на внеш­ний стимул и жизненно важных функций, например сосания. В ходе развития все большее значение при­обретают пластичные связи, создаю­щие условия для динамичной изби­рательной организации компонентов системы. Выделены три этапа, отли­чающиеся по механизму обеспечения надежности адаптивного функцио­нирования системы: 1 этап (пери­од новорожденности) обеспечивается наиболее рано созревающим блоком, определяющим возможность реагиро­вания по принципу «стимул - реак­ция» ; 2 этап (первые годы жизни) ха­рактеризуется в основном избыточ­ным генерализованным вовлечением элементов.разного уровня системы. Надежность функционирования обес­печивается дублированием элементов; 3 этап (наблюдается с предшкольного возраста) - созревающая в ходе онто­генеза иерархически организован­ная многоуровневая система регули­рования обеспечивает возможность



Раздел II. Возрастная психофизиология


Глава 10. Закономерности онтогенетического развития



 


специализированного вовлечения элементов разного уровня в инфор­мационные процессы и организацию деятельности.

По мере совершенствования цен­тральных механизмов регуляции и контроля в процессе индивидуально­го развития возрастает пластичность динамического взаимодействия эле­ментов систем, благодаря чему в со­ответствии с конкретной ситуацией, потребностями и осуществляемыми действиями формируются избира­тельные функциональные объедине­ния (функциональные системы).

Темпы развития

Темпы развития организма, ско­рость морфофункционального созре­вания органов и систем существенно отличаются на разных этапах онто­генеза.

Структурные преобразования наи­более интенсивно и быстро протека­ют во внутриутробном (пренаталь-ном) периоде. Интенсивное развитие характерно и для младенческого воз­раста, когда становление функций уже определяется как морфологи­ческим созреванием органов и эле­ментов функциональных систем, так и воздействующими на них фактора­ми внешней среды. В процессе онто­генеза выделяются периоды уско­ренного и замедленного развития. По характеру возрастных преобразо­ваний выделяют периоды роста и дифференцировки. Первые из них отличаются интенсивными прирос­тами размеров органов, частей тела и всего организма. Вторые характе­ризуются морфофункциональными перестройками различных элемен­тов системы и изменением их взаи­модействия, приводящим к качест-


венным перестройкам отдельных функциональных систем и адаптив­ного реагирования целостного орга­низма.

Количественные и качественные изменения функционирования орга­низма на разных этапах развития, различия в темпах этих изменений приводят к необходимости четкой характеристики этапов развития и выбора критериев их различения.

Понятие

о возрастной норме.

Периодизация развития

В качестве возрастных нормати­вов раньше, а нередко и сейчас, использовались количественные сред­нестатистические параметры, харак­теризующие в основном морфологи­ческие особенности организма. Такое представление о норме уходит свои­ми корнями в те времена, когда прак­тические потребности заставили вы­делить некоторые средние стандарты развития, от которых отличали мно­гочисленные уродства и аномалии. Несомненно, что на определенном эта­пе развития биологии и медицины по­добный подход сыграл прогрессивную роль, позволив определить среднеста­тистические параметры морфофунк-циональных особенностей развиваю­щегося организма. В настоящее время при использовании среднестатисти­ческих показателей обязательно учи­тывают и их разброс, отражающий ва­риативность нормы развития.

Согласно современным представ­лениям, норма развития - это не только количественная, но непремен­но и качественная оценка особеннос­тей функционирования организма, обеспечивающих его приспособле­ние к условиям внешней среды.


В качестве критерия периодизации, отражающего качественные преоб­разования целостного организма, был предложен такой интегральный показатель, как метаболизм, измене­ния которого проявляются в количе­ственных морфологических характе­ристиках: рост, вес, смена зубов и др.

Принятая в настоящее время пе­риодизация основана на таком под­ходе. Выделяют следующие этапы развития детского организма: пери­од новорожденности - от 1 до 10 дней; грудной (младенческий) воз­раст - первый год жизни; ранний возраст - от 1 до 3 лет; период первого детства -4-7 лет; второго детства -8-11 лет девочки, 8-12 лет мальчи­ки; подростковый возраст - 12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики.

Эта периодизация, так же как и социальная, отражающая принятую образовательную систему (дошколь­ный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), не являются физиологически обосно­ванными. Они не опираются на ос­новную характеристику организма -его функциональные возможности, обеспечивающие адекватное реагиро­вание на внешнесредовые факторы.

Существует представление о том, что в основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, ха­рактеризующие адаптивное функци­онирование организма на разных эта­пах его развития. В качестве такого критерия предлагается выделение для каждого этапа развития ведущей функции. На основе этого принципа в раннем постнатальном развитии И.А. Аршавский выделил периоды, характеризующиеся особенностями питания и двигательных актов.

В процессе онтогенеза возрастает активное отношение ребенка к внеш-


ним факторам, усиливается роль выс­ших отделов ЦНС в обеспечении адап­тивных реакций на внешнесредовые факторы. Особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и ка­чественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных струк­тур, обусловливающих деятельность всех физиологических систем, форми­рование психических процессов и по­ведение ребенка.

Такой подход сближает физиоло­гические и психологические пози­ции в проблеме возрастной периоди­зации и создает базу для выработки единой периодизации развития ре­бенка. Л.С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообра­зования, характерные для конкрет­ных этапов развития. Продолжая эту линию, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эль-конин особую роль в возрастной периодизации придавали ведущей деятельности, определяющей воз­никновение психологических ново­образований. Важно иметь в виду, что особенности психического, так же как и особенности физиологичес­кого развития, определяются как внут­ренними факторами (морфофунк­циональными), так и внешними условиями, влияющими на индиви­дуальное развитие ребенка.

Физиологическими и психологи­ческими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогене­за. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как перио­дах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.



Раздел II. Возрастная психофизиология


Глава 11. Созревание мозга



 


Выявление и учет сенситивных пе­риодов развития функций организма способствует созданию благоприят­ных адекватных данному периоду условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, по­скольку высокая чувствительность определенных функциональных сис­тем должна быть, с одной стороны, использована для эффективного це­ленаправленного воздействия, спо­собствующего их прогрессивному раз­витию, и, с другой стороны, неадек­ватность внешнесредовых факторов может привести к нарушению разви­тия организма.

Особенности взаимодействия ор­ганизма и среды отражены так­же в понятии критические периоды развития. Принято считать, что кри­тическим является только ранний постнатальный период, характеризу­ющийся интенсивным морфо-функ-циональным созреванием, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии опреде­ленных зрительных стимулов в ран­нем онтогенезе восприятие их в даль­нейшем не формируется. То же отно­сится к речевой функции (известный пример детей-волков).

Вместе с тем все дальнейшее ин­дивидуальное развитие организма -процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепен­ного) морфо-функционального созре­вания и периоды «революционных», переломных скачков развития, кото­рые могут быть связаны как с внутрен­ними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (соци­альными) факторами. В отличие от сенситивных периодов, характеризу­ющихся повышенной чувствитель-


ностью отдельных функций, эти пе­риоды отличаются существенными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в раз­ных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процес­сов. Морфо-функциональные пере­стройки основных физиологических систем на этих этапах развития обусловливают напряжение гомеос-татических механизмов, увеличение энерготрат, высокую чувствитель­ность к совокупности факторов внеш­ней среды, что позволяет отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным воз­можностям организма на этих эта­пах развития может иметь особо па­губные последствия.

Рассматривая вопросы возрастной периодизации, необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Он



2015-11-10 965 Обсуждений (0)
Структуры о -функциональная организация памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структуры о -функциональная организация памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)