Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы заданий в тестовой форме



2015-11-10 970 Обсуждений (0)
Системы заданий в тестовой форме 0.00 из 5.00 0 оценок




В большинстве случаев в педагогическом процессе используют не отдельные задания в тестовой форме, а их системы.

Систему заданий в тестовой форме образуют такие задания, которые имеют все признаки, присущие заданиям в тестовой форме, но не обладают свойствами тестовых заданий.

Система заданий в тестовой форме – это содержательная система, охватывающая взаимосвязанные элементы знаний. В отличие от тестов, в системах заданий вероятность правильного ответа на последующее задание может зависеть от вероятности правильного ответа на предыдущие задания. Результатом применения цепных заданий является не педагогическое измерение, а педагогическая оценка. Тестовый контроль способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому[7].

В.С. Аванесовым выделены и исследованы четыре основных вида систем заданий в тестовой форме, эффективные для научной организации учебного процесса: цепные, тематические, текстовые и ситуационные системы заданий в тестовой форме[8].

Рассмотрим более подробно каждую из указанных систем.

Цепные – это такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от ответа на предыдущее задание. Основная причина возникновения такого свойства – зависимость заданий по содержанию. Цепные задания могут быть любой формы.

Пример 1

Дополните или выберите один правильный ответ:

1. ПЛЁНКУ ИЗ ЗАТВЕРДЕВШЕГО ПОЛИМЕРНОГО СОСТАВА НАЗЫВАЮТ _

2. И ДЕЛЯТ НА ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ

А) мягкие и твердые

Б) простые и сложные

В) холодные и тёплые

Г) упругие и пластичные

Эталон: 1 – мастичным покрытием; 2 – В

Пример 2

Выберите один правильный вариант ответа:

1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ МИНИМУМ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ –

1) минимальная заработная плата

2) потребительский бюджет

3) прожиточный минимум

4) черта бедности

2. ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЕГО СТОИМОСТНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ПОНЯТИЕ

1) минимальный потребительский бюджет

2) уровень малообеспеченности

3) среднедушевой доход семьи

4) потребительская корзина

3. КОТОРОЕ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ФОРМУЛОЙ

1) стоимость набора продуктов + налоги

2) стоимость набора продуктов + налоги + обязательные

платежи

3) стоимость набора продуктов + налоги + обязательные

платежи + материальные блага и услуги

Эталон: 1 – 2), 2 – 1), 3 – 2).

Пример 3

Дополните или выберите один правильный вариант ответа:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АКЦИОНЕРАМИ – ______________

2. ГОД ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

А) 2000

Б) 1995

В) 1991

3. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ПОДПИСАВШИЙ ЗАКОН

А) В.В.Путин

Б) Б.Н.Ельцин

В) М.С. Горбачев

4. КОДЕКС, ПРИНЯТЫЙ ПРИ ЭТОМ ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА

А) Земельный кодекс РФ

Б) Семейный кодекс РФ

В) Гражданский кодекс РФ

5. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЭТИМ КОДЕКСОМ

А) духовные

Б) личные неимущественные

В) экономические

6. ПРЕДМЕТ, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ

А) собственность

Б) производство

В) нематериальные блага

Эталон: 1 – «Об акционерных обществах»; 2 – Б; 3 – Б; 4 – В; 5 – Б; 6 – В.

Из приведенных примеров становится ясно, что неправильный ответ в предыдущем задании порождает неправильные ответы в последующих заданиях. В результате возникает цепь ответов, зависимых исключительно от успеха в предыдущих заданиях, что и даёт этим заданиям название «цепные».

Новым содержательным принципом композиции таких заданий является принцип детерминации, что означает: правильные ответы в последующих заданиях зависят от правильности ответов в предыдущих заданиях. В хорошо сделанных цепных заданиях содержание последующих заданий не должно содержать намека на правильные ответы в предыдущих заданиях [9] .

Тематические задания – это совокупность заданий любой формы, созданная для контроля знаний по одной изученной теме. Название темы пишется в самом начале задания, перед инструкцией. Тематическая система – это одна из самых распространённых систем. Такие задания полезны для организации компьютерного самоконтроля знаний по каждой изученной теме, могут использоваться и в качестве обучающего материала.

Пример 1

Тематические задания открытой формы по теме «Сухие растворные смеси»

Дополните:

1. СУХАЯ РАСТВОРНАЯ СМЕСЬ – ЭТО ___

_______________________________

Эталон: дозированный и тщательно перемешанный состав из вяжущих заполнителей

2. РАСТВОРЫ С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ЦЕМЕНТА НАЗЫВАЮТ _________________________

Эталон: тощие.

3. ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПЛАСТИЧНОСТИ В РАСТВОР ВВОДЯТ ____________

Эталон: пластификаторы

Заполните таблицу:

4. ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТВОРОВ НАЗВАНИЕ РАСТВОРОВ
Применяют для каменной кладки, монтажа стен из крупноразмерных элементов  
Применяют для оштукатуривания помещений, нанесения декоративных слоев на стеновые блоки и панели  
Гидроизоляционные, акустические, рентгенозащитные.  

Эталон: 1 – кладочные; 2 – отделочные; 3 – специальные

5. НАЗВАНИЕ СМЕСИ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ
Ротбанд  
фугенфюллер  
М-150  

Эталон: 1 – выравнивания стен и потолков; 2 – заделки стыков ГКЛ ; 3-выравнивания пола

Дополните:

6. РАСТВОРЫ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ЦЕМЕНТА НАЗЫВАЮТ ________

Эталон: жирными

7. СЦЕПЛЕНИЕ РАСТВОРА С ПОВЕРХНОСТЬЮ – ЭТО_______________

Эталон: адгезия

8. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСТВОРА – _______________________

Эталон: плотность, твёрдость

9. РАСТВОРЫ ДЛЯ ХИМИЧЕСКИ СТОЙКИХ ПОЛОВ НАЗЫВАЮТ ____________

Эталон: кислотоупорными

Пример 2

Тема: Основные сведения о токарной обработке

Дополните или обведите кружком номер правильного ответа:

1. ПРОЦЕСС УДАЛЕНИЯ С ПОВЕРХНОСТИ ЗАГОТОВКИ СЛОЯ МЕТАЛЛА НАЗЫВАЮТ ______________.

Эталон: резание.

2. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА ЗАГОТОВКА И РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ

1) параллельно

2) перпендикулярно

3) наклонно

Эталон: 2

3. ДВИЖЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СКОРОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ СТРУЖКИ, НАЗЫВАЮТ

1) главным

2) подачи

3) вспомогательным

Эталон: 1

4. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ДВИЖЕНИЯ РЕЗЕЦ СНИМАЕТ С ДЕТАЛИ

1) фаску

2) припуск

3) торец

Эталон: 2

5. ПОВЕРХНОСТЬ ДЕТАЛИ, С КОТОРОЙ СНИМАЕТСЯ СТРУЖКА, НАЗЫВАЕТСЯ

1) обработанной

2) обрабатываемой

3) резания

Эталон: 2.

Как видно из приведенных примеров, задания могут быть цепными и тематическими одновременно, если их цепные свойства подтверждаются в рамках одной темы или тематического блока.

Текстовые задания представляют собой совокупность заданий, созданных для автоматизированного контроля знаний конкретного учебного текста[10]. В систему текстовых заданий могут включаться задания любой формы. Приведём примеры текстовых и одновременно цепных заданий.

Пример 1

Одна из форм антисоциального поведения – правонарушения. Они делятся на преступления и проступки. Преступление – общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, виновно (с умыслом) совершённое вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Различают формы преступности: общегосударственную, насильственную, корыстно-насильственную (грабежи, разбои). Проступок – тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проявляются в форме вызывающего поведения, сквернословия, пьянства, бродяжничества, мелкого воровства. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового права и не являются уголовно наказуемыми.

Выберите один верный вариант ответа:

1. ОБЩЕОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ, ВИНОВНО СОВЕРШЁННОЕ ВМЕНЯЕМЫМ ЛИЦОМ

1) проступок

2) преступление

3) правонарушение

2. ЕГО ФОРМЫ

1) корыстно-насильственные

2) административные

3) социально-опасные

3. ДАННАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ВИДЕ

1) мелкого воровства

2) пьянства

3) грабёжа

4. ЭТО ДЕЯНИЕ УГОЛОВНОУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1) предусматривает

2) не предусматривает

Эталон: 1 – 2); 2 – 1); 3 – 3); 4 – 1).

Пример 2

Передняя бабка служит для закрепления обрабатываемой детали и передачи ей главного движения – вращения. Наиболее ответственной деталью передней бабки является шпиндель, представляющий собой пустотелый вал. На переднем конце шпинделя нарезана точная резьба, на которую навинчен кулачковый патрон.

Этот текстовый фрагмент представлен в заданиях в тестовой форме:

Вставьте пропущенную информацию:

1. ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ДЕТАЛИ СЛУЖИТ ____________.

Эталон: передняя бабка

2. ГЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕДАВАЕМОЕ ПЕРЕДНЕЙ БАБКОЙ ОБРАБАТЫВАЕМОЙ ДЕТАЛИ, – _____________

Эталон: вращение

3. НАИБОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕТАЛЬЮ ПЕРЕДНЕЙ БАБКИ ЯВЛЯЕТСЯ __________________.

Эталон: шпиндель

4. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ _________________ ВАЛ.

Эталон: пустотелый

5. НА ПЕРЕДНЕМ КОНЦЕ ШПИНДЕЛЯ НАРЕЗАНА _____________ РЕЗЬБА.

Эталон: точная

6. НА НЕЕ НАВИНЧИВАЕТСЯ __________________ ПАТРОН.

Эталон: кулачковый

Пример 3

К осетровой рыбе относятся белуга, севрюга, осетр, шип, калуга, форель. Осетровая рыба отличается от других видов рыб тем, что не имеет костного скелета. Заменяет позвоночную кость – визига, представляющая собой хрящ. Поверхность осетровой рыбы покрыта несколькими рядами костных пластинок-жучек. Особенность механической обработки осетровых пород рыб заключается в том, что для удаления костных пластинок-жучек их необходимо ошпарить.

Этот текстовый фрагмент представлен в заданиях в тестовой форме.

1. к осетровой рыбе относятся

1) севрюга 3) белуга 5) муксун 7) налим
2) лосось 4) осетр 6) нельма 8) судак

2. осетровая рыба отличается от других видов рыб тем, что не имеет _________________________.

3. его заменяет

1) визига

2) хорда

4. она представляет собой ___________________________.

5. поверхность осетровой рыбы покрыта

1) чешуей

2) костными пластинами

3) ослизненной кожей

6. особенностью обработки осетровых рыб является удаление _______________ .

7. Для удаления их предварительно

1) брезируют

2) вымачивают

3) ошпаривают

Ситуационные задания можно определить как педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста. Они разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, нетипичных, экстремальных и других ситуациях. Данные системы заданий позволяют процесс обучения максимально приблизить к производственному процессу, профессиональным условиям.

Ситуационные системы заданий в тестовой форме могут применяться в процессе формирования и проверки готовности обучаемых к осуществлению профессиональной деятельности. Если принять во внимание, что основной составляющей профессиональных компетенций является знание о способах действий в конкретных производственных ситуациях, то становится очевидным актуальность использования ситуационных заданий в процессе подготовки рабочих и специалистов. Тестовая форма позволяет автоматизировать этот процесс, оптимизировать процесс самоподготовки и самообразования.

Учитывая важность ситуационных систем в профессиональной подготовке, примеры ситуационных заданий для различных профессиональных областей приведем в отдельном приложении (приложение 2).

Любые из рассмотренных систем заданий в тестовой форме могут применяться в обучающих автоматизированных программах, которые хорошо поддерживают такую форму учебных заданий. Напротив, такие разновидности учебных заданий как упражнения, вопросы и др. плохо поддаются автоматизации и предполагают наличие в образовательном процессе проверяющего – педагога.


[1] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5.html

[2] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5.html

[3] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5.html

[4] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5.html

[5] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5.html

[6] Аванесов В.С. Знания как предмет педагогического измерения // http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt5

[7] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2006. С. 113–115.

[8] Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учеб. пособие. М.: Центр тестирования. 3 изд. 2002. С. 237.

[9] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2006. С. 120.

[10] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. М.: Центр тестирования, 2006. С. 127.



2015-11-10 970 Обсуждений (0)
Системы заданий в тестовой форме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы заданий в тестовой форме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)