МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ
ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении, как показывает наша экспериментальная работа, является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Опыт, полученный детьми в ходе проведения занятий по описанной выше методике, в значительной мере упрощает ответ на этот непростой вопрос, но не снимает его. Кроме того, мы предусматриваем ситуацию первичного включения детей в практику исследовательского обучения только во втором, третьем и последующих классах. Опишем несколько несложных способов включения младших школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность. «Мини-курсы» в практике исследовательского обучения Идея мини-курсов активно используется в школах для одаренных старшеклассников во многих странах мира. Суть идеи проста: приглашенный специалист (как правило, известный ученый) в течение одного-двух занятий (по 40-45 минут) читает учащимся (обычно это старшие школьники) краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса обычно составляет круг его профессиональных интересов и обязанностей, это обычно предмет его собственных научных исследований. Все это расширяет кругозор де- тей и создает базу для их собственных изысканий. В дальнейшем кто-то из детей под руководством автора данного мини-курса начинает собственное исследование. Мы в собственной экспериментальной практике несколько изменили организационно-педагогическую сторону этой работы, сообразуясь с условиями российской школы и возрастом детей. Мини-курсы проводились нами во второй половине школьного дня, в рамках внеклассной работы с учащимися вторых, третьих и четвертых классов. Дети приходили на занятия по желанию, поэтому группы обычно получались разновозрастными. В качестве авторов мини-курсов в нашей экспериментальной работе выступали не приглашенные специалисты, а обычно родители, иногда дедушки и бабушки, реже учителя и практические психологи. В дальнейшем часть детей по желанию выполняла собственные исследовательские проекты под руководством авторов мини-курсов. Тематика мини-курсов была очень разнообразной («Космическая медицина», «Педагогика и психология», «Охотничье и служебное собаководство» и др.). Как показала наша экспериментальная работа, в плане использования идеи мини-курсов наиболее рациональной оказалась постепенная эволюция учебной деятельности от занятий-лекций к занятиям-семинарам и, наконец, к самостоятельной исследовательской практике. Иначе говоря, монолог преподавателя постепенно уступает место сначала диалогу с учащимися, а затем их практической, исследовательской работе. Наша экспериментальная практика привела к необходимости тонкой дифференциации этих ступеней. • Вначале, на первом этапе, доминирует информационно-рецеп • Следующий этап - репродуктивный.По вопросам или заданиям • Это сменяется «проблемным изложением».Педагог ставит проб
• Все это постепенно сменяется частично-поисковым,или эврис • В итоге все это должно привести к исследовательской практике, деятельности. Занятия, как уже отмечено, проводились только на добровольной основе. Поэтому посещаемость первых занятий, как правило, была очень высокой, а на последующие приходили только те, кто проявил повышенный интерес. Таким образом, методика мини-курса предполагает, что, осваивая его, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате этого на доступном уровне младший школьник включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. Например, в государственном образовательном учреждении г. Москвы № 1611 (начальная школа - детский сад) один из мини-курсов, читаемых детям, был посвящен космической медицине. Читал его специалист, имеющий ученую степень кандидата медицинских наук - дедушка одного из третьеклассников. После двух занятий (каждое примерно по 40 минут) трое ребят, участвовавших в этой работе, включились в разработку собственного исследовательского проекта, посвященного проблемам жизнеобеспечения космонавтов. Выполненный проект, включавший в себя доклад и чертежи новых, разработанных ими устройств и приборов, они защищали на специальном общешкольном мероприятии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |