Определение особенностей ориентации деятельности учителя
Задания по психологии. Цельпсихолого-педагогической практики – формирование у студентов основ профессиональной педагогической деятельности, познание себя и других в процессе межличностного взаимодействия. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. Наблюдение и анализ особенностей процесса взаимодействия учителя со школьниками в ходе их обучения. 2. Развивать у студентов психологическую исследовательскую и практическую компетентность: умение анализировать педагогические ситуации с применением психологических знаний, решать проблемные задачи. 3. Развитие профессиональной компетентности студентов, проявляющейся в готовности к работе с учащимися и учителями. Задание 1 Определение особенностей ориентации деятельности учителя. А.В. Петровским выделяется два типа ориентации учителя при взаимодействии с учащимися (функционально-ролевой и личностный), которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Функционально-ролевая ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе нормативно-ролевых предписаний, иногда без всякого учета позиции ученика. Педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы ребенка. В этом случае ученик выступает как объект воздействия, как средство для достижения эффективности, результативности урока (субъект - объектное отношение). Личностная ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе учета способностей и потребностей ученика и учителя. Взаимодействуя с учеником педагог транслирует свою индивидуальность, реализуя свою потребность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у учащихся. Таким образом, функционально-ролевая ориентация предполагает, что в поведении учителя преобладает отношение к ученику как средству осуществления его деятельности; урок при этом выступает как главная цель его педагогической деятельности. При личностной ориентации поведение учителя показывает, что целью его деятельности является развитие и формирование личности ребенка, а урок выступает при этом как средство для достижения этой цели. Функционально-ролевой или личностный планы могут преобладать в деятельности учителя. Во время посещения уроков студенты заполняют протоколы, в которых фиксируют особенности поведения учителя и учащихся, определяя ориентацию учителя в процессе взаимодействия его с учениками. Анализ поведения строится из учета следующих составляющих: состояние класса или ученика, действия учителя в ответ на это состояние или ситуацию, и ответную реакцию класса (или ученика) на воздействие учителя. Под состоянием класса или ученика следует понимать особенности поведения, которые требуют обязательную вербальную или невербальную ответную реакцию учителя: недисциплинированность, невключенность в работу, неадекватная эмоциональная реакция и др. Действия учителя - это совокупность проявлений его личности на происходящее в классе: форма обращения, соотношение порицания и поощрения, особенности оценочных суждений, палитра эмоциональных проявлений, дистанция в общении и др. Реакция класса (ученика) предполагает изменение поведения в ответ на воздействие учителя. ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
В протоколе фиксируются особенности поведения, по анализу которых можно судить о преобладающей ориентации в деятельности учителя. В протоколе наблюдения описаны возможные варианты поведения, демонстрирующие разные типы ориентации педагога. По результатам посещения нескольких уроков каждая группа студентов должна сделать выводы о преобладающей ориентации педагогической деятельности учителей наблюдаемого класса на основе анализа особенностей поведения. При анализе субъект - объектных (функционально-ролевая ориентация) и субъект - субъектных (личностная ориентация) форм взаимодействия педагога с учащимися предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Какой стиль отношения учителя к учащимся наблюдается во время урока? 2. Какая форма обращения преобладала? 3. Какие оценочные суждения высказывались учителем? Касались ли они личности ученика или ответов на вопросы учителя? 4. Какие приемы и способы общения использовал учитель во время урока?
Анализ взаимодействия учителя с учащимися побуждает студентов к рефлексии, которую можно стимулировать следующими вопросами: Ваше отношение к действиям и реакциям учителя? Были ли они эффективны? Как бы Вы сами поступили в том или ином случае? Возможны ли другие способы реагирования? Чего не учел учитель? и т.д. Задание 2
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |