Функциональные блоки мозга
Вопрос № 10. Учение А. Р. Лурия о системной локализации психических функций. Под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: • формируются прижизненно под влиянием социальных факторов; • опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы); • произвольны по способу осуществления. (по А.Р. Лурия) Высшие психические функции представлены А. Р. Лурия как функциональные системы. Под функциональной системой понимается морфофизиологическая основа высших психических функций (т.е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление. Адекватное решение проблемы «мозг и психика» было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Психические функции человека - сложные системные образования. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Системная динамическая локализация психических функций Всякая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена в составе функциональной системы. В соответствии с иерархическим строением функции определенные структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов. Функциональные блоки мозга Головной мозг делится на три блока: -блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования - блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира. - блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А. Р. Лурия. Первый блок второй блок третий блок Блок регуляции тонуса и бодрствования : - верхние отделы мозгового ствола - ретикуляционная формация - образования древней коры 1.Мозолистое тело 2.Средний мозг 3.Медиобазальные отделы правой лобной доли мозга 4.Мозжечок 5.Ретикулярная формация ствола 6.Медиальные отделы правой височной доли мозга 7.Таламус Повреждение первого функционального блока приводит к снижению тонуса коры головного мозга. Это проявляется в своеобразной картине нарушений: внимание становится неустойчивым, человек проявляет патологически повышенную истощаемость, быстро впадает в сон. Больной становится либо безразличным, либо встревоженным, нарушается организованное течение мыслей. Такое нарушение может привести к глубокой патологии сознания. Блок приема, переработки и хранения информации: - теменные отделы коры - височные отделы коры - затылочные отделы коры
Нарушение нормальной работы второго блока проявляется в следующих чертах. Существенной для поражения этих отделов мозга является высокая специфичность вызываемых нарушений. Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной и глубокой (проприоцептивной) чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а поэтому теряется четкость его движений. Если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух. Если поражение располагается в пределах затылочной области или прилежащих участков мозговой коры, страдает процесс получения и переработки зрительной информации. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности: - передние отделы полушарий: лобные ( префронтальные) доли головного мозга
Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, приводят к дефектам поведения, которые проявляются в сфере движений, действий и организованной по определенной программе деятельности. Сознательное, целесообразное поведение, направленное на выполнение какой-либо задачи и подчиненное данной программе, заменяется либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления, либо же инертными стереотипами, заменяется бессмысленным повторением движений. Больной перестает критически относиться к результатам своего действия, исправлять допущенные им ошибки и контролировать правильность протекания своих актов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |