II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые: Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Все они давали разные определения данному понятию.
Д.Б. Эльконин: Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Предмет исследования: · Природа и сущность ролевой игры · Психическая структура развернутой формы игровой деятельности · Возникновение игры · Развитие игры в фило- и онтогенезе · Значение игры в жизни ребенка Содержание игры: ü отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами ü это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни Единица развитой формы игры: Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры Каково происхождение игры? Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки: ü звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.) ü двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.) ü оружие (лук, стрелы и т.д.) ü образные игрушки (изображения, куклы и т.д.) ü веревочка, из которой делают разнообразные фигуры Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда. НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.
Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра? Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства. Глава 3: Теории игры I. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса: 1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению. 2) У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач. 3) В жизни каждого существа есть детство. 4) Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства. 5) Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры. мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни. Ф. Бойтендайк: · Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность) двигательные игры животных (Гроос) – не игры. · В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения · Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру. Развитие в фило- и онтогенезе: ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра
II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях Дж. Селли: особенности ролевой игры
Преобразование ребенком Глубокая поглощенность себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем
В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть. З.Фрейд: · В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений: ü Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению» ü Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению · Общество и человек являются антагонистами Игра, по З. Фрейду может использоваться: o Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания) o Как терапевтическое средство К.Левин и С. Слиозберг: Жизненное пространство личности
Слои различной ирреальные слои степени реальности (мир фантазий и снов)
переход осуществляется через замещение
Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом. ИТОГ: · Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет · Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно · Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1643)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |