Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание и обучение детей с умеренными и глубокими интеллектуальными нарушениями в России



2015-11-10 1241 Обсуждений (0)
Воспитание и обучение детей с умеренными и глубокими интеллектуальными нарушениями в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проводимая в настоящее время политика равных прав и воз­можностей в нашей стране — это положительный результат раз­вития всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, пред­рассудки и страх — это те социальные факторы, которые на про­тяжении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллекту­альной недостаточностью.

В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сни­женной интеллектуальной деятельностью осуществляется в спе­циализированных домах-интернатах Министерства здравоохране­ния и социальной защиты (до 1992 г. — Министерство социально­го обеспечения), которое не охватывает всех нуждающихся, не учитывает всех современных потенциальных возможностей коррекционно-педагогического воздействия на развитие данной ка­тегории детей. Во многих городах страны открыты реабилитационные центры, которые пытаются оказывать помощь родите­лям, воспитывающим таких детей, оказывая им консультативную помощь по вопросам воспитания и обучения. Во многом эта ситу­ация явилась отражением социально-экономической политики и общих условий жизни.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ­ностью очень специфичны и основываются на ведущих прин­ципах. Помимо общепринятых принципов организации процес­сов воспитания и обучения необходимо выделить и специальные принципы:

§ социальной направленности воспитания и обучения;

§ практической направленности;

§ деятельностного подхода;

§ эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой ка­тегории — социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.

Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.

1. Максимально возможное развитие всех психических функ­ций и познавательной деятельности детей в процессах воспита­ния и обучения.

2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обу­чения и подготовки к посильным видам труда — лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительно­сти, практически беспомощны в самостоятельной жизни.

3. Воспитание, формирование правильного поведения в соци­уме.

Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с умеренными, глубокими интеллектуальными нарушениями, направленный на их развитие, социальную адап­тацию, необходим для того, чтобы они смогли занять определен­ное место в окружающей жизни.

Согласно существующей инструкции Министерства здравоох­ранения и социальной защиты в дома-интернаты системы соци­ального обеспечения «направляются и принимаются дети с ум­ственной отсталостью в степени умеренной, тяжелой и глубокой степени, а также в легкой степени при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата».

По данным Федерального центра медико-социальной экспер­тизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992 г. в уч­реждения данного типа МПК направлены дети из семей и домов ребенка. Причем отмечается, что из семьи поступает более 50 % детей, из них в возрасте от 4 до 8 лет — 37,7 %.

Можно отметить положительную тенденцию к росту количе­ства семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состоя­ние обучения и воспитания детей-дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью практически исключает возможность обучать дошкольников с глубокими интеллектуаль­ными нарушениями дома.

В то же время необходимо отметить, что Министерство здравоохранения и социальной защиты разрабатывает широкую програм­му содействия лицам с умеренными, глубокими интеллектуальны­ми нарушениями и их семьям. Вся работа данных учреждений на­правлена на максимальную социальную адаптацию и реабилита­цию таких лиц. Многие исследователи отмечают, что эти люди с удовольствием начинают трудиться, труд становится для них необ­ходимой потребностью, как для любого человека. Занимаясь про­стейшими видами труда, обучаясь элементарным трудовым и школь­ным навыкам, лица с тяжелыми интеллектуальными нарушения­ми оказываются способными приобщиться к окружающей жизни (А.В. Бабушкина, А.Р. Маллер, Н.В. Погосов, Я.Г. Юдилевич).

Целенаправленное, специальное обучение детей данной категории должно начинаться как можно раньше, с самого раннего детства, при этом подчеркивается положительная динамика их развития. В то же время отмечается, что вся коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками-имбецилами должна строиться и проводиться иначе, по-другому, чем с детьми с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.

В 1962 г. Министерство социального обеспечения РСФСР рекомендовало к использованию в специальных учреждениях Методи­ческое письмо по воспитательной работе с глубоко умственно отсталыми детьми в возрасте от 4 до 10 лет (под редак­цией А. А. Ватажиной). Этот документ явился основным руковод­ством по организации практической работы домов-интернатов. Однако практика работы показала, что эти разработки не являются полными по своему воспитательному содержанию.

В 1971 г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспита­нию и обучению детей в возрасте от 4 до 10 лет с глубо­кой умственной отсталостью, которое впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику организации жизни этих детей в специальном учреждении.

Исходя из основной цели (компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому и школьному обра­зованию) в методической разработке определены основные вос­питательные задачи, заложена основа для программного обуче­ния. Были определены следующие обучающие задачи: «Расшире­ние понятий познания окружающего мира, развитие речи ребен­ка, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, привитие навыков лич­ной и коллективной организованности, физическая закалка орга­низма детей». Эти задачи могут осуществляться в процессе воспи­тательной работы, в ходе повседневной жизни и путем организа­ции специальных занятий с детьми. Основные направления, со­держащиеся в методическом пособии, были даны примерно, от­рывочно. Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей дошкольного возраста, в основу кото­рого был положен деятельностный подход, где определена орга­низационная структура работы учреждения — продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематическое содержание обучающих занятий и др.

В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения. Поэтому работа по этой про­грамме не позволяет целенаправленно готовить детей к школьно­му обучению, а в дальнейшем и к трудовой подготовке.

Детские дома-интернаты системы социально­го обеспечения с 1981 г. работают по «Программе обучения глубо­ко умственно отсталых детей школьного возраста», в связи с этим возникла не­обходимость совершенствования дошкольной подготовки.

Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало использовать «Программу обучения и воспитания детей с выра­женными интеллектуальными нарушениями дошкольного возра­ста» (Н.Ф. Дементьева, Т.Н. Исаева, Г.Н. Багаева, А.А. Еремина, Г.В. Цикото).

Данная программа рассчитана на 4-хлетнее обучение де­тей с глубокой интеллектуальной недостаточностью. В программе сформулированы условия, основное содержание и применяемые методы — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план дошкольного и школьного воспитания. Деление программы на разделы, их взаимосвязь дают широкие возможности для решения задач дошкольного воспита­ния и обучения.

На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошкольного этапа развития, планомерно и систематически готовить детей к школь­ному обучению.

Большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом». В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам на­выков, знаний, умений. В таких программах рас­крывается каждый конкретный навык, который должен быть сфор­мирован у ребенка. Комплексное и систематическое взаимодей­ствие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в создании благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной програм­ме, родители, специалисты определяют посильный для ребенка круг образовательных задач.

К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с умеренными, глубокими интел­лектуальными нарушениями занимаются Министерство здраво­охранения и социальной защиты, Министерство образования и науки) не позволяет детям, их родителям выбрать подход к обу­чению, определить индивидуальную программу развития.

В рамках экспериментальной площадки МО и науки были открыты две школы для детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуального нарушения. Программа обучения охватывает основные учебные разделы общеобразовательного цикла, в которой выделяются специальные раз­делы:

· ознакомление с окружающим миром,

· социально-бытовая ориентировка,

· ремесло,

· обучение игре и др.

Это по­зволяет коррекционным педагогам подготовить детей к будущей жизни. Данный опыт показал хорошие результаты, он помог рас­крыть способности детей с выраженной интеллектуальной недо­статочностью к обучению, но дальнейшего рас­пространения не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в общеобразовательных школах, а также в спе­циальных (коррекционных) школах VIII вида.

Для решения вопросов профессиональной подготовки и обу­чения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями тре­буется объединение усилий практических, научных и государствен­ных работников. В настоящий момент лица этой категории нару­шений могут обучиться по очень узкому кругу специальностей:

Ø картонажно-переплетное дело,

Ø швейное дело,

Ø несколько сель­скохозяйственных специальностей.

Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушения­ми. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адап­тации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.



2015-11-10 1241 Обсуждений (0)
Воспитание и обучение детей с умеренными и глубокими интеллектуальными нарушениями в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание и обучение детей с умеренными и глубокими интеллектуальными нарушениями в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)