Способности. Темперамент. Характер
Тема 2. Личность как социальный феномен. Личность, индивид, индивидуальность. Соотношение биологического и социального в человеке. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Если индивидуальность проявляется в обособлении, самоопределении, выделенности из общества, проявлении уникальности, то становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Другими словами,личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
Соотношение биологического и социального в человеке.
Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: 1. Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, эмоции, воля). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом.
Способности. Темперамент. Характер. Самая простая аналогия: идет человек. То, что позволяет ему идти – это его способности: темп его ходьбы – аналог темперамента; манера ходьбы, движение рук и т.д. – это характер. Способности – это индивидные свойства - результат развития анатомо-физиологических задатков, а также их проявление и развитие. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам, это готовность к овладению ими. Способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности не могут существовать не развиваясь, если человек перестает ими пользоваться, они теряются. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их можно компенсировать за счет более сильного развития других. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к индивиду, способному ко многим различным видам деятельности. А под талантом понимается высокий уровень способностей, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в каком-то конкретном виде деятельности. Талант проявляется в чем-то одном, например, музыке или только в литературе. Темперамент -(лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Компоненты: · Общая психическая активность индивида · Двигательный или моторный компонент · Эмоциональность Темперамент выполняет регулятивную функцию. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых психических свойств и стереотипных способов поведения, соответствующих направленности его личности. Характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Это устойчивая система отношений, т.е. темперамент определяет характер, является его ядром, предпосылкой. Акцентуация характера - это крайняя степень нормы, ее приближение к психопатии. Это чрезмерное подчеркивание определенной черты характера, которая связана с болезненной чувствительностью к одним социальным ситуациям при относительной устойчивости к другим. Проявляется в стрессовой ситуации. Если проявляется всегда, везде и мешает деятельности – это психопатия.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |