Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Возраст и возрастная периодизация



2015-11-10 592 Обсуждений (0)
Тема 6. Возраст и возрастная периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопрос 1. общая характеристика возраста

 

Возраст - это конкретная, относительно ограниченная во време­ни ступень психического развития. Л.С. Выготский определял воз­раст следующим образом: «каждый возраст представляет собой ка­чественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития». По мнению других авторов, возраст - объективная, исторически измен­чивая, хронологически и символически фиксированная стадия раз­вития индивида в онтогенезе. Она представляет собой совокуп­ность закономерных физиологических и психологических изменений, которые не связаны с индивидуальными различиями, а являются об­щими, типическими для всех людей. Возраст-понятие общественно-историческое.

Возраст не дан изначально, не связан с какими-либо врожденны­ми характеристиками индивида. Содержание возраста - те культур­ные, исторические задачи, которые должен решить человек. Эти задачи являются качественно иными на каждом историческом этапе развития общества.

Л.С. Выготским было показано, что существует внутренняя связь между возрастной периодизацией и историческими изменениями системы общественного воспитания и обучения. Следовательно, дет­ство, отрочество, юность и все другие возрасты человека можно рассматривать как конкретно-исторические определенности, которые зависят от характера и уровня развития всего общества.

Возраст - понятие неоднородное. Выделяют возраст абсолютный, или календарный, паспортный, хронологический. Это - длительность существования объекта, его локализация во времени. Он выражается количеством временных единиц. Следует подчеркнуть, что возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых че­ловеком лет. Между ними существуют сложные, опосредствованные отношения. Хронологические границы могут сдвигаться. Один чело­век вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.

Возраст условный, или возраст развития, определяется путем ус­тановления местоположения объекта в определенном эволюционно­ генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-либо качественно-количественных признаков.

В свою очередь, в условном возрасте различают биологический, социальный и психологический возрасты. Возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характер­ным для всей популяции данного хронологического возраста. Воз­раст социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития ребенка с тем, что статистически нормально для его сверст­ников. Возраст психологический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими сред­нестатистическими нормами для данного возрастного периода.

Помимо этого в психологии используется также понятие «возраст субъективный». Это - возраст, переживаемый личностью, имеющий внутреннюю систему отсчета.

 

вопрос 2. сензитивные периоды

 

Для каждого человека в период жизни характерна неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых условиях обучения и воспитания у ребенка различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В определенные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивным считается период до 5 лет; для развития многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Считается, что если упущен Сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

 

вопрос 3. возрастные периодизации

 

Л.С. Выготским было показано, что детская жизнь состоит из эпох, которые характеризуются медленным эволюционным развитием и отделяются друг от друга кризисами - периодами бурного, револю­ционного развития. В эпохи эволюционного развития изменения в личности ребенка происходят незаметно - «развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ре­бенка...»; накапливаясь до определенного предела, они обнаруживают себя в виде скачкообразного новообразования.

Стабильные периоды длятся несколько лет. Л.С. Выготский вы­делил в своей периодизации следующие стабильные периоды детско­го развития:

- младенчество - от 2 месяцев до 1 года;

- раннее детство - от 1 года до 3 лет;

- дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;

- школьный возраст - от 8 до 12 лет;

- пубертатный возраст - от 14 до 17 лет.

Кризис - это переходный период от одного этапа детского разви­тия к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и означает окон­чание одного этапа развития и начало другого. Основной смысл пе­реходного периода состоит в позитивных изменениях личности. Кри­зис длится несколько месяцев, иногда - один или даже два года. Раз­витие в кризисные периоды протекает бурно, стремительно. Соглас­но Л.С. Выготскому, кризис - это кульминация микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного пери­ода; это - «поворотные пункты в детском развитии».

Д.Б. Эльконин разработал несколько отличную периодизацию детского развития. В ее основу было положено понятие ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью в возрастной психологии принято понимать такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития. Он выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каж­дый период детства:

1) младенчество (0 -1 год) - непосредственно-эмоциональное об­щение;

2) раннее детство (1-3 года) - предметно-манипулятивная дея­тельность;

3) дошкольный период (3-6,7 лет ) - ролевая игра;

4) младший школьный возраст (7-10 лет) - учебная деятельность;

5) подростковый возраст (10-15 лет) - интимно-личное общение;

6) ранняя юность (16 - 18 лет) - учебно-профессиональная дея­тельность.

Рассмотрим основное содержание данной возрастной периодиза­ции. Д.Б. Эльконин анализировал процесс формирования личности и сделал вывод о том, что этот процесс происходит в форме освоения двух групп деятельностей. В первую группу входят деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и от­ношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые про­исходят в системе «ребенок - общественный взрослый», автор отно­сит следующие виды:

1) непосредственно-эмоциональное общение младенца;

2) ролевая игра дошкольников;

3) интимно-личное общение подростков.

Вторую группу составляют деятельности, внутри которых проис­ходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребе­нок - общественный предмет», автор относит следующие виды:

1) манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего воз­раста;

2) учебная деятельность ребенка раннего возраста;

3) учебная деятельность младшего школьника;

4) учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Несоответствие между мотивационно-потребностной сферой ре­бенка, которая формируется в процессе деятельностей первой груп­пы, и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятелъностей второй группы, и составляет, по Д.Б. Эльконину, основное движущее противоречие психичес­кого развития ребенка.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичнос­ти разных типов деятельности. За деятельностью одного типа - ори­ентацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предме­тов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития.

Таким образом, опираясь на такие показатели как, ведущая деятельность, психические новообразования и возрастные кризисы в современной отечественной возрастной психологии существует следующая периодизация детства.

§ от рождения до 1 года – младенческие возраст, заканчивающийся кризисом 1 года.

§ от 1 года до 3 лет – ранний детский возраст, заканчивающийся кризисом 3 лет.

§ от 3 до 7 лет – дошкольный возраст, завершающийся кризисом 7 лет.

§ от 7 до 10 лет – младший школьный возраст.

§ от 10-11 до 14-15 – подростковый возраст.

§ от 14-15 до 17-18 – ранний юношеский возраст.

 



2015-11-10 592 Обсуждений (0)
Тема 6. Возраст и возрастная периодизация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Возраст и возрастная периодизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)