Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Трактовка необходимости социальных конфликтов в точки зрения средневековых теологов





История развития представлений о причинах и природе социальных конфликтов в трудах философов Древнего мира.

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.“В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.” По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники конфликтов в противоречивой сущности мира. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341—270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. Конфликт исчезнет сам собой. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.



Предмет и объект конфликтологии.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном - категорией конфликта. Объект конфликтологии - сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, "живых" конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.
Между объектом и предметом конфликтологии, как и любой другой науки, существует не только взаимосвязь, но и определенная дистанция, которая усилиями ученых может постепенно сокращаться, но никогда не может быть полностью преодолена из-за ограниченности возможностей человеческого познания. Тем не менее, ученые постоянно стремятся к обеспечению максимально возможного соответствия своих теоретических выводов объективной реальности.

Конфликт – качественное взаимодействие между отдельными сторонами личности человека, выражающаяся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Трактовка необходимости социальных конфликтов в точки зрения средневековых теологов.

Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу Эразм Роттердамский(1469—1536) замечал:

“Наибольшим абсурдом является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу”.

Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование “оправдание Бога”, или “теодицея”.

Суть этого учения сводилась к выяснению тога, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.

Постановка этих, по выражению Г. Гейне, “проклятых вопросов” явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. Известен ответ одного из первых христианских богословов Тертуллиана (160—220), который считал что природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. “Верую, потому что абсурдно”,— говорил он (даже если абсурдно). «Верьте в Бога ибо Бог мудр, и человек будучи не в состоянии познать замысел Божий до конца должен верить в то, что это наилучший исход события».

4. Методы исследований в конфликтологии.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно - функциональный;
2) процессуально - динамический;
3) метод типологизации;
4) метод прогнозирования;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Каждый из указанных методов имеет свои особенности.
1. Структурно-функциональный метод представляет особой описание основных элементов конфликта, определение роли и действий каждого из участников конфликта. Для данного метода характерно рассмотрение явления в статике, т.е. находящегося в состоянии покоя. Плюсом данного метода является то, что он позволяет получить информацию об участниках конфликта и их первичных действиях. Минусом является статичность картинки конфликта ( не позволяет определить причину конфликта и методы локализации). Этот метод исследования, учитывая динамичную природу конфликта, должен быть дополнен процессуально-динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.
2. Процессуально-динамический метод предполагает описании основных этапов конфликта, особенностей их протекания с определением тенденций к затуханию или нарастанию конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. + Установление причин конфликта и степени своего вмешательства в этот конфликт. – Отсутствие визуальной информации (объективной) об участниках конфликта и их действиях.

3. Типологизация подразумевает деление всего многообразия конфликтов на определенные типы на основе имеющихся сходных черт и сущностных принципов. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. + позволяет подобрать типовые способы разрешения имеющегося конфликта. – не учитывает индивидуальных особенностей участников конфликта и ситуации, в которой он протекает.
Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но, кроме объяснительной, важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления.
4. Метод прогнозирования предполагает на основе информации, собранной всеми предыдущими методами, выстраивание прогноза на последствия этого конфликта и возможность его повторения в будущем. + прогнозирование позволяет выработать тактику поведения в конфликтной ситуации, - выработанная тактика может оказаться ошибочной. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
5. Совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику. В рамках этого метода рассматриваются основные стратегии (партнерство и напористость) и тактики улаживания конфликтов (избегания, приспособления, конфронтации, компромисс, сотрудничество).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)