Принципы обучения Я.А.КоменскогоВ своём труде «Великая дидактика», Коменский выделяет 10 принципов, выводя их из ведущего принципа следования за природой. Он пишет, что «идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко и приятно, если: 1.-приступить к обучению своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности; (пр. учёта возрастных особенностей; пр. доступности 2.-обучение будет протекать с должной подготовкой умов; (пр. сознательности и активности; пр. доступности 3.-при обучении будут идти от более общего к более частному; (пр. фундаментальности; пр. научности; пр. связи теории с практикой; 4.-при обучении будут идти от более лёгкого к более трудному; (пр. систематичности и последовательности; пр. доступности; 5.-при обучении никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала; (пр. доступности; учёта возраста; пр.прочности 6.-при обучении во всём будут двигаться вперёд не спеша; (пр.прочности; последовательности 7.-при обучении умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения; (пр.учёта возраста, доступности, систематичности, целесообразности 8.-всё будет передаваться через посредство внешних чувств; (пр.наглядности, природосообразности 9.-всё будет изучаться для непосредственной пользы; (пр. связи теории с практикой, целесообразности 10.-всё будет изучаться постоянно одним и тем же методом. (пр систематичности; научности
Коменскому же принадлежит т.н. золотое правило дидактики: « всё, что только можно, предоставлять учащимся для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.». Итак, ведущие принципы по Коменскому, это принципы природосообразности, наглядности, народности, а также - последовательности, систематичности, доступности, научности.
Современные принципы обучения. Повторим, что принципы являются «мостиком» из теории в практику. Они определяют отбор учителем методов, приёмов и форм обучения, регулируют взаимодействие учителя и учащихся.
Место принципов: Принципы -методы Педагог -приёмы Учащиеся -формы Принципы
Принципы реализуются через правила, т.е. через предписания учителю как он должен действовать. Их -великое множество. Сегодня всё больше говорят о необходимости системы принципов, присущих той или иной системе образования. А в любой системе всегда есть системообразующий принцип, вокруг которого выстраиваются все остальные. Относительно используемой педагогом системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего» : ведь что толку, если обучение научно, наглядно и т.д., но не обеспечена доступность? Или зачем доступность, если не обеспечена научность? И так далее. Перечислим современные принципы обучения.
1.Принцип культуросообразности обучения. Он вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями, которые проявляются в культуре общества, в социокультурном опыте, из чего в конечном счёте и состоит содержание образования. Иногда этот принцип называют принципом «единства типа (историко-культурного)», а также «принципом связи обучения с жизнью».
2.Принцип целостности или единства воспитания, обучения и развития. Он вытекает из одноимённого закона, связывает воедино основные педагогические категории. На практике этот принцип реализуется путём комплексного планирования целей обучения, когда ставятся не только образовательные, но одновременно, и воспитательные, и развивающие цели уроков.
3. Принцип природосообразности, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Он означает требование строить обучение, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребёнка, а также с законами окружающей ребёнка природой.
4.Принцип научности и связи теории с практикой. Он относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, её методы, способствовать формированию научного мировоззрения; показывать взаимовлияние науки и практики.
5.Принцип системности, а также систематичности и последовательности. Сама наука есть система знаний, и их усвоение также требует системного подхода. Принцип означает также требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.
6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Обучение эффективно, когда ученик осознаёт необходимость своего обучения, принимает цели урока, ставит свои собственные, самостоятельно планирует и организует свою деятельность, осуществляет самоконтроль и самооценку.
7. Принцип комплексности. Единства различных методов и приёмов.
8. Принцип наглядности. Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмоциональность и т.д. Благодаря им у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, а знания наделяются личностным опытом.
8.Принцип доступности. Он требует учёта особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учётом реальных учебных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития.
9. Принцип прочности. Он базируется на убеждении, что «повторенье –мать ученья». Однако, повторять – творчески, в разнообразных ситуациях и сочетаниях.
10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона. Предполагает сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся; стимулирование внутренних мотивов учения (интересов, потребностей, увлечённости и пр.), - всё то, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.
11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Требование сочетания диктуется необходимостью устранения недостатков этих форм, используемых в отдельности.
12.Принцип фундаментальности обучения. Изучение главных основ наук, их системообразующих открытий и проблем.
13. Принцип сочетания личности ученика с разумной требовательностью к нему. 14. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
Принципы педагогической техники (из кн. А.Гин. Приёмы педагогической техники.)
1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.
2. Принцип открытости. Не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи. Иначе откуда же взяться любознательности и изобретательности?
3. Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков – преимущественно в форме деятельности. Ученик должен работать со знаниями, а не только их воспроизводить.
4. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
5.Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4131)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |