Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4»ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3»ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю.
Тематическое планирование
Тема раздела
Кол.
часов
Коррекционные задачи
Обязательный минимум ЗУН
Листья пожелтелые по ветру летят.
ü Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
ü Развитие и формирование фонематического слуха.
ü Расширение словарного запаса.
ü Развитие внимания и памяти посредством упражнений на основе анализа и синтеза
ü Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
Уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Уметь словесно иллюстрировать отрывок, читать по ролям
Учащиеся должны знать наизусть 2 стихотворения.
Раз, два – начинается игра!
ü Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.
ü Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
ü Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель», использование стихов, потешек, сказок, считалок).
Уметь выражать свои мысли, сравнивать и находить различия между предметами и явлениями.
Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему.
Уметь объяснять значение слов, употребляемых в произведениях.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Знать значение считалок в организации игр, наизусть 2-3 считалки.
Уметь пользоваться выборочным видом чтения.
Уметь соотносить отрывки произведений с иллюстрациями в учебнике.
Будем делать хорошо и не будем – плохо.
ü Активизация познавательной деятельности.
ü Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей)
ü Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.
ü Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность.
ü Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
Знать особенности сказок, басен.
Знать пословицы и поговорки о дружбе.
Знать правила вежливости, правила поведения в театре.
Уметь выделять главных действующих лиц, выразить к ним своё отношение.
Уметь пересказывать текст по картинкам.
Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу.
Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.
Знать наизусть 1 басню.
Зимние узоры.
ü Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
ü Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
ü Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
ü Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности).
Знать признаки зимы, особенности сказок.
Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц.
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.
Знать наизусть 2-3 стихотворения.
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
ü Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
ü Развитие зрительного восприятия и узнавания.
ü Развитие словесно - логического мышления.
ü Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
ü Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами).
Знать особенности сказок, значение новых слов.
Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Уметь выражать своё отношение к поступку героя, событию.
Знать наизусть 1-2 стихотворения.
В окно повеяло весною…
ü Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
ü Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
ü Развитие и формирование фонематического слуха.
ü Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
Знать наизусть одно из стихотворений.
Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни, признаки весны.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, ценивать ответы товарищей.Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия.
На пользу и славу Отечества.
ü Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.
ü Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
ü Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
ü Развитие и формирование фонематического слуха.
ü Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному,
самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения.
Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа.
Видно, люди не напрасно называют лето красным.
ü Активизация познавательной деятельности.
ü Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей).
ü Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
ü Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений (ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие – одним словом, заучивание стереотипных ответов, вопросов, дидактические игры по типу «маленький учитель».
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.
Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы.
Уметь выразительно читать стихотворение.
Знать признаки лета, об особенностях подсолнуха, об особенностях, повадках, образе жизни стрижей.