Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право как регулятор общественных отношений



2015-11-10 510 Обсуждений (0)
Право как регулятор общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Три основные группы воздействия:

1) Побуждение (действие словом);

2) Понуждение (стимулирование определенной модели поведения);

3) Принуждение (социальное необходимое или желаемое поведение достигается возможностью применение насилия) – область права;

Социальные регуляторы:

1) Нормативные (регуляторы, которые устанавливают одинаковый масштаб (меру) поведения для всех участников социальных отношений):

a. Правовые;

b. Моральные;

c. Корпоративные;

d. Обычаи;

e. Религиозные;

2) Ненормативные:

a. Ценности (личные поведенческие стереотипы);

b. Информационные (медиа: искусство, СМИ);

c. Институт предсказаний (гороскопы (?!));

Технические (отношение человека к технике);

Как регулятор право соприкасается с моралью. Так, нормам морали может придаваться правовое значение. Но:

· Право обеспечено государственным принуждением;

· Право четко формализовано;

· Жесткая системность; нормы находятся в жесткой взаимосвязи;

· Право устанавливается государством;

Косвенным источником права может быть обычай, корпоративные или религиозные регуляторы. Однако в данном случае они должны быть также закреплены государством.

Признаки права

1) Нормативность;

2) Формальная определенность (четкость формулировок, обязательное официальное опубликование);

3) Системность;

4) Обеспеченность государственным принуждением;

5) Право устанавливается государством;

Принципы права

1. Общие правовые принципы:

a. Принцип справедливости;

b. Принцип равноправия;

c. Принцип гуманизма (уважение к личности);

d. Принцип демократия;

e. Принцип единства прав и обязанностей;

2. Межотраслевые принципы

3. Отраслевые принципы

Учения о сущности права

1. Позитивистское (нормативистское) учение:

a. Право – система правовых норм, устанавливаемых государством и безусловных для исполнения.

2. Социологическое учение:

a. Право – отношения, принимаемые обществом за справедливые.

b. Нельзя всегда слепо следовать закону.

3. Теологическое учение:

a. Право имеет божественную природу.

b. Учение Фомы Аквинского:

i. Вечный закон (сам божественный разум);

ii. Божественный закон (Библия);

iii. Естественный закон (отражение вечного закона в сознании человека);

iv. Человеческий закон (государственное право).

4. Психологическое учение:

a. Источник права - чувства, инстинкты людей; большинство человеческих поступков интуитивно; интуитивное право носит императивно-атрибутивный характер (представляет собой либо чувство обязанности, либо чувство чужого обязательства)

5. Учение о естественном праве:

a. Человеку от природы присущи определенные права, независимо от признания их государством.

b. Два вида права:

i. Естественное;

ii. Позитивное.

c. Позитивное право всегда должно соответствовать естественному праву.

d. Ульпиан: «Естественное право присуще всем живым созданиям».

e. Представители – Аристотель, Гоббс, Руссо, Гольбах.

f. Просветители: «Человек – биологическое, социальное и духовное существо».

g. Естественное право:

i. Светское;

ii. Религиозное.

6. Либертатное юридическое учение:

a. Объединение позитивисткого учения и учения об естественных правах: право – система таких правовых норм, в которых закрепляется формальное равенство.

b. «Право – математика свободы».

Лекция 4

Системная структура права

Публичное и частное право

Системы норм права – совокупность правил поведения, установленных в том или ином государстве, характеризующая право как одно целое.

Впервые деление права на публичное и частное было предложено в Древнем Риме.

· Частное право относится к интересам отдельных индивидов.

· Публичное право относится к интересам общества.

Возможны переходы норм из сферы частного права в сферу права публичного, и наоборот.

Три подхода к разграничению:

1) Материальный (чьи интересы затрагиваются);

2) Формальный (от кого исходит инициатива в защите прав):

a. Публичное право: инициатор – государство;

b. Частное право: инициатор – частное лицо.

3) Характер отношений между участниками права:

a. Частное право: характер отношений – горизонтальный (между равными лицами, которые сами инициируют правоотношения);

b. Публичное право: характер отношений – вертикальный (отношения подчинения одного субъекта другому).

Материальное и процессуальное право

Материальные нормы – установленные государством правила поведения, модель поведения.

Процессуальные нормы – правила поведения, устанавливающие порядок реализации материальных норм (но лишь в уполномоченных органах):

· Гражданско-процессуальный кодекс;

· Арбитражно-процессуальных кодекс;

· Уголовно-процессуальный кодекс;

· Кодекс об административных правонарушениях.

Процессуальное право - право, в котором «живет» материальное право.

Отрасли права

Отрасль права – систем правовых норм, регулирующих общественные отношения одного вида.

Отрасли права различаются по виду отношений:

1) Метод диспозитивности – равенство отношений; государство выполняет функцию регулятора.

2) Императивный метод – правила поведения исходят от одного лица.

Отрасли публичного права различаются по предмету правового регулирования:

1) Конституционное;

2) Административное;

3) Уголовное;

4) Финансовое;

5) Процессуальное.

Отрасли частного права:

1) Семейное;

2) Гражданское.

Комплексные отрасли права – системы правовых норм в определенной сфере жизнедеятельности (комплексы норм разных отраслей).

Отрасль

(Подотрасль)

Институт

Субинститут

Норма

Структура нормы права

1. Гипотеза (часть нормы права, в которой указаны обстоятельства, при наступлении которых применяется норма права);

2. Диспозиция (часть нормы права, в которой раскрывается содержание правила поведения);

3. Санкция (часть нормы права, в которой установлены меры государственно-принудительного воздействия на лицо, не соблюдающего правила поведения).



2015-11-10 510 Обсуждений (0)
Право как регулятор общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право как регулятор общественных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)