Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА





ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

СЕМЬЯ И БРАК

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые су­щественные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Итак,семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку меж­личностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам, хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравне­нию с теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.



Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономиче­ских отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути имеющие общее, не являются синонима­ми.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направлен­ного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин ). Цель брака заключается в создании семьи и рожде­нии детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родитель­ские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что

- брак и семья возникли в разные исторические периоды;

- семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супру­гов, но и их детей, других родственников или просто близких суп­ругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы чело­вечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня доско­нально изученными: в них остается много спорных вопросов. Обще­признанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенст­вованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным пле­менам, другие имели более широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально-экономического развития общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие от­ношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь пер­вобытного стада, для выживания которого требовались сплочен­ность и единство в обеспечении условий существования. В резуль­тате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали бес­порядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными род­ственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в ре­зультате чего стал формироваться род. Таким образом, в перво­бытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между по­лами.

Возникновение родовой общины и функционирование группо­вого брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограниче­нию социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных от­ношений - экзогамия,запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак ви­доизменился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лица­ми противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии:полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) сохрани­лась и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи га­ремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяй­ственной деятельности, социальных связей, что привело к даль­нейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочно­стью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются роди­тели, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоя­щая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регу­лироваться не только социальными, но и экономическими факто­рами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность же­ны обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью ста­новится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не толь­ко регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родите­лей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завер­шился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В.Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Уста­новление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до­стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравствен­ное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической куль­туры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабили­зации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуля­торов (социальный контроль, общественное мнение, законы, эконо­мическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

ТИПЫ СЕМЕЙ

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом являетсяпатриархальная (тради­ционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойст­венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, по­читают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко­торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар­хальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства на­родов индустриальных стран.Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко­ленные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. моло­дых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в от­личие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеар­ных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между мо­лодыми супругами и их родителями, в результате снижается воз­можность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего вре­мени - ростнеполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структураматеринской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста­вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы мате­ринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Еже­годно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

¯ Для любознательных

Существует так называемый гражданский брак. Иногда его называют фак­тическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой тер­мин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может при­нять какую-то окончательную форму, развалится или будет закреплена доку­ментально (часто это делается «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Чтo же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для это­го брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диа­лог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Консти­туции Российской Федерации, где записано, что семья, материнст­во и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормаль­ного развития, воспитания и образования детей. Конституция обя­зывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется об­щее бесплатное образование. Это соответствует международно-правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989).

С соответствии с международными правовыми актами о материн­стве и детстве, ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети России» (1993). Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика социального не­благополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд целевых программ (к 1997 г. их число достигло 13). Вот названия не­которых из них: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Одаренные дети», «Развитие ин­дустрии детского питания», «Планирование семьи» и др.

В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором принципы семейного законода­тельства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм регулирования внутрисемейных отношений, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс уста­навливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущест­венные и имущественные отношения между членами семьи. Законо­дательно подтверждаются традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность брака, основанного на взаим­ном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке, единобрачие, равен­стве супругов в семье. Впервые в ныне действующем Семейном ко­дексеребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отече­ственного законодательства - приоритет семейного воспитания де­тей, защита их прав и интересов. Кодекс построен на принципе ува­жения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед другом. Для обо­их родителей введен принцип общей и одинаковой ответственности за воспитание и развитие ребенка. При расторжении брака роди­тельские права и обязанности сохраняются. Материальное содержа­ние детей до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее) - мо­ральный долг родителей, необходимая предпосылка иных родитель­ских прав и обязанностей.

Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы родителей. Способы воспитания детей в соответствии с законода­тельством должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе определены основания для лишения и ограничения родительских прав отцов и матерей (уклонение от ма­териального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними, антиобщественное поведение, тяжелые психические заболева­ния родителей, их аморальное влияние на детей)

Специальная глава Семейного кодекса РФ «Права несовершен­нолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совмест­ное с ними проживание, за исключением случаев, когда это проти­воречит его интересам. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интере­сов в случае ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное про­живание родителей не влияют на права ребенка.

В Семейном кодексе особо записаны права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанав­ливает процедурное выявление и устройство таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей - при­емную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, ос­тавшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечи­тельский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ре­бенка, детский дом, школа-интернат).

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании» (1992). В Законе закреплено право семьи выбирать форму образо­вания для своих детей. Образование в семье признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по до­говору родителей со школой.

Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уваже­ние прав родителей руководить ребенком в осуществлении им это­го права определены федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997). Запрещается вовлечение мало­летних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей (лиц, их заме­няющих).

Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизне­деятельности семьи и ее членов, содержатся во многих законода­тельных отраслевых актах: в законах о труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и иных, даже Уго­ловном, кодексах РФ. Такая разобщенность правовых и матери­альных проблем семьи приводит к упущениям в сфере ее защиты и поддержки.

Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому важно преодолеть традиционный взгляд на семью как сугубо личное дело индивидов. Урегулирова­нию отношений «семья-общество» служат принятые Указом Пре­зидента Российской Федерации «Основные направления государст­венной семейной политики» (1996). Семейная политика рассматри­вается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности и прежде всего с семейной культурой в отноше­нии воспитания детей в самых разных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание условии, необходимых для дости­жения семьей благополучия, защиты ее институциональных интере­сов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общест­венного развития. Разработчики семейной политики под благопо­лучием семьи понимают не только материальную обеспеченность, но и счастливую жизнь.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья - специфический социальный институт, в котором пере­плетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья вы­полняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности се­мейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социаль­ную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ­ства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, от­мирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстано­вительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологиче­ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело­веческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколе­ний людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: пе­дагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономи­стов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступатель­ного развития человечества важно и количественное, и качествен­ное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающе­му миру.

Проблема, которая волнует современное человечество, - это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы­стрый прирост населения в развивающихся странах. Рекорд по ко­личеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно по­полняя население Земли на 27,5 млн малышей (сравните: в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн детей). Затем идет Китай - 18,4 млн новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье - один ребенок». Далее следует Индоне­зия с 5,7 млн новорожденных.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосо­стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здо­ровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны род­ственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономер­ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, уче­бу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизвод­ства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорож­денные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого при­дется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чре­ват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочис­ленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуж­даются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к со­жалению, что современная многодетная семья дает много воспита­тельного «брака»: детей, не желающих учиться, работать, с различ­ными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число супружеских пар, которые созна­тельно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» про­блемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетли­во высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По стати­стическим данным, в России значительная часть женщин детород­ного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в по­следние годы рост мужского бесплодия, на долю которого прихо­дится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия реша­ется путем зачатия «в пробирке» (по-научному - методом экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., ус­пешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и ка­чественные отклонения в воспроизводстве населения. У современ­ных новорожденных детей низкие качественные показатели - явле­ние достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, пло­хо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфек­ций, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклоне­ния, у часто (с интервалом в 1-1,5 года) рожающих женщин, орга­низм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наслед­ственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального харак­тера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном поло­жении. От новорожденных детей с выраженными признаками тя­желой болезни, уродства родители нередко отказываются, взвали­вая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и ле­чение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учрежде­ний, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде­ние: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здо­ровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитатель­ной функции.

¯ Для любознательных

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных На­ций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных орга­низаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединен­ных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения пу­тем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.

Эта помощь - одно из важнейших направлений современной демографиче­ской политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, ре­гулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени дето­рождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.

В России принята федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст­венные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществля­ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз­ни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили­ща; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов оби­хода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводст­ва и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, коо­ператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирова­ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по­требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в ос­нове ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне­го быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно сто­ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще­ственным образом меняет психологический климат семьи, позволя­ет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благо­даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, что для мирной се­мейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле­нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре­деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человече­ские отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формиру­ются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т.д.) члены се­мьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать вни­мание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привыч­кам, вкусам близких. Вот сын-первоклассник достал из почтового ящика газету. Ее можно просто положить в прихожей на столик, но мальчик помнит, что первой газету читает бабушка и всегда долго ищет свои очки. Поэтому он кладет газету рядом с бабушкиным креслом, а сверху помещает очки. Помогая маме накрывать стол к обеду, пятилетний Саша ставит судок со специями ближе к папиной тарелке, зная его пристрастие к острой пище.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)