Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: подросткиВ подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые приобретают конфликтный характер. В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков. Это основная потребность активизирует целый «куст» связанных с ней потребностей, характерных для этого возраста. К ним можно отнести следующие: интересе и уважении к себе - стремление отстоять свое мнение - защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением. Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные ситуации. Для подростка нужно быть принятым группой сверстников они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило, не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется. Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты: - конфликты на уроках - с кем сидеть за одной партой - озорство на уроках - «кнопка на стуле» - конфликты статусов - дети учителей - конфликты с учителями физкультуры Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее место. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя можно объяснить подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению. Инициативу в разрешении конфликта лучше взять на себя учителю, объективно оценив ситуацию. Виды конфликтов в этом возрасте: - дидактические - конфликты дисциплины - этические - запредельно-этические Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: старшеклассники. Юность чрезвычайно значимый период в жизни человека – период становления личности. Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Юношеский возраст охватывает завершающий этап обучения в средней школе, поступление в ВУЗ, средние специальные заведения и обучение там. Последнее связано со множеством перемен: изменение ситуации обучения, расширение круга общения и др. В силу указанных выше особенностей этого возраста конфликтные ситуации могут возникать в любых сферах деятельности и отношений. Весьма распространенным фактом нарушения равновесия в отношениях старшеклассников с учителями выступают противопоставления учащихся требованиям старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической воли. Протест старшеклассников в его коллективной форме вызывают такие решения и действия педагогов, как несправедливая оценка товарищу, навязывания учителями в лидеры своего любимца, принудительное вовлечение в кружок по своему предмету. Конфликты дисциплины. По сложившемуся в педагогике представлению дисциплина старшеклассников в отличие от поведения подростков не служит причиной большого беспокойства. К сожалению, практика опровергает завышенное представление о социальной зрелости старшеклассников, их уважение к дисциплине и порядку. Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, непослушание. Конфликтогенное поведение педагогов. Здесь доминируют две группы аномалий: 1. Ошибки в дидактическом процессе 2. Проявление бестактности по отношению к старшеклассникам. Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками, использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д. Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учителям и неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата. Он выражается в предъявлении школьникам безапелляционных требований, которые чаще всего мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно. Поведение подростков в конфликте: типология. Проблема «трудных подростков». Психологический конфликт в педагогическом коллективе: причины, условия предупреждения и способы разрешения. Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1707)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |