Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Процедура проведения и регистрации результатов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для детей со сформированным и автоматизированным прямым числовым рядом до 30 работа проводится в четыре этапа. Для детей, не владеющих в не­обходимой степени порядковым счетом, — в три этапа.

Й этап

Ребенку подается весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол.

Инструкция 1.«Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек».

Регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребенок не владеет порядковым счетом, этот этап не проводится и на последующих этапах работы пересчет карточек не осу­ществляется.

Примечание 1.После каждого этапа карточки должны быть тщательно пе­ремешаны и сложены стопкой в случайном порядке.

Примечание 2.Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы кар­точки раскладывались подряд одна задругой из стопки, и ребенок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблю­даться на каждом этапе.

Й этап

Ребенку вновь подается стопка карточек, сложенных в случайном порядке.



Инструкция 2А.«А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно рас­кладывай все карточки подряд в кучки по цвету одинаковые с одинаковыми».

Важно, чтобы ребенок раскладывал все карточки подряд, не выбирая из стопки нужные по цвету.

При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится. Для детей, не вла­деющих автоматизированным порядковым счетом, инструкция представляет собой усеченный вариант.

Инструкция 2Б. «Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету — одинаковые с одинаковыми».

И в данном случае при непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не проводится. Ре­гистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет карточек, и особен­ности раскладки по цвету, наличие групп «дубликатов» и другие допускаемые ребенком ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раз­дел протокола.

3-й этап

Ребенку подается стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек.

Инструкция 3. «А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно рас­кладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одина­ковые с одинаковыми».

При незнании ребенком понятия «форма» ребенку в доступном виде на кон­кретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребенком объясняемых понятий. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек в кучки по форме, виды допускаемых оши­бок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раз­дел протокола.

4-й этап

На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одновремен­ным порядковым пересчетом всех карточек подряд.

Инструкция 4А. «Перед тобой лежит таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место». (В этот момент психолог проводит рукой по пустым клеткам таблицы.) «Посмотри на нее и скажи, где должен лежать красный тре­угольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, находя­щаяся ближе к середине таблицы).

Следует отметить, что часто подобная развернутая ориентировка не требу­ется. Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция про­должается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице, одновременно пе­ресчитывай их, как пересчитывал до этого».

Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима более развер­нутая помощь. Тогда ребенку предлагается более образный (метафоричный) вид инструкции.

Инструкция 4Б. «Посмотри эта таблица словно домик. В нем пять эта­жей. На первом этаже живут фигурки черного цвета» (пальцем психолог про­водит по «черному этажу»). «На втором этаже живут все зеленые фигурки, на третьем синие и так далее. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки» (в этот момент психолог пальцем проводит вертикально там, где долж­ны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик — квадратик. Теперь давай найдем, где будет жить красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, ближе к середине таблицы).

Если ребенок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продол­жается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своем домике».

Далее регистрируются время, затрачиваемое ребенком на пересчет (если ребенок владеет соответствующим порядковым счетом) и раскладку карточек в кучки по форме, а также допускаемые им ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну-две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Далее регистрируют­ся время, затрачиваемое ребенком на пересчет и раскладку карточек по табли­це, имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола с указанием вида и необходимого объема помощи.

Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе.

Примечание. Вслучае невозможности деятельности ребенка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособнос­ти, грубой несформированности познавательной деятельности и т. п.) прове­дение исследования может быть прервано на любом этапе работы.

Анализируемые показатели

Каждый этап оценивается с точки зрения времени, затрачиваемого на его проведение. Таким образом, могут быть зарегистрированы следующие показа-, тел и:

□ время на пересчитывание карточек (Тс);

□ время пересчета с одновременной сортировкой по цвету (Тц);

□ время пересчета с одновременной сортировкой по форме (Тф);

□ время раскладки на таблице с одновременным учетом цвета, формы ипересчетом раскладываемых карточек (Тт).

Нормативным показателем считается приблизительное выполнение равен­ства (при допустимом увеличении показателя Тт в пределах 10%):

ТТ = ТС + ТЦ + ТФ. (1)

Кроме того, может быть вычислен так называемый дефицит времени :

Д = ТТ-(ТЦ + ТФ). (2)

 

Анализ результатов

У здоровых детей, начиная с 7—7,5-летнего возраста, работа сопровождает­ся интересом, ошибки носят эпизодический характер и представляют собой чаще всего временную потерю счета, быстро исправляемую. Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Нормативно развивающиеся дети на всех этапах работы легко исправляют ошибки, либо самостоятельно, либо при указании на них (минимальная помощь).

В ходе выполнения ребенком 2-го этапа оценивается возможность распре­деления внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету). Наиболее типичные трудности проявляются в том, что при сортировке «уходит» счет, либо, что значительно реже, ребенок пересчитывает фигуры, раскладывая их по столу, не сортируя в группы по цвету. Это свидетельствует о недостаточнос­ти такого параметра внимания, как возможность его распределения.

На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внима­ния (по аналогии со вторым этапом), но еще и возможность его переключе­ния. Наиболее типичной ошибкой этого этапа при недостаточности собствен­но переключения внимания является продолжение сортировки по цвету (или постоянная «сшибка» на сортировку по цвету) при наличии четкой инструк­ции на сортировку по форме. Частой ошибкой является и утеря счета, что сви­детельствует не только о трудностях переключения, но и о сложности распре­деления внимания при усложнении условий выполнения задания.

4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы. Наличие «опор» в виде зигза­гов цвета и контуров форм фигур создает дополнительные ориентиры, помо­гающие быстрее найти место для каждой карточки. С определенной точки зре­ния подобные опоры можно рассматривать как вынесенный вовне алгоритм деятельности.

При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распре­деления внимания по трем признакам одновременно. Трудности выполнения на этом этапе, как правило, заключаются в резком снижении темпа выполне­ния задания, прекращении пересчитывания или резком увеличении количе­ства ошибок счета. Кроме того, часто ребенок начинает ориентироваться лишь на один из признаков, раскладывая карточки по таблице, например, только по цветовому признаку (что характерно для детей среднего дошкольного возраста или для детей с некоторыми типами отклоняющегося развития), либо по при­знаку формы (такое нарушение встречается у детей старшего возраста с труд­ностями распределения внимания).

Таким образом, переход от 2-го к 3-му этапу дает возможность проанализи­ровать особенности переключения внимания, а деятельность ребенка и ее осо­бенности на 4-м этапе — оценить возможности распределения внимания по двум и более признакам, особенности компенсации затруднений, обучаемость ребенка новому виду деятельности.

Темповые характеристики выполнения методики не нормируются, а ана­лизируются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с форму­лой (1).

В определенных случаях работа с методикой Когана возможна в искусствен но создаваемой ситуации «дефицита» времени, когда психолог нарочито внима тельно и тревожно смотрит на секундомер или часы, либо прямо сообщает ре бенку, что на выполнение задания отводится мало времени. Такая ситуаци: проведения обследования позволяет не только четче «увидеть» влияние дефи цита времени как стрессогенного фактора на результативность выполнения за дания и специфику допускаемых ошибок, но и, соответственно, понять «цену» такой деятельности и с точки зрения эмоциональных и ресурсных затрат ребен­ка, и с точки зрения изменения характера самой деятельности.

Дополнительный анализ

Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребенка, тра­диционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической диаг­ностики [82]:

Ø мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;

Ø специфика ориентации в пространстве: нет ли тенденции к игнорирова­нию какой-либо части пространства, правильно ли расположены фигу­ры (например, горизонтальное расположение ромба вместо его верти­кального расположения);

Ø наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный характер этой стратегии (в каком направлении поиска места карточки на таблице движется взор ребенка в первую очередь: по вертикали или горизонтали, как меняется и меняется ли стратегия поиска места карточки в ситуации различного пространственного месторасположения этой карточки в таб­лице).

Также могут быть проанализированы такие показатели, как:

Ø особенности тонкой моторики: насколько ребенок ловко удерживает,

Ø перебирает и раскладывает карточки; О как сохраняется программа собственной деятельности; О замечает ли ребенок свои ошибки; О как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.

Важно отметить и ведущий тип мотивации ребенка при работе с заданием: ребенку просто интересно, что получится, или уже сформирована мотивация достижения, соревновательная мотивация по типу: «Посмотрим, получится ли У тебя лучше, чем раньше?»

Возрастные нормативы выполнения

□ В норме дети уже 4,5-5,5 летвыполняют задание (как правило, без счета) в полном объеме, способны легко переключаться с признака на признак, раскладывать карточки по таблице после минимального обучения (размещении психологом 3-4 карточек на таблице), не нуждаются в повторении инструкций, допускают лишь единичные ошибки.

□ Для детей 6 лет и старше,как правило, уже не требуется развернутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте допустим «уход» счета (если ребенок им владеет) при распределении внимания по трем признакам одновременно в ситуации работы с таблицей.

□ Начиная с 6,5—7-летнеговозраста, нормативным является выполнение методики с единичными самостоятельно и быстро исправляемыми ошибками в полном объеме (чаще всего даже со счетом), с незначительной ориентировкой на этапе работы с таблицей.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7