Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие информации,классификация и свойства



2015-11-10 419 Обсуждений (0)
Понятие информации,классификация и свойства 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Соотношение понятий "культура."–"цивилизация"–"информационное общество".

Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивидов.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития.

Культура может рассматриваться как накопленный в обществе интегрированный опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. В сфере образования она выглядит, по мнению Н.М Розенберга, как понятие родовое по отношению к видовым понятиям обучения и воспитания (51).

В основу определения видов культуры можно положить и следующие основания. В этом случае для классификации избирают наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки. Так, если в основу классификации положить предметный или содержательный признак, то можно говорить о физической, математической, логической, политической, художественной культурах и др. Именно в этом ряду и следует рассматривать информационную культуру. Появление термина восходит к пионерским публикациям инициаторов школьной информатики – академика А.П. Ершова и чл.-кор. АПН СССР В.М. Монахова, которые заметное внимание уделяли формированию системы соответствующего понятийного аппарата и научной терминологии по информатике (51).

Изучение публикаций о компьютеризации общества свидетельствует о том, что многие авторы видят в содержании информационной культуры только комплекс знаний, умений, относящихся к курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (42), либо включают в этот комплекс некоторые знания и умения из программы по школьной математике, связанные с информатикой преемственно или на межпредметной основе (74). Такой подход не является единственно возможным. Логичнее точка зрения, основанная на более широких представлениях о сущности и содержании данного понятия. Оно состоит в том, что наряду с продуктами компьютерной эпохи в информационную культуру входят преемственно связанные элементы знаний и умений, большая часть которых возникла в социально-культурной сфере и очень давно, задолго до появления персонального компьютера. Поэтому реальная область применения информационной культуры значительно шире, чем в околокомпьютерной ситуации.

«Информационная культура – это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» (55, 6). Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

«Будучи неотъемлемой частью культуры, в целом информационная культура неразрывно связана со «второй социальной природой» человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа – носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом – то, на что направлена указанная деятельность субъекта» (64, 70

 

2. Концепции культуры и цивилизации в учениях выдающихся мыслителей (О.Шпенглер, Н.Бердяев, А.Тойнби, Дачилевский и др.).

3. Информационное общество–понятие, структура, сущность. Проблемы и перспективы.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

О. А. Финько и Ю. М. Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором:

 

- персональный компьютер, подключенный к трансграничным информационным сетям, входит в каждый дом;

 

- каждый член общества имеет возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства

 

- предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами вне зависимости от места нахождения на Земном шаре;

 

- трансформируется деятельность СМИ по формам создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными компьютерными сетями;

 

- "исчезают" географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств;

 

- появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.

 

Обобщая все написанное социологами по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:

 

Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;

 

Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные - это "новые бедные". Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов;

 

Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.4

 

Важными перспективными направлениями развития информационного общества являются - интеллектуализация общества, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества - знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего

 

4. Человек и машина. Технократия общества как источник его дегуманизации.

Симбиоз человека и машины

 

В настоящее время происходит как бы «связка» сознания человека с информационной компьютерной средой, причем многие процессы жизнедеятельности человека переносятся в виртуальную информационную компьютерную среду.

Получишваяся в результате этого система выигрывает за счет синергетического умножения сильных качеств каждого из своих составляющих. В этом и содержится, согласно моему мнению, равно как и мнению моих коллег из "Эффектона", принцип максимальной эффективности использования компьютерных устройств.

За примером далеко ходить не надо — разработанное нами программное обеспечение как раз и предназначено для того, чтобы использовать возможности компьютерных технологий для того, чтобы быстро и точно проводить тестирование широкого спектра свойств когнитивных функций человека, таких как внимание, память, восприятие, его интеллекта, а также свойств его личности, межличностных отношений и диагностировать его психофизическое состояние и даже оптимизировать работоспособность и эффективность мыслительных процессов.

Не далее как сегодня утром, я также обратила внимание на еще один пример успешного взаимодействия естественного интеллекта и программы. Приложив всего немного усилий со своей стороны, я достаточно легко обучила органайзер Microsoft Outook справляться с моей электронной корреспонденцией.

Более того, за достаточно короткое время, программе удалось научиться почти безошибочно решать такие, казалось бы сложные для машины задачи, как выявление нежелательных рекламных писем и отправку их в папку, не столь отдельную...

Благодаря Интернету огромные объемы информации становятся доступными для любого пользователя вне зависимости от его местонахождения. В сетях Интернета люди осуществляют свою профессиональную деятельность, обучаются с помощью компьютерных программ, читают новости, получают нужную информацию, общаются с коллегами и друзьями...

Человек взаимодействует с компьютерными системами при помощи мозга и его сенсорных рецепторов. Получается как бы объединенный разум с общим интеллектом: человека и машины. У этого взаимодействия бесспорно еще долгий и увлекательный путь и я не могу не следить за его развитием с волнением и захватывающим интересом, пытаясь предугадать что же скрывается там, за очередным поворотом извилистого пути прогресса.

И конечно же я с удовольствием продолжу делиться своими новыми размышлениями на эту и многие другие интересные, я думаю нам всем, темы на страницах сайта Эффектон.

5. Понятие информации, её основные типы и виды.

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

 

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т.д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Понятие информации,классификация и свойства

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html) дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.

 

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина: Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов.

 

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечки берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только своим заданным в генах маршрутом.

 

Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и ее передачи на огромные расстояния.

 

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/index9.html); ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

 

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

 

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

 

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

 

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

 

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов

6. Культура и информация как факторы современных социальных процессов.

 

культура - это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону -- во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

7. Понятия "ноосфера" и "инфосфера ”

Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1].

 

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного.

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

 

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

 

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

 

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

 

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).

 

 

Разделы сайта

Читать книгу "Эниология"

Статьи Виктора Рогожкина

Статьи по эниологии

Скачать эниологию

Эниопсихология

Эниология в вопросах и ответах

Эниология Ханцеверова-1

Эниология Ханцеверова-2

Эниология Ханцеверова-3

Полемика

Америка

НЛО

На грани науки

Религия

Экономика

Тайные общества

Третий Рейх

История

Иные миры

Астрономия

Медицина

Интересные статьи

Будущее

Оккультизм

Политика

Банки-Убийцы

Трансерфинг

Трансерфинг реальности

Яблоки падают в небо

Вершитель реальности

Статьи о Трансерфинге

Апокрифический Трансерфинг

Шемшук

Наши Предки

Бабы Яги, кто они?

Культ предков

Русь Борейская

Волхвы

Обереги

Этическое государство

Русско-Борейский пантеон

 

Увидели опечатку?

Выделите текст и нажмите Shift+Enter.

И мы в ближайшее время ее исправим!

Сейчас на сайте

Сейчас 14 гостей онлайн

 

Инфосфера — информационная среда ноосферы

Понятие ноосферы В.И. Вернадского — это целостное представление о единстве мира, его организованности. Ноосфера — "сфера разума" (по В.И. Вернадскому [421]) подразумевает разумные отношения, достижение определенной культурной зрелости, которая выражается в понимании взаимозависимости и взаимосвязанности мира и основывается на учете не только личных интересов, но и интересов других людей, Природы.

О СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ

субъективного знания) результат непосредственных интуитивных способов постижения реальности.

Структурированная соответствующим образом информационная сфера раскрывается через совокупность информационных процессов, как результат определенной деятельности человека, как своеобразный продукт его субъект- объектных отношений. Материальным носителем инфосферы являются электронные средства массовой коммуникации, электронно-вычислительные комплексы и математическое обеспечение.

Проникновение человека в наиболее интимные эниологические связи жизни Природы (такие, например, как полевые информационно- энергетические воздействия людей друг на друга и на Природу) усиливают необходимость осознания целостности мира. Но одно лишь абстрактное понимание его взаимосвязанности недостаточно для установления разумных отношений. Для этого необходима соответствующая среда по оценке деятельность людей и последствий от их действий. Эта среда есть пространство существования информации, отчужденной от носителя и обобществленного знания (объективного знания о целостности мира.

С точки зрения выдвинутых подходов и рассмотрения инфосферы Ю.А. Ахапкиным предлагается структуризация информационной среды в виде концепции общечеловеческой автоматизированной системы коллективного знания (см. рис. 13.1.).

Структурно-функционально эта концепция состоит из двух знаний: объективного и субъективного знания. Объективное знание состоит из глобального общезначимого пространства знаний.

8. Характеристика понятия “информационная картина мира”.

9. Развитие средств и форм коммуникации в истории общества (пять информационных революций).

Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.

На уровне общества информационная культура проявляется в пяти информационных революциях:

1. изобретение языка;

2. изобретение письменности;

3. изобретение книгопечатания;

4. изобретение электричества;

5. изобретение компьютерной техники, новых информационных технологий .

Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.

 

10.Характеристика коммуникационных процессов в обществе. Их особенность в сфере досуга.

11.Социальные институты как субъекты информационных процессов, как основные каналы распространения информации.

12.Массовая коммуникация и процесс распространения информации в обществе. Медиаобразование–проблемы и перспективы.

Знание и учет законов восприятия в процессе подготовки материалов для ИПД (СМИ) — условие эффективности информационной деятельности. Усилия психологов и социологов сосредоточены на публике, аудитории, воспринимающей ('или отвергающей) информационное 'сообщение, на изучении факторов, способствующих и препятствующих усвоению информации, передаваемой по различным каналам информации. В восприятии аудитории могут возникать препятствия для адекватного постижения сообщений. Этим препятствием может стать и сама личность с присущим ей вкусом и способностью самостоятельно выносить суждения, и групповые факторы (человек соотносит себя с другими, обменивается мнениями и корректирует свои суждения относительно увиденного по телевидению, услышанного по радио или прочитанного в журнале или газете). Понятно, что для эффективного общения в условиях массовой коммуникации, помимо прочих условий, необходимо одинаковое понимание символов (объективирующих душевное состояние) теми, кто их воспринимает. Информация должна быть понятна реципиенту и в содержательном, и языковом- аспекте. Отсюда— проблема осмысления материала. Восприятие психологи определяют как осознание материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств. Оно — результат истолкованных внешних и внутренних сигналов, обращенных в мысленные образы. Поиск и выбор сигнала зависят от уровня врожденных потребностей, приобретенных течение жизни мотиваций и эффективных компонентов эмоций и чувств.^ Восприятие зависит не только от содержания информации, но и от особенностей субъкта, реципиента. Оно опосредуется целями, интересами, социальным опытом человека. Законы восприятия действуют на разных стадиях взаимодействия коммуннкатора и аудитории, начиная с момента контакта с источником информации. Теоретик печати Е. П. Прохоров обращает внимание на то. что восприятию предшествуют предиспозициональные факторы. К ним он относит состояние внутреннего мира реципиента, его социальную направленность и жизненный опыт. систему интересов и предпочтений.^

Уровень готовности к восприятию информации будет зависеть от состояния человека, от того. напряжен он или расслаблен. Само качество психического состояния—это своего рода проекция отношения личности на конкретную ситуацию. Закономерно говорить поэтому о порогах восприятия и разных его уровнях — физиологическом, биологическом и психологическом. В организации информационного материала необходимо учитывать, что мозг человека испытывает перегрузку, если он не в состоянии сделать выбор среди слишком большого количества сигналов. В этом случае происходит сенсорная адаптация, т. с. привыкание.

 

13.Специализация социокультурных институтов в организации информационно-просветительной деятельности в сфере досуга.

14.Особенности и структура художественной информации. Символы и язык искусства.

15.Культурное наследие, традиции как канал передачи социальной информации.

16.“Культура–просвещение–образование”: определение понятий и их соотношения. Тенденции развития. Модель культурного человека.

17.Информационно-просветительная деятельность в сфере досуга и система непрерывного образования.

18.Понятие самообразования, его основные функции, виды и источники.

19.Информационно-познавательные потребности и интересы в сфере досуга; сущность, классификация.

20.Содержание коммуникационных процессов в обществе. Основные направления информационно-просветительной деятельности в сфере досуга.

21.Специфика политического просвещения.

22.Специфика исторического просвещения.

23.Специфика экологического просвещения.

24.Специфика эстетического просвещения.

25.Специфика нравственно-этического просвещения.

26.Специфика философско-религиозного просвещения.

27.Общая характеристика форм информационно-просветительной деятельности, их классификация и специфика.

28.Характеристика форм преимущественно информационного характера.

29.Характеристика форм преимущественно просветительного характера.

30.Характеристика форм преимущественно развлекательно-познавательного характера.

31.Характеристика форм, активизирующих личность.

32.Социально-психологические закономерности восприятия информации.

 

Психолого-педагогические особенности восприятия информации

Восприятие — важная часть коммуникативного процесса Без понимания механизма восприятия информации аудиторией невозможно планировать какие-либо эффекты воздействия, успешно направлять информационные потоки. Успех действия механизма «обратной связи» напрямую связан с учетом специфики и условий восприятия журналистских материалов. Вместе с тем проблема восприятия остается самой сложной в психологии журналистики. Она включает в себя все разнообразие подходов, методов, частных концепций, способствующих познанию принципов, закономерностей, свойств чувственного отражения информации получаемой в процессе непосредственного взаимодействия с источником информации. Современные психологи изучают восприятие в следующих аспектах: как функцию анализаторов,^ как процесс и результат построения образа,^ как особую способность человека," как разновидность деятельности," 'как непосредственное впечатление,^ как переработку информации,^ как решение задачи.^' В предыдущем параграфе мы познакомились с одной из тенденций развития теории восприятия — информационно-процессуальной (когнитивной), описывающей механизмы моделирования сенсорно-перцептивных процессов, объемы памяти, эт



2015-11-10 419 Обсуждений (0)
Понятие информации,классификация и свойства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие информации,классификация и свойства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)