Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки



2015-11-10 1244 Обсуждений (0)
Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Обобщая характеристику направлений психологии, сформулируем кратко предмет, основной метод его изучение и вклад в развитие психологии (табл. 2).

Все психологические направления и концепции – это поиск ведущих детерминант психики и, по сути, попытка с разных сторон подойти к решению вопросов о механизмах, целях и смысле человеческого бытия.

Представители гуманистической психологии доказывают, что человек самодетерминирован – он сам себя определяет и способен противостоять будто бы обуславливающим его поведение (по утверждению иных концепций) стимулам физической и социальной среды. Главная характеристика истинного человеческого существования, по В.Франклу, – в возвышении над условиями жизни, в

трансцендентности. Гуманистическая и экзистенциальная психология возвращает

психологов к «вечным», но не менее актуальным для современного человека

вопросам, сформулированным ещё в античные времена: о познаваемости психики,

первичности-вторичности бытия и сознания, происхождении и развитии психики и сознания.

Проблемы эволюции психики и сознания, психической регуляции и детерминант поведения человека разрабатывались в 20-м веке представителями российской психологической науки, исследованиям которых будет посвящена третья глава настоящего пособия.

 

Табл.2.Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях:

 

  Направление психологической науки   Предмет исследования   Главный метод исследования   Вклад в развитие науки
Интроспективная психология Сознание Эксперимент, основанный на самонаблюдении испытуемого Внедрение в психологию экспериментального метода
Бихевиоризм Поведение Эксперимент с регистрацией объективных данных Включение поведения в состав предмета исследо­вания психологии
Психоанализ Бессознательное Клинический анализ ассоциаций, сновидений, ошибочных действий и др. Изучение сферы бессознательного, её роли в мотивации поведения и дея­тельности, описание механизмов психологической защиты
  Гештальт- психология   Целостные структуры психики Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей Разработка принципа целостности в исследовании психических явлений
  Когнитивная психология     Познавательные процессы Эксперимент с микроструктурным анализом познавательного процесса Изучение психики как системы когнитивных операций по переработке информации  
  Деятельност ный подход   Психика как функция деятельности   Эксперимент Изучение психики в деятельности и развитии, психической регуляции и структуры деятельности
Гуманистичес кая психология Смысловые структуры и ценности личности: самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение Диалогическая беседа Предложение новой методологии познания уникальности человека, разработка идеи самоактуализации
  Предлагаем продолжить характеристику предмета психологии и средств его изучения по мере постижения разнообразия психологической науки

 

Тестовые вопросы для самопроверки.

1. Какое из приводимых понятий соответствует «Psyche» у древних греков:

а/ нервная система; б/ душа; в/ психика; г/ сознание

2.Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленных усвоением структур и символов внешней социальной действительности, называется: а) интерференция; б) интериоризация; в) интерорецепция; г) интроверсия.

3. Интроспекция – научный метод, главным недостаток которого – в его субъективности: а) верно; б) неверно

4. Представители какого направления в психологии занимаются изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов?………………..

5. По мнению психологов гуманистического направления любому человеку свойственно врожденное стремление к полной ………………………….

6. Позитивное значение бихевиоризма описывается всеми утверждениями, КРОМЕ ОДНОГО: а) прояснил объективным методом глубинные проблемы сознания; б) вывел психологию на естественнонаучные позиции; в) ввел в психологию объективный метод;

г) разработал проблемы выработки навыков, научения и т.д..

7 Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

а) 3. Фрейда; б) Г. Лейбница; в) К. Юнга; г) Ж.Пиаже.

8. Признание психологии как самостоятельной науки было связано: а) c созданием специальных научно-исследовательских учреждений; б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения; г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

 

Литература к главе 2.

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2014 – 334 с.

2. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию)

3. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 1: Введение в психологию / Е.Е.Соколова; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2008. - 320 с.

 

б) дополнительная:

1. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика)/В.М.Аллахвердов. — СПб.: СПбГУ, 2000, 320 с.

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов. – СПб: Речь, 2003.- 368 с.

3. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию./ Р.С.Аткинсон, Э.Е. Смит,Д. Бем и др. – М.: прайм-Еврознак, 2003.

4. Грановская Р.М.. Психологическая защита личности/Р.М.Грановская, И.М.Никольская - СПб.: Речь, 2001 – 316 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2010 -583 с.

6. Смит Н. Современные системы психологии. / Пер с англ., под общ. ред. А. А/Алексеева, СПб, 2003 – 321 с.

 

7. Современная психология: Справочное руководство / ред. Дружинин В.Н. — М.: ИНФРА-М, 1999 – 688 с.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Е.Е.Соколова - М.: Смысл, 2008 – 213 с..

9. Солсо Р. Когнитивная психология/ Р.Солсо – СПб.: Питер, 2006.

10. Франкл В.Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. – 368с.

11. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб: Питер, 2007. – 398с.

12. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г.Юнг – М.: Изд-во Медкова, 2012. -352 с.

 


 



2015-11-10 1244 Обсуждений (0)
Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возвращение к вопросу о предмете и методах психологической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)