Национально-культурное строительство
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С обретением Украиной независимости реформирование системы образования, начавшееся в 80-е годы, вступило в качественно новый этап. В соответствии с разработанной Государственной национальной программой «Образование» (Украина XXI века) вектор реформ ориентирован на формирование национальной системы образования, концептуальные и структурные преобразования его основных элементов, демократизацию народного образования, украинизацию учебного процесса. В Донецкой области в 1990/91 учебном году в системе образования была задействована 1281 государственная общеобразовательная школа. К 1995/96учебному году их число увеличилось до 1325. Численность учащихся в них за указанные годы сократилась с 666 тысяч до 665 тысяч человек. Среди качественных показателей необходимо отметить успешную деятельность учебных заведений нового типа — гимназий, лицеев, колледжей, которые возникли на территории области совсем недавно. На основе углубленного изучения отдельных предметов, широкой дифференциации обучения в нашем регионе открыты 10 гимназий, 16 лицеев, 12 учебно-воспитательных комплексов различного типа, 3 специализированные и 18 профильных школ, более 100 профильных классов. Это дает возможность ученикам развивать свои творческие способности и наиболее ярко проявлять природные данные каждого в отдельности. Эффективность работы учебных заведений нового типа наглядно можно проследить на опыте образовательной деятельности национального лицея, созданного при Донецком государственном университете. Ректор ДонГУ, доктор физико-математических наук, профессор Шевченко В. П., принимая решение о создании лицея в 1990 г., четко сформулировал его задачи: искать и развивать таланты, воспитывать будущего студента, формировать личность. Реализация этих задач осуществлялась в результате переориентации образования на личность ученика в соответствии с такими важнейшими принципами, как гуманизация и гуманитаризация; единство национального и общечеловеческого, развивающий характер обучения; совместное творчество учителя и лицеиста; индивидуализация и дифференциация, оптимизация, открытость и динамичность системы обучения. Лицей действительно стал источником формирования национальной научной элиты. Сегодня в нем обучаются 250 талантливых, творчески и интеллектуально одаренных учеников 10—11 классов из различных городов и сел Донецкой области. Лицеисты — постоянные участники и победители областных, государственных и международных олимпиад. Именно в лицее воспитан лучший юный химик мира Дмитрий Денисенко. В 1994 г. он получил золотую медаль в Норвегии. Бронзовым призером Всемирной олимпиады юных биологов стала Оксана Бреус (Болгария, 1994 г.). Два лицеиста занесены в книгу ЮНЕСКО «Одаренные дети». Ученики лицея признаны лучшими в Украине по истории, украинской филологии, химии, биологии. В целом, ежегодно каждый третий ученик становится победителем или призером олимпиад, конкурсов, турниров не ниже областного уровня. С успехами лицеистов, равно как и с тревогами их воспитателей о судьбе интеллектуальной элиты общества, была ознакомлена во время своего пребывания на Донетчине почетная гостья, организатор благотворительной акции «Супруга Президента Украины — детям Украины» Л. Н. Кучма. Дав высокую оценку работе, которая ведется в стенах этой школы нового типа, Л. Н. Кучма охотно приняла предложение лицеистов стать берегиней их учебного заведения. ВЫСШАЯ ШКОЛА Глубокие преобразования охва- тили высшую школу. Социально-экономические и политические изменения в обществе требовали повышения роли вузов в решении фундаментальных задач образования: подготовка квалифицированных кадров и создание национальной творческой интеллектуальной элиты. В то же время глубокий экономический кризис в стране усложнил проблему материального обеспечения высшего образования, поставил многие вузовские научные коллективы на грань выживания. В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университеты или академии. В итоге были образованы Донецкий государственный технический университет, Донецкий государственный медицинский университет, Приазовский государственный технический университет, Донбасская государственная машиностроительная академия, Донбасская государственная академия строительства и архитектуры. Став университетами и академиями, вузы приступили к наполнению учебно-воспитательного процесса новым содержанием. Обучение стало осуществляться по планам, соответствующим их новому статусу. С каждым годом нарастала потребность в стабилизации сети высших учебных заведений, адаптации их к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и одновременно наблюдался дефицит экономистов, менеджеров, юристов, психологов, социологов. Реакцией на необходимость подготовки таких специалистов стало создание Донецкой государственной академии управления. В Донецком государственном университете были открыты новые специальности, которые отвечают потребностям времени: «Экономика и управление производством», «Метрология, стандартизация и управление качеством», «Радиофизика, электроника» , «Информационная система в менеджменте», «Маркетинг», «Биофизика», «Биоэкология» и другие. Ухудшение криминальной ситуации в нашем регионе обострило вопросы подготовки квалифицированных кадров для системы Министерства внутренних дел (МВД). В связи с этим в 1993 г. на базе училища МВД был открыт институт внутренних дел при Донецком государственном университете. Новым явлением стал бурный рост негосударственного сектора в сфере образования. В области создано более 10-ти высших учебных заведений, основанных на внебюджетном финансировании. Это прежде всего донецкие вузы: институт социального образования, экономико-гуманитарный институт, институт рынка и социальной политики, институт предпринимательства и другие. Негосударственное образование переживает сложный и противоречивый период становления. У многих вузов пока еще слабая материально-техническая база, не хватает высококвалифицированных педагогических кадров. Слабую помощь им пока оказывает Министерство образования Украины. Преодолевая эти и другие трудности, негосударственные вузы с каждым годом все тверже становятся на ноги, внедряют в учебный процесс прогрессивные методы. К примеру, Краматорский экономико-гуманитарный институт с первых дней своей работы поставил задачу выпускать не просто специалистов, а людей, соответствующих времени. Руководство института настойчиво проводит идею непрерывного обучения. Сегодня в вузе обучается 1,5 тыс. студентов, более 130 юношей и девушек — в лицее при институте, 50 — в школе юных менеджеров, 60 детей посещают детсад, ассоциированный при высшем учебном заведении. В ближайшее время намечено открыть при детсаде начальную школу, а при лицее — гимназию. Тогда будет в наличии полная цепочка. В этой системе основное внимание будет уделяться изучению иностранных языков, в том числе восточных, основ мировой культуры, экономики, компьютерных систем. Целенаправленный труд коллектива Краматорского экономико-гуманитарного института стал приносить первые успехи. На третьем всеукраинском конкурсе студентов, изучающих китайский язык, питомцы молодого вуза завоевали одно из трех первых мест, одно- из пяти вторых и три из семи третьих. Экономические трудности последних лет усилили процесс коммерциализации и в стенах государственных вузов, где вначале был введен 20 процентный платный прием на обучение, а затем он с каждым годом стал увеличиваться. Ассигнования на образование приобрели устойчивую тенденцию к сокращению. Поступающие средства расходуются в основном на выплату заработной платы и стипендий. Между тем материальная база большинства вузов пришла в упадок. Ухудшаются жилищно-бытовые ус- ловия в студенческих общежитиях. Профессорско-преподавательскому составу прекратили выделять квартиры. Начался отток высококвалифицированных кадров. За 5 лет только из 3-х вузов (ДонГУ, ДГТУ, ДГМА) ушло более 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезают и научные школы, свертывают исследовательскую работу кафедры и лаборатории. В библиотеках ощущается острый дефицит научной, учебной и методической литературы, в 3 раза сократилась подписка на периодические издания. Социологические исследования, проведенные в Донецкой области, показывают, что привлекательность профессии преподавателя вуза катастрофически падает. Эта негативная тенденция может быть преодолена только при условии гарантированного финансирования образования в необходимых объемах. Реформирование украинского общества выявило сложные проблемы в сфере функционирования языков. К числу наиболее острых проблем в нашем регионе относятся две: возрождение и развитие украинского языка как государственного; функционирование на территории области русского языка наряду с государственным во всех сферах жизни. Положение с украинским языком к концу 80-х годов на Донетчине стало весьма печальным: он был в огромной степени вытеснен из школ, вузов, государственных учреждений, деловой документации, производственной сферы, общественных организаций. В таких городах, как Донецк, Макеевка и некоторых других вообще не было украинских школ. Многие украинцы, жившие в Донецкой области и желавшие обучать своих детей в школах на родном языке, фактически утратили эту возможность. После принятия Закона УССР «О языках в Украинской ССР» в 1989 г., который придал украинскому языку статус государственного, положение стало меняться к лучшему. В области начали открываться детские сады, где воспитание ведется на украинском языке, создаваться украинские школы, лицеи и другие учебные заведения. Значительную работу, направленную йа расширение функционирования государственного языка, проводят вузы. Особо следует сказать о Донецком государственном университете, где ведется целенаправленная работа по практическому осуществлению основных положений Закона о языках. Важнейшими позитивными результатами этой работы являются обязательное изучение студентами всех факультетов курсов «Современный украинский деловой язык», «Украинская литература и культура», «История Украины», изучение аспирантами курса украинского языка; введение обязательного вступительного экзамена по украинскому языку для абитуриентов; создание кафедры украинской филологии и культуры, которая обеспечивает преподавание украинского языка, литературы и культуры на неспециальных факультетах; функционирование параллельных групп с украинским языком обучения на факультетах; стажировка преподавателей вузов Донетчины на кафедре украинского языка как опорной; оформление наглядной агитации на украинском языке. В ходе практического осуществления перевода высших учебных заведений на преподавание на украинском языке выявились различные подходы. Так кое-где в вузах пытались решить эту задачу административными методами: путем обязательного введения преподавания на украинском языке отдельных предметов. Однако этот путь оказался довольно болезненным и малоэффективным. Более продуктивным стало создание параллель- ных потоков и групп (русскоязычных и украиноязычных) уже в ходе приема студентов на первый курс. Конечно, этому предшествует огромная подготовительная работа: агитация в районах области с тем, чтобы абитуриенты поступали на украиноязычные потоки; овладение пре- подавателями украинским языком на специальных курсах; комплектование библиотеками фонда литературы (учебной, художественной), изданной на украинском языке, подготовка преподавателями учебно-методических пособий для студентов. Хорошей базой для формирования украиноязычных групп стал созданный при ДонГУ украинский лицей. В театрах Донетчины появляется все больше спектаклей на украинском языке. Донецкий театр кукол, в частности, поставил несколько украинских спектаклей, что имеет очень большое значение: ребята уже с детства приучаются к языку своей родной земли. Заботясь о всестороннем развитии и функционировании украинского языка во всех сферах общественной жизни, необходимо в то же время создавать условия для развития и использования языков других национальностей в Украине. Конституция гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины. В Законе Украины о национальных меньшинствах говорится, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам право обучения на родном языке. В нем также определена и возможность функционирования наряду с государственным языка, приемлемого для всего населения данной местности. Поэтому при выработке и реализации языковой политики важно учитывать особенности национального состава того или иного региона Украины. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Переход к рыночным отно- шениям стал тяжелым испытанием для культуры. Ей предстояло выдержать экзамен на выживание в условиях, когда практически прекратилось государственное финансирование. Сегодня можно с уверенностью сказать, что культура выдержала это испытание, хотя и понесла значительные потери. Отсутствие необходимых средств стало одной из основных причин закрытия в области 79 клубных учреждений, 98 массовых библиотек. Падение жизненного уровня населения сделало для многих семей невозможным посещение театра, кино, концертов, цирка. По данным Областного управления статистики, число посещений театров в области сократилось с 911 тыс. в 1990 г. до 547 тыс. в 1995 г., киносеансов — соответственно с 45 млн. до 8 млн. Любимых занятий в кружках и спортивных секциях лишились тысячи школьников. Увеличилось число бесцельно шатающихся детей, пополняющих ряды юных бомжей и резерв криминала. Однако культурная жизнь не замирала ни на один день. Основные культурно-просветительные учреждения нашего края продолжали действовать. Работают все театры. В1994 г. были завершены ремонт и реставрация здания Донецкого государственного академического театра оперы и балета. Несмотря на серьезные экономические трудности и социальные проблемы, руководство области и города сумело найти средства и возможности для быстрейшего завершения этой поистине народной стройки. Активное участие в восстановлении здания театра принимали более 100 предприятий области и 70 предприятий Украины. В 1995 г. в театре прошел второй Международный фестиваль «Звезды мирового балета», а в 1996 г. — третий. Фестивали стали значительными событиями в театральной жизни не только нашей области, но и всей страны. В театре работает всемирно известный артист балета, народный артист Украины Вадим Писарев. Нашему прославленному земляку, носящему звание лучшего танцора Европы, всего 32 года. Несмотря на свою молодость, он уже проявил себя не только как артист, но и как режиссер, создал школу хореографического мастерства, в которой обучаются ребятишки. Среди тех, кого Украина увенчала титулом «Человек года-96», и Вадим Писарев: он стал лауреатом конкурса в номинации «Деятель культуры и искусства». Большим успехом у зрителей пользуются спектакли Донецкого областного музыкально-драматического театра имени Артема. Не случайно на съезде Союза театральных деятелей его называли одним из лучших театров Украины. В последнее время театр пополнился талантливой творческой молодежью, уже заявившей о себе исполнением главных ролей в спектаклях. Подлинный героизм
из них — постановка пьесы классика русской драматургии А. Н. Островского «Прекрасный Иосиф, или Невольницы» (февраль 1997 г.). Большую плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей и юношей проводят Донецкий театр кукол и Донецкий областной ТЮЗ (г. Макеевка). Центром музыкальной инфраструктуры края является Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева. Ее выпускники составили костяк симфонического и камерного оркестров Донецкой областной ► филармонии, театра оперы и балета, хореографических и вокальных ансамблей. Показателем международного авторитета консерватории в области музыковедения стало присвоение профессору кафедры истории музыки и фольклора О. Журавлевой титула «Женщина года-96» Американским биографическим институтом при Конгрессе США и диплома Международного центра культуры. Традиционным стало проведение в нашей области праздников музыки в честь выдающегося композитора XX столетия Сергея Прокофьева. В мае 1997 г., когда отмечалась 106-я годовщина со дня рождения нашего великого земляка, в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль «На родине Сергея Прокофьева». Много удивительных вечеров подарил он почитателям музыкального и балетного искусства. Во второй половине 90-х гг. стали проводиться спортивные праздники «Звезды мирового шеста», инициатором которых был чемпион мира по прыжкам с шестом Сергей Бубка. Донетчину прославила своими достижениями абсолютная чемпионка Европы, мира и Олимпийских игр Лилия Подкопаева. По приглашению Донецкой областной филармо- нии, других учреждений культуры и фирм в Донецкой области постоянно выступают известные мастера искусства Украины, бтран СНГ и мира. Об этом свидетельствует следующий беглый перечень наших гостей только в течение нескольких месяцев 1997 г. В концертном зале имени С.Прокофьева прошел творческий вечер народной артистки СССР и народной артистки Украины Ады Роговцевой. В помещении театра оперы и балета прошла незабываемая встреча с уникальной певицей, лауреатом четырех международных фестивалей музыки Тамарой Гвердцители. На сцене музыкально-драматического театра имени Артема в течение двух недель свои лучшие спектакли ставил Московский театр драмы и комедии («Таганка»). Жителей Донецка и области порадовали народный артист Украины Анатолий Литвинов, народный артист России Геннадий Хазанов, наш знаменитый земляк Иосиф Кобзон, артистка украинской эстрады Ирина Билык, артистки российской эстрады Наташа Королева, Анжелика Варум, органистка соборов свя- Сергей Вубка. той Софии и святого Эммануила Габриэлла Честрем из Стокгольма и многие другие. Несмотря на трудности, удалось сохранить кадровый и творческий потенциал областному Дворцу детского и юношеского творчества. При поддержке облгосадмини-страции была укреплена его материальная база и обеспечены все необходимые условия для активного творчества детей. Более двух с половиной тысяч детей занимаются в кружках декоративно-прикладным творчеством, журналистикой, археологией, осваивают компьютеры, исследуют мир животных и птиц, участвуют в художественной самодеятельности. Во Дворце работают 4 танцевальных коллектива разных жанров, 2 театра, 3 вокальных ансамбля, хоровая капелла мальчиков, первая и единственная в Украине авторская школа академического пения. Уровень детского творчества благодаря профессионализму руководителей коллективов весьма высок. Сегодня 6 коллективов имеют звание «образцовых» и 2 — «народных». Их концерты и театральные представления даже на сценах донецких профессиональных театров проходят при аншлаге. Дворец детского и юношеского творчества является также организатором областных смотров, конкурсов, сборов, фестивалей учащейся молодежи, включая детей-сирот, инвалидов, одаренных и талантливых ребят. По масштабам и результатам работы он входит в группу крупнейших внешкольных учреждений Украины. Приспосабливаясь к региона. Донецкая областная библиотека имени Крупской установила связи с украинской диаспорой в США и Канаде, которая помогает ей пополнять книжный фонд. Заметно оживило культурную жизнь Донетчины объединение творческих усилий Донецкой областной библиотеки имени Крупской и Донецкого областного научно-методического центра народного творчества и культурной работы. Они уже более трех лет совместно проводят вернисажи, презентации книг, сборников поэзии, выставки работ мастеров нашего края. Культурная жизнь области продолжается в основном благодаря энтузиазму преданных культуре работников. Однако только на энтузиазме сохранить учреждения культуры и их творческие коллективы в течение длительного времени не удастся. Материальная база сферы культуры требует постоянного укрепления. Здания Донецкого областного музыкально-драматического театра им. Артема, Донецкой государственной консерватории имени Прокофьева и многих других учреждений культуры срочно нуждаются в капитальном ремонте. К этому добавим, что почти в 400 населенных пунктах области вообще нет ни одного центра культуры. Отсюда становится совершенно ясным, что для сохранения и дальнейшего развития культуры необходимы средства, достаточные для обеспечения ее материально-технической базы и нормальной оплаты работников. Найти эти средства — обязанность руководителей страны и области. ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУР По данным пере- НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ писи 1989 г., в Донецкой области проживают представители 116 национальностей. Такой многонациональный состав населения края тре- бует внимательного изучения образовательных и культурно-просветительских потребностей всех этносов и выработки соответствующей этнополитики. Донецкая областная государственная администрация оказывает содействие национально-культурным обществам, которые объединяют греков, евреев, немцев и представителей других национальностей, проживающих в нашем крае. Главным направлением своей деятельности в этой сфере она определила осуществление заботы об удовлетворении национальных нужд всех этносов. Одним из важных факторов возрождения национальных культур является образование. С обретением Украиной независимости, принятием важных правовых документов по развитию национальных меньшинств в республике стала развиваться система школ, где обучение ведется на родном языке или изучается родной язык. Из национальных меньшинств особенно активно отреагировали на открывшиеся возможности греки, которых в нашей области проживает более 120 тыс. человек. Это третья по численности национальность в регионе. Если в 1990 году только в одной школе Мариуполя изучался новогреческий язык, то в настоящее время в городе он преподается в 15 школах, техническом и педагогическом лицеях, Александровской гимназии. Несколько воскресных греческих школ действует в Донецке. В лицее при Донецком государственном университете создана группа с углубленным изучением новогреческого языка. С целью подготовки специалистов-гуманитариев, кадров греческой и украинской интеллигенции, в 1991 г. был открыт Мариупольский гуманитарный институт Донецкого государственного университета. Он является единственным не только в Украине, но в странах СНГ высшим учебным заведением, где в таком большом объеме и на таком качественном уровне изучается новогреческий язык, история и культура Греции. Студенты 8 специальностей из 9 изучают новогреческий язык, что позволяет выпускникам получить другую специальность — преподавателя новогреческого языка. Повышению качества преподавания новогреческого языка способствовало открытие в 1995 г. в институте кафедры новогреческой филологии. Новогреческий язык преподают специалисты-филологи, прошедшие годичную стажировку в вузах Греции. Кроме того, в институте работают опытные греческие преподаватели, которых направило Министерство образования Греции. Возрождению языка, культуры, традиций греческого народа способствуют созданные в последние годы национально-культурные общества греков: Федерация греческих обществ Украины, Союз греков Украины, Донецкое городское общество греков, Мариупольское городское общество греков, Греческий национальный общественно-политический клуб «Эллины Приазовья» и другие. Своеобразным итогом их деятельности стало создание художественных коллективов в Донецке — ансамбля греческой песни «Асте-ри», танцевального — «Панаир», в Мариуполе — греческого вокально-инструментального ансамбля, детского хора греческой песни, в поселке Сартана — фольклорного ансамбля «Сартанские самоцветы». В селе Малый Янисоль Володарского района открыт памятник основателю возрождения греческой культуры в Приазовье поэту Георгию Костоправу. По инициативе национально-культурных обществ греческим селам возвращены их исторические названия — Сартана (бывшее Приморское), Бугае (Макси- мовка), Малый Янисоль (Куйбышево), Мангуш (Пер-шотравневое). Изданы книги греческих авторов, наших земляков, в том числе сборник произведений греческих поэтов Приазовья «Чабрец». Традиционным стало проведение праздников «Мега юрты» («Большой праздник»), «Охи» («Нет») — дня отрицания фашизма, Дня независимости Греции. В последние годы в Донецкой области создан ряд еврейских национально-культурных обществ: Областной Еврейский культурно-просветительский центр «Алеф», Донецкое городское общество «Тхия», Донецкая областная организация Еврейского общества эстетики, физической культуры и спорта «Маккаби» и другие. Они проводят значительную работу по возрождению культуры, истории, языка, традиций, обрядов и самосознания еврейского населения Донбасса. Большое внимание еврейские национально-культурные общества уделяют изучению иврита. С этой целью организованы специальные курсы. В Донецке открыта воскресная школа, которую посещают дети, желающие овладеть основами иврита. В клубе ученых проводятся лекции по вопросам истории и культуры еврейского народа; организуются концерты, музыкальные вечера. Областному Еврейскому культурно-просветительскому центру «Алеф» передано здание бывшей синагоги, закрытой в 30-е годы. Здесь теперь ведутся религиозные службы. В 1990—1992 годы были созданы Донецкое областное национально-культурное общество немцев «Возрождение», Донецкая областная организация Общества малых народов Кавказа и Донецкое областное отделение Украинского республиканского Общества русской культуры «Русь». Их деятельность направлена на решение задач развития национальных языков, культур, традиций; защиту политических, социально-экономических и гражданских прав своих членов; реализацию их национально-культурных запросов в сфере образования, общения, народного творчества; издание и распространение литературы; организацию конкурсов, фестивалей, выставок и других культурных мероприятий. Таким образом, движение по национально-культурному возрождению в Донецкой области набирает силу, обогащается опытом, приносит первые позитивные результаты. Однако остается еще и немало проблем, касающихся как численного охвата граждан, изучающих родные языки, так и качества преподавания последних. К тому же жизнь ставит все новые и новые задачи. Их успешное решение невозможно без действенной помощи и всесторонней поддержки областной, городских и районных госадминистраций, политических партий и общественных организаций нашего края. Вопросы: 1. Охарактеризуйте деятельность учебных заведений нового типа, которые возникли на территории области в последние годы. 2. Какие преобразования произошли в высшей школе? 3. Охарактеризуйте развитие негосударственного образования в нашем крае. 4. Каковы особенности национального состава Донецкой области? 5. Почему вопрос о функционировании на территории области русского языка наряду с государственным приобрел такую остроту? 6. Почему в последние годы сократилось число посещений театров, киносеансов, концертов? 7. Охарактеризуйте работу театров нашей области. 8. Подготовьте рассказ о некоторых наиболее известных мастерах искусства, наших знаменитых земляках. 9. Охарактеризуйте работу областного Дворца детского и 10. Подготовьте рассказ о проведении фестивалей «Звезды мирового балета» и праздников музыки в честь выдающегося композитора XX столетия С. Прокофьева. 11. Охарактеризуйте положение с украинским языком на Донетчине. 12. Какие национально-культурные общества созданы в нашем регионе в последнее десятилетие? Охарактеризуйте их цели и задачи. Документы: 1. Письмо в газету «Вечерний Донецк». «Пойте для нас хоть иногда!» «Здравствуйте, дорогая редакция! 29 марта во Дворце молодежи «Юность» состоялся концерт Н. Кадышевой. Мы очень любим эту артистку и певицу. Узнав о ее приезде, поспешили во дворец. Билеты стоили от 30 до 50 гри-вень, а у нас, естественно, такой суммы не было, так как это наш прожиточный месячный заработок. По нашим наблюдениям, на концерт пришло немало господ по пригласительным билетам, явно с достатком и возможностью самостоятельно купить билеты. Нас же с зажатыми в кулаке крохами денег никто понять не хотел. Мы понимаем, концерты ныне организуются определенными структурами, это бизнес, а там свои законы, там никому нет дела до малоимущих, нищих. Но что же делать тем, кто не утратил любви к красоте, искусству, тяги к духовности, но не имеет для этого денег? Ведь можно что-то придумать, скажем, продавать после третьего звонка нереализованные билеты по доступным ценам, или входным, чтобы артисты пели для народа, для людей. Хорошо бы, если бы такие концерты показывали в записи, как это было с выступлениями И. Кобзона. Артисты стали недоступны людям, только для элиты. Пойте для нас хоть иногда! Возможно, руководители города и области что-то придумают в этом плане?» Л. Антипова, Д. Шумова, Л. Кулакова, Р. Ртищева, В. Клепач. «Вечерний Донецк». — 7 мая 1997 г. Общественно-политическая жизнь ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛАСТНЫХ Донецкая область ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ — один из наиболее ных регионов Украины. Она оказывает огромное влияние на общественно-политическую жизнь всей страны. Это обусловлено прежде всего ее колоссальной индустриальной мощью, наличием сотен тысяч квалифицированных работников, их умением сплотиться в борьбе за преодоление трудностей, за вывод общества на путь цивилизованного развития. В 90-е гг. здесь шел процесс размежевания левых, центристских и правых сил, формирования областных организаций политических партий Украины. Если в 1991 г. в области действовали 7 таких организаций, то в 1994 г. — уже 14, а в 1998 г. — более 30-ти. Сегодня в политическом спектре Донетчины можно увидеть областную организацию любого направления и оттенка: демокра- тическую, народно-демократическую, национально-демократическую, христианско-демократическую, социал-демократическую, социалистическую, коммунисти- ческую, либеральную, консервативную, аграрную, экологическую, религиозную и др. Несмотря на столь обширный спектр областных организаций политических партий их можно свести к трем основным группам: 1) левые, 2) центристские, 3) правые. Левое крыло политических сил в нашем регионе представлено Донецкими областными организациями Коммунистической партии Украины (ДОО КПУ), Прогрессивной Социалистической партии Украины (ДОО ПСПУ), Селянской партии Украины (ДОО СелПУ), Социалистической партии Украины (ДОО СПУ). Продолжающийся экономический кризис в стране, тяжелое материальное положение основной массы населения способствуют сохранению влияния региональных организаций левых партий, которые объявляют себя защитниками интересов людей труда. Весьма представительной в нашем крае является группа центристских партий. Это — Донецкие областные организации Народно-демократической партии (ДОО НДП), Либеральной партии Украины (ДОО ЛПУ), Партии труда Украины (ДОО ПТУ), Народного Руха Украины (ДОО НРУ), Партии регионального возрождения Украины (ДОО ПРВУ), Аграрной партии Украины (ДОО АПУ), Гражданский Конгресс Украины (ДОО ГКУ), Демократической партии Украины (ДОО ДемПУ), Партии зеленых Украины (ДОО ПЗУ), Социал-демократической партии Украины (объединенной) (ДОО СДПУ (О) и другие. Центристские организации провозглашают себя сторонниками подлинной демократии, рыночной экономики, социальной справедливости и духовного расцвета. Они стремятся оказывать влияние прежде всего на средний класс общества, который, по некоторым прогнозам, может составлять до 50% населения страны. Правые силы Донетчины объединяются вокруг Донецких областных организаций Конгресса украинских националистов (ДОО КУН), Украинской национальной ассамблеи (ДОО УНА), Украинской Национальной консервативной партии (ДОО УНКП), Республиканской Христианской партии (ДОО РХП), Христианско- го народного союза (ДОО ХНС). Эти организации, являясь представителями национал-радикальных партий страны, постоянно подчеркивают приоритет украинской нации и борются за наполнение Украинской державы сугубо национальным содержанием. ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ Донецкие област- И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ные организации по- активно участвуют в подготовке и проведении избирательных кампаний, в выдвижении кандидатов в депутаты. Так, в предвыборной кампании 1994 г. по выборам Верховной Рады Украины в Донецкой области было выдвинуто от ДОО ЛПУ 47 кандидатов в народные депутаты, от ДОО КПУ — 35, от ДОО СПУ — 23, от ДОО КУН — 18, от ДОО ПТУ и ДОО ИДУ — по 12, от ДОО СелПУ и ДОО ДемПУ — по 8 кандидатов. Партийные организации на областных конференциях вырабатывают позиции, утверждают платформы и на выборах в местные органы власти выдвигают своих кандидатов. На выборах 1998 г. в Донецкий областной Совет народных депутатов были избраны представители от КПУ, ЛПУ, АПУ, НДПУ и других политических партий. Донецкие областные организации политических партий, которые являются однородными по своим базисным ценностям, стремятся объединиться в блоки. В 1992 г. была организационно оформлена Донецкая региональная организация "Нова Украша". Ее коллективными членами стали областные отделения Партии демократического возрождения Украины, Социал-демократической партии Украины, Народного Руха Украины, Украинского студенческого союза. В 1993 г. Донецкая региональная организация приняла участие в создании блока антикоммунистических и антиимперских сил Донбасса. В октябре 1993 г. по инициативе областных организаций Украинской республиканской партии и Демократической партии Украины был создан Народный Конгресс Донетчины (НКД) — общественно-политическое объединение политических партий и общественных организаций Донецкой области. В НКД помимо указанных партий вошли ассоциация журналистов и работников просвещения, городская организация Партии демократического возрождения Украины, областная организация Союза офицеров Украины, братство ветеранов УПА и ряд других общественных организаций области. Народный Конгресс Донетчины обратился с Заявлением к гражданам края, в котором призвал избирателей на выборах в Верховную Раду Украины (1994 г.) отдать свои голоса за ка
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |