Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль СМИ в идеологических процессах РБ



2015-11-10 770 Обсуждений (0)
Роль СМИ в идеологических процессах РБ 0.00 из 5.00 0 оценок




14,

Идейный плюрализм или плюрализм мнений - это вечная, естественная форма человеческого разномыслия, без которой невозможно само поступательное развитие человечества. В каждой области и в любой сфере каждый человек, будучи посвоему уникальным, обладает своим уровнем знаний и неповторимым опытом, у людей не одинаковы и умственные способности, а потому в каждый данный момент каждый имеет свое мнение, свое суждение по тому или иному вопросу, отличающееся всем или чем-то от мнения других. Это естественное инакомыслие, и его результаты - величайшее достояние человечества, его повседневный мыслительный фонд, неисчерпаемый резервуар знаний.

Идейный плюрализм как личное достояние юридически неподсуден в правовом государстве. Сегодня ни в одном цивилизованном обществе не судят и не наказывают за разномыслие, за мнение, не совпадающее с официальным, т.е. за инакомыслие. Такое мнение - дело убеждений каждого, его личное достояние, которое не может быть подвергнуто запрету или насильственному изменению. Именно этого элементарного демократического принципа никогда не понимала и не признавала партийно-государственная бюрократия, старавшаяся распространить свою власть даже на мысли людей.

15,

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства. Отсюда можно сказать, что в том или ином государствообразующем обществе может сложиться как ничтожное, так и высокое мнение о необходимости и ценности государства и государственных структур. Все это зависит от деятельности государства, его институтов, а также от того, на какие цКонцепция государственности

Систематизированный комплекс представлений о государственности определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его государства, направлений их дальнейшего развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами.

Концепция государственности, объективирована в системе действующих институтов государства, закреплена в нормативно-правовых и политических документах.

Государственность – неотъемлемый компонент национально-государственной идеологии, особый признак состояния развития определённого общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин (утрата независимости, объединение с другим государством).

Ключевые признаки государственности:

- наличие государственного языка, гос. символики (флаг, герб, гимн)

- наличие публичной власти и гос. аппарата

- наличие системы налогов, правовых институтов и монополии государства на нормотворчество

- легитимность законов (признание народом)

- наличие территории и гос. границенности государство опирается в процессе организации отправления своих функций.

17,

Белорусская этническая общность. Хронологически начало процесса формирования белорусов в качестве особой общности относится ко второй половине XIII в. Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства (1237—1241).

 

Главным политическим фактором этнообразовательных процессов стала административно-правовая централизация страны. Экономическую основу этногенеза составили развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли, утверждение единой денежной системы, создание региональных рынков. К социальным факторам относятся формирование различных категорий населения — сословий шляхетства (дворянства), духовенства, крепостных крестьян, мещан. Консолидации формирующихся общностей способствовала борьба приверженцев различных конфессиональных групп за сохранение и утверждение своей веры. Важнейшим этнокультурным фактором явилась дифференциация древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI — началу XVII в. трех новых этнических общностей — белорусов, украинцев и русских.

 

^ Этническое самосознание белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Внешней формой проявления этнического самосознания общности выступает ее самоназвание (этноним).

 

 

16,

О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и будут составлять основу построения народом своего государства.

 

Белорусы продвигались в направлении становления своей государственности чрезвычайно сложными путями. Этот процесс проходил по следующим этапам:

Первый этап. Истоки белорусского этноса и его государственности большинство историков связывают с существованием в IX – XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Киевской Руси признаки государства: верховную власть в лице князя, войско, административно-территориальную структуру

Второй этап. Дальнейший путь белорусов к своей нынешней государственности пролегал через вхождение земель-княжеств после распада Древнерусскогогосударства в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и других земель (ВКЛ)

Третий этап. Далее с 1569 (Люблинская уния) по 1795 гг. белорусские земли входят в состав федеративного государства Речи Посполитой. В это время происходит самоидентификация белорусов как славяно-русского этноса.

Четвёртый этап.С конца XYIII в. земли Белой Руси входят в состав Российской империи.

Пятый этап: советской государственности. ХХ век: попытки реализовать оба подхода: через провозглашение 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики (БНР);создание 1 января 1919 г. Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ);

Шестой этап: постсоветский. Принятие Декрации о государственном суверенитете БССР – 27 июля 1990 г., объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР – 25 августа 1991 г.и 19 сентября 1991 г.принятие решения впредь именовать белорусское государство “Республика Беларусь”, а в сокращённом виде – “Беларусь”.

18,

. Под национальной идеей в политической науке принято понимать овладевшую сознанием определенной территориальной общности людей мысль о том, что эта общность является особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку в повестку дня жизнедеятельности общности задачи создания национально-автономной единицы в государственном устройстве страны либо самоопределения общности в качестве суверенного национального государства. Организация практической реализации данной задачи обычно становится делом наиболее активной части общности. Соответствующие общественные действия принято называть национальным движением.

Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской общности происходил практически на протяжении всего XIX в. В результате на рубеже ХГХ—XX вв. в повестку дня политической жизни белорусов был поставлен вопрос об их самоопределении в качестве нации-государства. Вехами на этом пути явились осознание в 1810—1820-е гг. группой профессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности населения тех территорий, которые примерно совпадают с географическими пределами нынешней Беларуси; обоснованный в 1884 г. отечественными народовольцами в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию, и, как следствие, постановку ими в повестку дня общественно-политической жизни вопроса о создании белорусами собственной автономии в рамках «будущего свободного федерально-политического строя, который должен занять место современного абсолютизма»; открытие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности самостоятельности нового белорусского языка, формировавшегося с начала XIX в. на основе живых народных говоров, — «мова нашая ёсць такая ж людская і панская, як і французская, альбо нямецкая, альбо і іншая якая» — и осознание им значения языка для сохранения белорусами своей самобытности, а значит, по его представлению, и своего исторического бытия.

Понадобилось еще более 30-ти лет для того, чтобы идея самоорганизации белорусской этнической общности в нацию-государство овладела достаточно широким кругом активной части белорусов. Это произошло благодаря творчеству создателей и авторов газеты «Наша ніва», и особенно усилиями М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа.

Нельзя не отметить, что утверждение в сознании белорусской интеллектуальной элиты национальной идеи происходило в процессе развития двух идейно-политических течений, которые получили название революционного демократизма и западноруссизма. Представители революционно-демократического течения в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривая белорусов как самобытный народ и отстаивая в той или иной мере возможность независимого от Польши и России развития Беларуси. Представители западноруссизма признавая самобытность белорусов, все же считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, ее культурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всячески стремились обосновать мысль, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связана с великой Россией — и что белорусы, как одно из славянских племен, органично входят в состав русского народа

19,

В 1991 г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития.В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской государственности в новых исторических условиях было выдвинуто три концептуальных подхода:

• первый — совершенствование существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;

• второй — поиск идеала белорусской государственности в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен («литвинско-униатская концепция»);

• третий — идея взять за образец государственность какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее политические структуры в Беларуси («либерал-радикальная концепция»).

Очевидно, что вторая и третья концепции исходят из посылки, что, по крайней мере, более чем два последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии белорусского народа и его государственности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития человечества. Сторонники данных подходов ратуют фактически за слом нынешних государственных институтов Беларуси и замену их новыми не только по своей форме и названию, но и по сути.Суть предложений радикального толка авторов третьего подхода сводится к упразднению в Беларуси института президентства и установлению, развитию и укреплению «плюралистической парламентской демократии».Небезосновательно, таким образом, представителей второго концептуального подхода к белорусской государственности принято называть национал-радикалами, а третьего—либерал-радикалами. Как те так и другие ратуют также за интеграцию Республики Беларусь в структуры Европейского Союза с одновременным прекращением союзнических отношений с Российской Федерацией. Нетрудно убедиться в утопичности тех и других проектов и их пагубности как для самой белорусской национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.

Очевидно, что идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции Республики Беларусь, выверены с учетом как опыта государственной жизни белорусов, так и позитивных достижений в государственном строительстве соседних с ними народов. Поэтому попытки радикально преобразовать белорусское государство по чужим образцам представляются очень опасными. Наиболее эффективным и, следовательно, приемлемым для белорусского общества является совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования. Такой подход к развитию белорусской государственности основывается на исторической преемственности. Он предполагает, как пишет профессор В.А. Круталевич, «выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявление положительного в созданных ранее государственно-правовых формах».

20,

- По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точнее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией.Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на собственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. Наши предки в это время принимают не просто христианство, а воспринимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — православия — предшествовал сложный поиск новой веры.После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целом были в поле восточного, славяно-византийского влияния. И для понимания значения этого факта следует добавить, что в те столетия византийская культура значительно превосходила тогдашнюю культуру средневековой Западной Европы. Последовавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Относительно периода Российской империи можно сказать, что белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле.

Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование возникло на славяно-русской цивилизационной основе, и белорусы в массе своей никогда не ощущали себя в нем чужаками. Уже в момент образования СССР сознание белорусами своего культурно-исторического родства с русскими и украинцами явилось одним из решающих факторов их вхождения в это союзное государство. В процессе развития СССР резко усилились экономические и культурные связи между составляющими его народами. В эволюции полиэтнического СССР, хотя и слабо, но все же присутствовала тенденция его превращения в нацию — государство. Страна в целом продвигалась по пути формирования общегражданской советской нации. И хотя понятие «советская нация» в официальной лексике отсутствовало, зато широко использовалось, по сути, синонимичное ему понятие «многонациональный советский народ» или просто «советский народ». Свою цивилизационную идентичность белорусский народ вновь подтвердил голосованием на референдуме в 1995 г. по вопросу об экономической интеграции с Россией и о придании русскому языку статуса, равного с белорусским.Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяноправославной цивилизации.

Самобытность белорусского народа, с нашей точки зрения, именно в том состоит, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно стремится синтезировать их позитивные достижения на основе собственной, славяно-православной в своей цивилизационной сути, традиции. Типичным проявлением такой сущности народа является духовный облик одного из самых выдающихся его представителей — просветителя и первопечатника Франциска Скорины, который, родившись на белорусской православной земле и отправившись за европейскими знаниями, «адчуу гвалт чужацкіх культур і не прызнаў іх сваімі ў сваім сэрцы».

21,

Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного.. Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos — народ и kratos — власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие.

С ним связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества.Идеалы социального равенства и справедливости

Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?». Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования.

Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники.

22,

В ходе исследования нами было выявлено несколько особенностей белорусской национальной идентичности, представляющих реальную или потенциальную опасность для реализации белорусской национальной идеи. В качестве ключевых мы считаем возможным выделить три из них: иллюзию разобщенности, индивидуальное самодистанцирование и мифологизированность исторического сознания. На втором месте по степени значимости расположена идентификация белорусов с Республикой Беларусь как с независимым государственным образованием. Белорусский государственный суверенитет воспринимается большинством белорусов как нечто самоочевидное и гарантированное. Значение этого момента двойственное. С одной стороны, убежденность в необходимости и правомерности белорусского независимого государства создает необходимую предпосылку для защиты этой независимости. С другой стороны, наличие независимого государства предстает в массовом сознании как нечто естественное и гарантированное, а не как благо, которое необходимо отстаивать. Независимая и суверенная Республика Беларусь видится большинству ее граждан как контур, очерченный границами на карте и закрепленный государственной символикой, то есть, вне связи с внутри– и внешнеполитической, экономической, правовой, социальной конкретикой.

Этот антипрагматизм белорусской национальной идентичности дополняется антиромантизмом. Последний проявляется проявляется в отношении к третьему по степени значимости аспекту национальной идентичности – идентификации с национальной культурой.

Если реалии бытия Республики Беларусь как государственного образования не связаны в белорусской национальной идентичности с осмыслением конкретных проблем, то национальная культура – традиционный и предположительно универсальный предмет коллективной гордости – не вызывает у белорусов в массе своей ни воодушевления, ни восторга, ни ощущения национального превосходства. Это связано не с низкой оценкой белорусских культурных достижений, как можно было бы себе представить, поскольку чувства отторжения и неприятия нами также не было зафиксировано. Как ни парадоксально это может прозвучать, собственное культурное наследие не вызывает у большинства белорусов ни каких-либо сильных эмоций, ни равнодушия. Присутствует твердая уверенность в том, что культурное наследие у каждой нации должно быть, что у Беларуси оно тоже есть, но этим представления о том, что следует делать с культурным наследием и как к нему надлежит относиться, исчерпываются.

Таким образом, речь идет не о безразличии белорусов к вопросам общественной жизни и не о невыраженности эмоционального начала как о черте гипотетического национального характера, но о неинтегрированности эмоционального начала в структуру национальной идентичности. Белорус, который гордится своей национальной идентичностью или (к счастью, значительно реже) стыдится ее, при этом, соответственно, одобряет и не одобряет излагаемые факты, а не радуется или печалится по поводу этих фактов.

23,

Конституция–основной закон государства, закрепляющий организацию политической власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом, гражданами.

Кон-я–совокупность актов, обладающих высшей юридической силой.

Все современные конституции закрепляют минимум два важных аспекта:

-провозглашение, гарантирование прав и свобод человека.

-организация государственной власти, формы правления и др.

Современное, общепринятое понимание сущности К состоит в том, что К – это ограничитель власти государства.

Демократическая сущность К будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учтены интересы всех общностей и отдельных индивидов.

Конституция – юридически закрепляет общественное согласие, которое основано на личной политической свободе.

Любая Конституция обладает совокупностью различных свойств, кроме политических и идеологических. Рассмотрим сначала ее юридические свойства. Право и политика взаимосвязаны, и оказывают влияние друг на друга. Конституция является главным основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства. В ней определяется компетенция государственных органов. Конституция – основной источник национального права. По этой причине ее часто называют ядром правовой системы. Благодаря закрепленному в Конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых или нормативных актов. Сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее правовое свойство. Приоритет Конституции по отношению к иным актам так же подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

В РБ было так, что другой документ был важнее Конституции

Стабильность и устойчивость Конституции – еще одно важнейшее юридическое свойство. Оно зависит от стабильности общественных отношений. Образец стабильности – Конституция США (1778 г.). За время ее действия в нее внесено всего 27 поправок. В РБ сейчас действует 5-ая Конституция. Стабильности Конституции в юридическом плане содействует усложненный порядок ее принятия.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируются политические и социальные компромиссы политической борьбы между различными силами общества. В этом смысле Конституция является документом, закрепляющим идеи этой борьбы. Конституцию как политический документ можно рассматривать и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества, нормы и цели определяющие направление движения всех участников политического процесса. Конституции является идеологическим документом. В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержимое Конституции, все ее части. В этом смысле, любая Конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества. Современные Конституции, в том числе и наша, свободны от явных идеологических нагрузок. Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В Конституции подчеркивается, что идеология политических партий, религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан.

Конституция нашей страны, как и стран «зрелой демократии» содержит политические и правовые концепции и принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношений государства, общества и человека. В Конституции формируются фундаментальные ценности, являющиеся достижениями человеческой мысли – правовое демократическое социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, особую заботу о ветеранах войны и труда и прочее.

24,

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая “идеология”, закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

 

31,

Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены: формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий; разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин; формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства. Задача состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социальной ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, найти место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность.

25,

В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти.

Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и на этом основании делать вывод о президентской форме правления.

При этом форму правления в политическом смысле не следует смешивать с государственным режимом, хотя эти понятия достаточно близки. Под государственным режимом обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.

В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо



2015-11-10 770 Обсуждений (0)
Роль СМИ в идеологических процессах РБ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль СМИ в идеологических процессах РБ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)