Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения гласных звуков



2015-11-10 1681 Обсуждений (0)
Изменения гласных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок




Изменения гласных определяются главным образом положением слога относительно ударного и соседними звуками. Гласные в ударном слоге звучат наиболее чётко и ярко, уверенно различаются. В безударных слогах [о], [а] подвергаются редукции и звучат практически одинаково, менее активно это проявляется у звуков [э], [и]. Звуки верхнего подъёма [и], [ы] и [у] наименее всего подвергаются изменениям.

Гласный [и] становится более закрытым перед мягкими согласными, [ы] испытывает в тех же позициях передвижку вперёд и вверх в конце артикуляции.

Гласный [у] испытывает передвижку вперёд и вверх в начале артикуляции после мягких (кроме заднеязычных в безударных), в конце перед мягкими, и на всём протяжении при выполнении обоих условий.

В ударном слоге существует 6 позиций, различающиеся в начале слова (слога), после твёрдого, либо мягкого согласного и наличием или отсутствием мягкого гласного после.

Не испытывают изменений гласные в начале слова не перед мягкими согласными; [ы], [а], [о], [у] после твёрдых согласных не перед мягкими; [е], [и] после мягких не перед твёрдыми.

Перед мягкими в начале слова или после мягких гласные переднего ряда [и], [е] испытывают передвижку артикуляции вверх и становятся закрытыми (в таблице обозначено крышкой над знаком).

После твёрдых согласных не перед мягкими звук [е] испытывает передвижку назад, становясь звуком среднего ряда (обозначен как [э]).

Гласные перед мягкими в начале слова (кроме [е], [и]) и после твёрдых согласных испытывают передвижку артикуляции вперёд и вверх в конечной фазе звучания (обозначено точкой после знака).

Гласные среднего и заднего ряда [а], [о], [у] в позиции после мягкого не перед мягким испытывают передвижку вперёд и вверх в начальной фазе звучания (обозначено точкой перед знаком).

Гласные среднего и заднего ряда [а], [о], [у] в позиции между мягкими согласными испытывают передвижку вверх и вперёд на всем протяжении звучания (обозначено двумя точками над знаком).

Изменения безударных гласных различаются в разных позициях относительно ударного: в первом безударом, во втором и третьем безударных слогах и в заударных слогах.

Артикуляция [и], [ы] и [у] ослаблаяется в безударных слогах, в первом безударном немного, в остальных больше.

Среди позиций в предударных слогах следует выделить абсолютное начало слова, если слово начинается с гласной.

Гласные неверхнего подъёма [а], [о] в безударном абсолютном начале слова переходят в [ʌ], гласный [е] — в [ыэ].

В первом безударном слоге выдяляют следующие позиции: в абсолютном начале слова, после заднеязычных, парных твёрдых согласных и [ц], после парных мягких и [ч], [ш̄ʼ], [j], после твёрдых шипящих [ж] и [ш].

На месте [а] и [о] после парных твёрдых гласных и [ц], а также [а] после шипящих [ж], [ш] произносится [ʌ]. (В старомоскосковском говоре [а] после шипящих произносится как [ыэ]).

Вместо [е] после парных твёрдых, [ц] и шипящих [ж] и [ш] произносится [ыэ].

После парных мягких и [ч], [ш̄ʼ], [j] гласные [е], [а], [о], а также [е] после заднеязычных произносятся одинаково как ие.

Позиции звуков во втором и третьем предударных и заударных слогах аналогичны первому предударному, только позиция после шипящих [ш] и [ж] аналогична парным твёрдым и [ц].

Гласные [е], [а] и [о] после твёрдых, равно как и [а] и [о] после заднеязычных становятся редуцированными и произносятся одинаково как [ъ].

Гласные [е], [а] и [о] после мягких и [е] после заднеязычных также становятся редуцированными, переходя в [ь].

На месте [е] после заднеязычных (в заимстованных словах) произносится [ь] или (только в предударных слогах) [и].

Исторические чередования. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:

  • позиционные (морфологические) — имеют место при регулярном формообразовании (в определённых грамматических формах, к примеру русск. водить — вожу, глядеть — гляжу) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии;
  • непозиционные (грамматические) — не обусловлены позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (русск. сух — сушь, англ. advice /s/ 'совет' — advise /z/ 'советовать')[2] или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики.

·

· 18 Вопрос! Соотношение понятий «грамматическая форма слова» и «словоформа». Понятие грамматической парадигмы.

· Предметом изучения грамматитки, как и лексики , является слово.
Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова, словоформу.
Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).
Лексические и грамматические значения являются таким образом двумя основными типами значений, свойственных языку.

· Грамматическая форма - материальный вид существования грамматического значения (см.), языковой знак, в к-ром грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах Г. ф. грамматические значения выражаются разными средствами: это аффиксы (в т. ч. нулевые), фонемные чередования («внутренняя флексия»), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация.
Под грамматической формой в морфологии (морфологическими формами) в рус. языке понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (напр., форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед. ч. наст, времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного). Все формы изменяемого слова составляют его парадигму.). Различаются синтетические (простые) и аналитические (сложные) морфологические формы, к-рые представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов {буду говорить, говорил бы), функционирующие как одно слово. Конкретное слово в определённой его морфологической форме называется словоформой .
Деление всех Г. ф. слов на формы словоизменения и словообразования восходит к работам Ф. Ф. Фортунатова Иногда также выделяют сферу «формообразования», очертания крой неясны и понимаются по-разному, чаще всего как область образования всех форм, выражающих как словоизменительные, так и несловоизменительные категориально-морфологические значения.
Выражение и содержание в Г. ф. нередко асимметричны. Ср., с одной стороны, преобладающий в рус. языке синкретический способ выражения морфологических значений (напр., значений рода, числа и падежа одной флексией в прилагательных), с другой - «избыточность» выражения значения лица глагола (флексией и личным местоимением: Я иду), числа и падежа существительного (формами самого существительного и согласуемого или координируемого слова), семантики вопроса (особой интонацией предложения, порядком слов и служебными словами - частицами).

· ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — 1) в широком смысле — любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего — совокупность языковых единиц, связанных парадигматическими отношениями (см. Парадигматика); 2) модель и схема организации такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле — синоним термина «морфологическая П.» (система форм одного слова).
В зависимости от уровня, к к-рому относят выделяемый класс единиц, говорят о морфологич., синтакснч., лексич. н сло-вообразоват. П. В принципе в одну П. объединяются языковые единицы, к-рые могут быть поставлены в соответствие одному объекту илн явлению; значению, ситуации, слову, классу слов и т. п.
Понятие П. было введено в антич. грамматике для обозначения образца словоизменения как отражающего варьирование форм одного слова. Традиционный способ рассмотрения этих форм в лат. и греч. грамматиках состоял в распределении слов и их классификации по типам склонения для имен и спряжения для глаголов и в описании каждого типа таблицей — П., к к-рой следовало обратиться, чтобы получить представление о формах др. членов того же типа (см. Аналогия). Классич. грамматика устанавливала, т. о., не правила, а модели образования форм, предлагая их конечный набор списком; понятие морфологнч. П. получило широкое распространение в научных и нормативных грамматиках как упрощающее описание языка и отражающее его систем ный характер и сделалось одним из кардинальных в описании морфологии флективных языков.
Морфологическая П. изображается обычно как таблица форм, устанавливающая соответствие записанных в ее левой части грамматич. значений обозначенным в правой части средствам их выражения — флексиям или др. формативам; подобная запись передает модус существования каждой формы в статике, а также процесс ее образования и отражает совокупность всех форм определ. грамматич. значений одной лексемы.
Морфологич. П. отражает реализацию грамматических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и характеризуется: наличием стабильной, инвариантной части (корня, основы), выражающей идею тождества лексемы во всех ее грамматич. видоизменениях; фиксацией конечного перечня грамматич. значений и их комбинаторики и. следовательно, наличием в П. точно определенного числа звеньев пли позиций, что и делает П. закрытым классом форм; однозначным соответствием позиции и связанного с иею спец. форманта; строгим порядком расположения членов.
Структура морфологнч. П., т. о., определяется инвентарем грамматич. категорий, характеризующих отд. части речи и взаимосвязи их грамматич. значений. П. слов одной части речи имеют одинаковое внутр. устройство, одинаковый набор окончаний для одного типа склонения или спряжения, объединяют подобные наборы основ, а также нередко характеризуются сходными акцентными и/или морфонологич. явлениями.
Морфологич. П. делятся на большие и малые, полные и неполные (дефектные). Большая П. представляет собой объединение малых, или частных: так, полная П. прилагательного в рус. яз. включает от 24 до 29 форм, распределяющихся по ряду частных П. муж., жен. и ср. рода ед. ч., П. мн. ч., П. кратких форм прилагательных и их степеней сравнения. В дефектной П. часть ее позиций (клеток) оказывается незаполненной.
Пытаясь ограничить и уточнить критерии, на основании к-рых языковые единицы могут быть объединены в одну П., нек-рые ученые ставили, напр., условие взаимозаменимостн или выполнения одной роли в системе языка — т. е. наличие определ. формального признака. Отсюда возникает понятие синтаксической П. в трансформационной (порождающей) грамматике (см. Генеративная лингвистика) как ряда структурно различающихся, но семантически соотносительных синтаксич. конструкций — предложений или словосочетаний, связанных в силу их семантнч. близости отношениями перифразы. Синтаксич. П. определяется и более строго — как комплекс коррелирующих синтаксич. структур, различающихся, по крайней мере, одной морфемой (Д. С. Ворт). Нередко синтаксич. П. определяются как изоморфные морфологическим. Значит, вклад в синтаксич. парадигматику внесли сов. ученые, причем особое развитие получила идея внутриструктурных преобразований предложений как наделенных свойством предикативности (Н. Ю. Шведова).
Понятие лексической П. трактуется по-разному, чаще всего — как объединение грамматически однородных слов, имеющих семантич. общность. В значениях слов одной лексич. П. обнаруживаются не только общие семантич. черты, но и дифференцирующие признаки. Иногда говорят о парадигматич. отношениях в лексике, имея в виду связанность отд. значений многозначного слова и его лексико-семантич. вариантов.
Значит, распространение получает в совр. яз-знании и понятие словообразовательной П., или парадигматич. объединения слов; входящими в одну П. считаются однокорневые образования, созданные на одной и той же ступени деривации, или же производные, имеющие одну и ту же производящую основу и находящиеся на одной и той же ступени словопроизводства. Словообразо-ват. П. делятся на отглагольные, десуб-стантивные, деадъективные и деадверби-альные, т. е. описываются так, что их стабильной частью считается мотивирующая единица, принадлежащая определ. части речи, переменными же считаются мотивированные ею образования на одинаковой ступени словообразования. Эти П. могут, однако, различаться и по др. принципу: включать производные, разные по семантике, но относящиеся к одной части речи (ср., напр., адъективный тип П. от при л. «белый»: «беленький», «белехонький», «беловатый» и т. д.).

·

· 24 Вопрос! Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции.

· Морфемика – морфемный строй языка, совокупность вычленяемых морфем. Объект – морфемный строй и морфема как единица.

· Морфемика – раздел языкознания, который изучает структуру и отношения слов.

· Тесно связана с морфологией.

· Предмет: выявление репертуара морфем, систематизация морфем, выявление зависимости в использовании, характеристика словообразовательного поненциала и стилистических функций морфем, описание чередований морфем в пределах 1 морфемы.

· Морфема – минимальная, т.е. далее неделимая, значимая единица, выделяемая в слове.

· Термин «Морфема» введён Будуэном де Куртене.

· Морфема – это минимальная значимая единица языка. В этом заключается основное отличие морфемы от фонемы. Как известно, фонема является односторонней, одноплановой языковой единицей: будучи минимальной единицей плана выражения языка, она лишена своего собственного значения (хотя она и служит для разграничения значений единиц вышестоящих уровней). Морфема же – минимальная двусторонняя единица языка, поскольку в ней за определенной фонетической формой, звучанием – планом выражения (в этом сходство с фонемой) – закреплено свое определенное значение – план содержания (в этом отличие от фонемы). Так, в слове корка первый звук к является фонемой, потому что он не имеет своего значения и служит для различения слов: корка, горка, порка и т.д. Второе “к”, являясь фонемой (корка, корма), представляет собой и единицу более высокого уровня – морфему, так как выражает значение “уменьшительности”: корка — кора, горка – гора, порка – пора. (Еще пример: ленился — женился: первое л – фонема, второе л — морфема, обозначающая прошедшее время глагола; – первое и -фонема, второе и — морфема (артикль), имеющая значение определенности и притязательности).

· Следующим отличием морфемы от фонемы являются их линейные свойства. Если фонема линейно неразложима, то морфему, как правило, можно разделить на отдельные фонемы. Например, в слове домик суффиксальная морфема -ик- состоит из двух фонем – и и к (или в слове учитель – морфема —тель состоит из трех фонем: т’, э, л’). Иногда, как в приведенных выше примерах, морфема может совпадать с фонемой.

· Для того чтобы выяснить количество морфем в слове, необходимо разделить его так, чтобы с каждой составной частью было связано какое-то значение. Для этого нужно, чтобы каждая выделенная часть этого слова с тем же значением встречалась и в других словах. Так, в слове дом-ик-и – 3 морфемы: морфема дом встречается в словах домище, домишко, домовой; морфема -ик- встречается в словах кубик(и), столик(и), холмик(и), а морфема —и в следующих словах: кони, садики, грибники и т.д. Таким образом, при выделении морфем, так же как при выделении фонем, необходимо составлять минимальные оппозиционные пары; следовательно, морфема тоже выводится из противопоставления (оппозиции).

· Слово обладает целостностью (оно не может быть рассечено другим словом и элементы этого слова не могут быть переставлены местами); цельнооформленностью (слово имеет 1 морфологический показатель, грамматически оформляющий всё слово). Этот признак ограничивает слово от морфемы. Слово, в отличие от морфемы, может составлять минимум предложения. Слово имеет фонетическую оформленность. Оно состоит из ряда фонем. Слова, в отличие от морфем, могут восприниматься вне речевого потока, изолированно, сохраняя при этом присущее им значение.

· В языкознании принято выделять 3 типа значения морфем:
1)вещественное - выражение отдельного самостоятельного понятия. это корневая морфема.
2)деревационное (уточняющее)
3)релиационное - относительное, выражает отношение слова к другим словам, например окончание прилагательного -ый указывает на мужской род, -ая - на женский род.
(2) и (3) выражаются аффиксами-морфемами. не имеющими вещественного знака, они не могут употребляться отдельно, присоединяются к корню.

· По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)

· префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.

· постфиксы — после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья банту, Центральная Африка) — используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) — в индоевропейских языках (напр., русский язык). Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языке суффиксами. Постфиксы в широком смысле, в свою очередь, подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных критериев, на окончания (флексии) и суффиксы. В русской грамматике выделяют еще одну группу — постфиксы в узком смысле, которые называются возвратной морфемой, обычно стоящей после окончания.[1] Выделяют 5 постфиксов: 2 глагольных: -ся/-сь -те, (скажи-те, смеяла-сь) и 3 местоименных -то, -либо , -нибудь. (что-нибудь, кто-то).

· интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);

· конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);

· инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском: sumulat 'писать', ср. sulat 'письмо');

· трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — большой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.

· циркумфиксы — аффиксы, морфемы, которые ставятся в начале и в конце других морфем. Циркумфиксы контрастируют с префиксами, которые прибавляются к началу слова, суффиксами, которые добавляются в конец слова, и инфиксами, которые вставляются в середину слова.

 

· 25 Вопрос! Основа слова. Типы основ по структуре и по функции.

· Основа слова – часть словоформы, остающиеся после отсечения флексийного и словоизменительного морфов.

· Основы:

· Членимые – по структуре (из 1 корня состоит)

· Нечленимые (присутствуют аффиксы)

· Производящие – по функции (мотивирующие)

· Производные (мотивированные)

· Основа—база, к которой присоединяются определенные аффиксальные морфемы при словоизменении, формообразовании, словообразовании. Супплетивные (разнокорневые) основы: идти – шел, ребенок-дети. Для большинства слов характерна непрерывная основа. У некоторых типов слов (возратные глаголы, неопределенные местоимения и др) основы расчленены словообразовательными аффиксами и состоят из 2 и более частей – прерывистая основа.

· Основа словоизменения – это часть слова без окончания. Ее имеют только изменяем. слова. Не имеют служебные слова, несклоняемые сущ., прилаг. в форме сравнит. степени, глаголы в форме инфинитива, дееприч., нар., слова категории состояния, мод. слова.

· Для вычленения основы словоизменения достаточно подобрать ряд форм этого же слова и выделить окончание.

· Основа формообразования—это часть слова без грам. показателей (флексий и формообразовательных морфем). Основа формообразования по объему меньше, чем основа словоизменения.

· Основа словообразования—это часть слова, к кот. присоединяется показатель словообразования (словообразовательное средство).

· Основу словообразования имеют только мотивирован. слова. Определить основу слоообр-ния—это значит установить семантич. (смысловые) и формальные (структурные) отн-ния между основами двух родственных слов: анализируемого и исходного, мотивированного и мотивирующего; определить, что при помощи чего образовано.

· При словообраз. анализе, последовательно отбрасывая словообразов. аффикс за аффиксом, мы в конечном счете обнаруживаем основу немотивирав. слова, так называемую нулевую ступень словообр-ния.

· Основу словообр-ния необходимо вычленять только из начальной формы анализируемого слова.

· Немотивированная основа—это основа, кот. не имеет основы словообр-ния (гулять, конь).

· Мотивированная основа состоит из мотивирующей основы (основы словообр-ния) и словообраз. аффикса. С помощью кот. образовано рассматриваемое слово.

· Вновь образуемы слова в языке – это слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. однокоренное, более простое по значению.

· Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой

· Мотивирующая и мотивируемая основы (слов) составляют словообразовательную пару основ.(слов) Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, составляет словообразовательную цепь.

·

· 26 Вопрос! Основные способы словообразования.

· Самый продуктивный 1)морфемный – аффиксальный – морфологический.

· - суффиксальный (гриб - грибок) для именных и глагольных.

· - префиксальный (стареть - устареть) характерен для глагольных частей речи.

· - конфиксальный (хлеб - нахлебник) характерен для всех частей речи.

· - постфиксальный (мыть - мыться) для глаголов.

· - префиксально – постфиксальный (разбежаться).

· - безаффиксный (тихий – тишь, бежать - бег).

· - сложение

· - префиксально – суффиксально – постфиксальный (окрыситься).

· 2)неморфологический:

· - лексикосемантический. Выражается в том, что уже существующее слово, не изменяя своего формального значения и частичной принадлежностью приобретает новое значение, как бы расщепляется на 2 или более слова – омонима, которые сосуществуют в языке.

· Кулак – 2 значения, титан – 3 значения.

· - морфолого-синтаксический. Переход одной части речи в другую. (конверсия, транспозиция).

· Конве́рсия (из лат. conversio — «обращение, вращение; превращение») — способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения. Обычно получившаяся лексема принадлежит к иной части речи. Наиболее распространена конверсия как способ словообразования в тех языках, где многие морфемы являются нулевыми, таких как английский или китайский. Например, из англ. bet «ставить на кон» (с типично глагольной парадигмой англ. bet, bets, bet (прош. вр.), betting...) получается англ. bet «ставка» (с типично именной парадигмой англ. bet, bets).

· Транспозиция — переход слова из одной части речи в другую или использование одной языковой формы в функции другой.

· 1)субстантивация – переход прилагательного в существительное. Ванная, столовая.

· 2)адъективация – переход причастия в прилагательное. Блестящий ученик.

· 3)прономинализация – переход в местоимение. Один человек сказал, что будет снег.

· 4)адвербиализация – переход в наречие, чаще всего существительного.

· - лексикосинтаксический. Образование слов из словосочетания, объединённых в одно целое в процессе использования слов в языке. Сумасшедший, сейчас.

· - словообразовательная компрессия при помощи суффикса -к-. Из прилагательного с существительным образуется существительное. Гречка, кредитка.

 

· 27 Вопрос! Исторические изменения в составе слова.

· Слова в процессе своего употребления нередко меняют не только значение и фонетический облик, грамматические свойства, характер и сферу применения, но и присущую им словообразовательную структуру. Такие процессы как опрощение, переразложение, усложнение основы, декорреляция, диффузия и замещение морфем происходят в слове в результате того или иного нарушения или, напротив, установления прямых относительных связей между производной и производящей основами. Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного предмета объективной действительности становится немотивированным. В процессе опрощения можно отметить 2 основные ступени - опрощение полное и неполное. Полным опрощением является такая потеря основами слов былой их способности члениться на морфемы, в результате которой возникшие в основе новые непроизводные основы предстают перед нами как чистые корни. При неполном опрощении новые непроизводные основы все же сохраняют следы своей прежней производности. В качестве причин, вызывающих процесс опрощения следует назвать семантические и фонетические изменения, архаизацию родственных слов.Например: слова чашка и блюдце не воспринимаются сейчас как уменьшительно-ласкательные от чаша и блюдо(хотя раньше такое было), слово чаша в современном русском языке чаще употребляется в связанном переносном значении(испить чашу горя), а слово чашка не обозначает маленькая чаша, имея другое производное – чашечка. То же произошло с блюдом и блюдцем. Поэтому в прошлом производные чашка, блюдце, утратив возможность мотивации, стали немотивированными, непроизводными.

· Переразложение – перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому. Например, прилагательное дружественный в современном рус. языке мотивируется словом друг и, следовательно, имеет суффикс –ественн-, тогда как ранее оно выводилось из утраченного ныне слова дружество и содержало суффикс –енн-. Суффикс –еств- слился с суффиксом –енн- в один суффикс – ественн-. Таким же образом путем слияния двух соседних суффиксов: суффиксом страдат. причастия – т- и суффикса отглагольного сущ. –ий-, возник один суффикс –тий- в словах типа развитие, занятие, взятие.

· Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную. В результате слово, в момент своего появления в русском языке имевшее непроизводный характер, становится делимым на морфемы. В большинстве случаев процесс усложнения основ происходит в заимствованных словах. Например, слова со значением процессы типа адаптация, агитация, апробация были заимствованы русским языком как непроизводные. Однако с появлением на русской почве родственных глаголов на –ирова(ть) эти слова стали вычленять в своем составе корень и суффикс –аций-: адаптаций - адаптировать, агитация – агитировать. Попадья!!!!

 

28 Вопрос! Части речи и критерии их разграничения.

· Части речи - это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями, г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения. В языках флективных части речи различаются также типами формообразования и словообразования.
Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть речи от другой, в различных языках не одинаков.
В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как в русском. Silk -"шелк" является существительным, но в словосочетании silk dress - "шелковое платье" оно выступает уже как прилагательное.
Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги, союзы, местоимения).
Являясь лексико-грамматическими группами или разрядами слов, части речи должны осмысляться на основе рядя критериев в их взаимодействии и взаимосвязи. Таковы критерии лексический, морфологический и синтаксический.

· Имя существительное - это часть речи, выражающая предметность в широком смысле слова. В русском языке предметность имени существительного передается в формах рода, числа и падежа.
Имя существительное называет и выражает не только предметы, но и действия (бег, полет), состояния (радость, знание), понятия. Именно поэтому имена существительные следует связывать с предметностью, а не только с предметами.
Имя прилагательное как часть речи образовалась от имени существительного. Раньше говорили трава-зелень или зелень-трава в смысле "зеленая трава" или камень- стена означало "каменная стена". Таким соположением двух имен существительных выражалось в древних языках представление о качестве. Постепенно, по мере того как человек все более осознавал, что одно из существительных в подобных сочетаниях зависит от другого (в нашем примере зелень от травы) в этом зависимом существительном (зелень) все более и более ослабевала идея предметности и возрастала идея качественности. Эти постепенные изменения - ослабление предметности первого имени (зелень) и рост в нем признака качества - приводит в конце концов к созданию новой части речи - имени прилагательного. Вместо старого типа зелень-трава возникает новое зеленая трава.
Прилагательныеобычно бывают двух типов: качественные и относительные. От качественных прилагательных образуются степени сравнения, так как качество в предмете может наличествовать в большей или меньшей степени. От относительных прилагательных степени сравнения не образуются, ибо отношение не мыслится качественно, оно или дано, или его нет. Следовательно, для классификации имен прилагательных на качественные и относительные очень важна их семантика.
В процессе длительного развития языка и мышления постепенно вырабатывалась современная система сравнения.
Способы образования степеней сравнения.
В большинстве современных языков степени сравнения передаются либо флективно, при помощи окончаний, либо лексически (аналитически) при помощи особых "усилительных" слов.
Красивый - красивее- красивейший(очень красивый).
Особым типом образования степеней сравнения является так называемый супплетивный способ (от лат. suppleo, ere - наполняю).
Хороший - лучший - наилучший.
Good - better- best
Gut-besser- am besten.
При помощи редупликации: большой - большой, маленький-маленький.

· Местоимение - часть речи, которая указывает на лица, предметы и их признаки, но не называют их.
Это есть совершенно особая часть речи, так как местоимение объединяет в один класс грамматические признаки, которые в отдельности свойственны самым разнообразным частям речи. Личные местоимения употребляются параллельно с именами существительными (например, я- человек), притяжательные - с прилагательными (мой - хороший), а неопределенные - с наречиями ( некто - далеко). В категории местоимений проявляются и пересекаются свойства разных частей речи.
Своеобразие местоимений обнаруживается также и в том, что многие традиционные грамматические категории приобретают особое значение в системе местоимений. Местоимения мы и вы, например, нельзя рассматривать как множественное число от "я" и "ты", так как они указывают не на многих я и ты, а на лицо говорящее вместе с другим лицом или лицами (мы), или на лицо собеседника совместно с другим лицом или лицами (вы). Так что соотношение между я - мы, ты - вы оказывается иным, чем соотношение стол - столы.

· Глагол - это часть речи, называющая действия (работать, строить, рисовать) или представляющая разнообразные процессы в виде действия - состояние, проявление признака, отношение к кому-либо или чему-нибудь (надеяться, беспокоиться, ворчать, любить, краснеть, дремать, стоять, расти, уважать).
Понятие сказуемого (предиката) значительно шире понятия глагол. Предикативность (сказуемость) может быть выражена различными частями речи, например, именем существительным. Например, он - офицер. Несмотря на то, что предикативность передается по-разному, все-же глагол является главным средством ее выражения, особенно в языках индоевропейских. Иными словами, предикативность является первичной функцией именно глагола в предложении, тогда как в других частях речи она выступает как подсобное средство, как их вторичная функция.
Как ни кажется сейчас глубоким различие между существительными и глаголами, исторически оно оформилось не сразу. Наличие в языке особой категории причастия, которое может выполнять в предложении функцию имени - определения и функцию предикатива, опосредованно свидетельствует о пережитках той эпохи в развитии языка, когда глагол еще не достаточно отделялся от имени.

 

 



2015-11-10 1681 Обсуждений (0)
Изменения гласных звуков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения гласных звуков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)