Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие звуков в речевом потоке. В потоке речи звуки подвергаются различным изменениям



2015-11-10 1979 Обсуждений (0)
Взаимодействие звуков в речевом потоке. В потоке речи звуки подвергаются различным изменениям 0.00 из 5.00 0 оценок




В потоке речи звуки подвергаются различным изменениям. Изменения звуков в речевой цепи называются фонетическими процессами. Фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными.

Комбинаторные фонетические процессы.

Это процессы, вызванные взаимовлиянием звуков.

1. Ассимиляция – это уподобление согласных или гласных друг другу. Чаще всего друг другу уподабливаются согласные по звонкости – глухости или твердости – мягкости.

П-р: косьба [з’], снег [c’].

Ассимиляция бывает:

а) полная и частичная.

При полной ассимиляции звуки полностью уподобляются друг другу.

П-р: бесшумный [ш].

При частичной ассимиляции уподобление происходит лишь в одном компоненте артикуляции.

П-р: лавка [ф].

б) прогрессивная и регрессивная.

При прогрессивной ассимиляции первый звук влияет на второй.

П-р: англ.hands [z], польск. krzyk [ш] (кшик – крик) и brzeg [ж] (бжег – берег).

При регрессивной ассимиляции второй звук влияет на первый.

П-р: лодка [т], здесь [з’], макулатура [у].

в) контактная и дисконтактная

При контактной ассимиляции взаимодействую соседние звуки.

П-р: сделать [з’].

При дисконтактной ассимиляции взаимодействую несоседние звуки.

П-р: макулатура [у].

2. Диссимиляция – это расподобление соседних согласных: звуки одинаковые начинают различаться; звуки неодинаковые, но совпадающие по какому-то признаку, начинают различаться и по этому признаку.

П-р: литератур. [ч’н]>[шн] (конечно), простореч. бонба, транвай, колидор.

3. Аккомодация – это приспособление звуков к друг другу.

Два вида аккомодации:

1) Приспособление согласного к гласному.

Оно выражается:

а) в огублении согласных перед звуками [o],[y].

П-р: до[мо]й, [co]ун[до]к.

б) в палатализации согласных.

П-р.: в древнерусском языке было три палатализации:

I) [г]>[ж],[к]>[ч],[х]>[ш] перед [и],[э] (могу – можешь, рука – поручить).

II) [г]>[з’],[к]>[ц],[х]>[c’] перед [и],[э] ( ст-сл. дроугъ – дроузи, доухъ – доуси).

III) [г]>[з’],[к]>[ц],[х]>[с’] после [и],[э] (княгиня – князь, воскликнуть – восклицать).

2) приспособление гласного к согласному.

Оно выражается: а)в том, что звук [и] изменяется в [ы] после твердых согласных.

П-р: [и]>[ы] после тв. согл-х: игра – отыграть.

б)в продвижении гласных к мягким согласным ( продвижение гласного – это значит, что органы речи занимают более переднее положение чем обычно.

П-р: м[‘э]л, м[o’]ль, м[‘э’]. (место запятой точка в верху)

4. Диереза – это выпадение согласного в сложном сочетании согласных.

П-р: честный [сн].

5. Эпентеза – это вставка звука внуть слова.

П-р: литер. Персия[ja] – лат. Persia [a].

6. Метатеза – это перестановка звуков.

П-р: др.-рус талерка – рус. тарелка.

7. Гаплология – это усечение одного из двух одинаковых соседних слогов.

П-р: знаменосец < знаменоносец.

 

Позиционные фонетические процессы.

Это процессы, обусловленные позицией звука в слове.

1. Редукция безударных гласных.
Это изменение долготы и силы гласного или его качества. [Земноводный – первые два изменили своё качество, а Ы изменил свою долготу и силу.]

2. Сингармонизм или гармония гласных.
Последний гласный корня определяет, каким должен быть ряд гласных в суффиксах: Если последний гласный корня переднего ряда, то гласные в суффиксах должны быть переднего ряда; если последний гласный корня заднего ряда, то гласные в суффиксах должны быть заднего ряда. Для русского языка данный процесс нехарактерен. [Тур. oda (комната) – odalar (комнаты); ev (дом) – evler (дома); узбек. оглы (сын) – оглылар (сыновья)]

3. Протеза.
Вставка звука в начало слова. [Стсл. осмь – восемь, отчизна - вотчина; азъ – я; лат. est – рус. есть; Анна – укр. Ганна; лат. spiritus – фр. esprit; рус. стакан – перс. estakhan]

4. Оглушение звонкого согласного на конце слова.
[Лев, флаг и так далее.]

 

Орфоэпия.

В потоке речи фонетические процессы не знают ограничений. Поэтому наряду с произношением «лавка, село, ладно» можно встретить произношение [лаукъ] [с’ало] [ланъ]. Последнее нельзя признать нормативным, поэтому в практической фонетике большую роль играет орфоэпия. Орфоэпия – это свод правил произношения, характерных для того или иного национального языка. Выделяют 2 базовых понятия орфоэпии: литературный вариант и стилевой вариант. Литературный вариант – это произношение, отвечающее нормам литературного языка. [В славянских языках редукция безударных гласных породила оканье и аканье.
Оканье – это произнесение звука О в безударных слогах после твёрдых согласных. (Молоко, город, корова, одежда и так далее). С оканьем тесно связано ёканье – произнесение звука [о] в первом предударном слоге после мягких согласных (сёстра, сёло, нёсу).]
В русском литературном языке оканье и ёканье – это диалектное произношение. В украинском языке оканье соответствует литературной нормой.
Аканье – произнесение звука [а] вместо звука [о]. [Малако, горат.] С аканьем связаны яканье, еканье и иканье. Яканье – произнесение звука [а] в первом предударном слоге после мягких согласных [сяло, сястра, нясу]. Еканье – произнесение звука [е] в первом предударном слоге после мягких согласных [с’эло, с’эстра, н’эсу]. Иканье – произнесение звука [и] в первом предударном слоге после мягких согласных [сило, систра, нису].

В русском языке яканье, еканье и иканье характерны для диалектов. В белорусском языке яканье – литературная форма. Русское литературное произношение является умеренно-акающим, то есть вместо звука [о] произносится звук [а] только в первом предударном слоге. В остальных безударных слогах гласный ещё больше редуцируется. [Молоко, город.] Также русское литературное произношение является умеренно-икающим, то есть в первом предударном слоге после мягких согласных произносится Иэ. [Село, сестра, несу.]

Стилевой вариант – это произношение, отвечающее нормам того или иного стиля речи. Выделяют:

1. Полный стиль. Отчётливая, пословная речь с минимальной редукцией гласных. [Будет – буд’иэт]

2. Нейтральный стиль. Наша повседневная речь с более сильной редукцией гласных. [Будет – буд’ьт]

3. Неполный стиль. Беглая речь, менее чёткая и ясное произношение с сильной редукцией гласных и выпадением звуков. [Будет - буит]

 



2015-11-10 1979 Обсуждений (0)
Взаимодействие звуков в речевом потоке. В потоке речи звуки подвергаются различным изменениям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие звуков в речевом потоке. В потоке речи звуки подвергаются различным изменениям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1979)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)