Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение языка. Проблема взаимодействия языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Билингвизм



2015-11-10 1120 Обсуждений (0)
Происхождение языка. Проблема взаимодействия языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Билингвизм 0.00 из 5.00 0 оценок




Язык как структура и система. Лингвистические антиномии: синхрония и диахрония, синтагматика и парадигматика, означаемое и означающее.

Система (греч.) – целое, составленное из частей. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих единство и целостность.

Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Каждый компонент ЯС существует не изолировано, а лишь в противопоставлении другому компоненту системы, поэтому рассматривается исходя из его роли в ЯС.

Структура языка – совокупность присущих ему элементов (единиц и категорий), организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей. Языковая система состоит из текста, предложения, слова, морфемы и фонемы. Функциональная нагрузка разноуровневых единиц языка различна. Фонемасамостоятельного значения не имеет, но участвует в смыслоразличении единиц более высокого уровня. Её функции – перцептивная, сигнификативная. Морфемаобладает семиологической (коммуникативная, обобщающая), словообразующей и формообразующей функциями. Словонесет номинативную функция (назывную). Предложение– коммуникативную.

Язык имеет уровневую организацию:

· Текстовый

· Синтаксический

· Лексический

· Морфологический

· Фонетический

 

Система языка — упорядоченная совокупность единиц языка, объеди­ненных в категории и ярусы по типовым отношениям. Ярусы языка:

· Текстовый

· Синтаксический

· Лексический

· Морфологический

· Фонетический

ЯС имеет иерархическую структуру. Иерархические отношения – отношения подчинения и включения между единицами разных уровней. Разница между единицами разных уровней не столько количественная, сколько качественная. Язык – система систем: В пределах каждого уровня есть своя система (фонетич., лексич.). Существуют и межуровневые системы – словообразовательная (между морфологич. и лексич.), семантическая (все уровни, кроме фонемы). В языке существуют и асистемные явления (м,н,л), что не нарушает системного характера языка в целом. Сравнение структуры и системы. Система гомогенна (однородна). Структура гетерогенна. Система – единство однородных взаимообусловленных элементов. Структура – совокупность разнородных элементов, организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.

Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими понятиями. (радость – грусть).

1) антиномия означаемого(сам предмет или значение) и означающего (звуковая оболочка-для себ). Означа́емое — содержательная сторона языкового знака, сочетающаяся в нём с означающим (иначе называемым выражением). Термин используется при подходе к знаку со стороны значения. Например: процесс коммуникации. Говорящий производит артикуляционный комплекс, а слушающий воспринимает его. В акте коммуникации они образуют единый комплекс. Но акт речи восприятием не исчерпывается. След. этап – понимание. Оно возможно, если оба участника связывают данное артикуляционно – акустическое единство с определенным значением. В языковом знаке обязательно наличие внешней и внутренней стороны. Внешняя: материальная, связана с артикуляционно-акустическим комплексом, означающее, план выражения. Внутренняя: идеальная, связана со значением, означаемое, план содержания.

2) синхрония и диахрония. Синхрония изучает реальное состояние языка как готовой системы элементов в определенный момент его развития (в статике, без движения). Диахрония изучает изменения, происходящие в языке в определенный промежуток времени (в динамике). Предполагает сравнение языковых единиц в разные эпохи их развития.

3) синтагматика и парадигматика. Отношения делятся на иерархические, синтагматические и парадигматические. Парадигматические отношения — это те отно­шения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного уровня, объединяющие их в определенные классы (парадигмы). На парадигматические отношения опираются, напри­мер, система согласных, гласных, глухих и звонких. Парадигма (в грамматике) – совокупность грамматических форм 1 слова. Синтагматические отношения – отношения сочетаемости между линейно расположенными языковыми единицами 1 уровня: фонемы внутри морфемы, морфемы внутри слова и т.д. Иерархические отношения – отношения подчинения и включения между единицами разных уровней.

 

Происхождение языка. Проблема взаимодействия языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Билингвизм.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как “божественный дар”. Формула: бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов.

1.Теория звукоподражания. “Безъязычный человек”, слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы “звукоподражать”, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

2.Теория междометий. Первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в “естественные звуки” — междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо. Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать и т. п. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний. Кроме того, данная теория предполагает наличие “человека без языка”, который пришел к языку через страсти и эмоции.

3.Теория “трудовых выкриков”. Язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти “трудовые выкрики” только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих “трудовых выкриках” обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

4. “теория социального договора”. Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого — “природного”, когда люди были частью природы и язык “происходил” от чувств, и второго — “цивилизованного”, когда язык мог быть продуктом “социальной договоренности”. В этих рассуждениях зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно “договориться” о тех или иных словах, особенно в области терминологии.

5. Учения Энгельса о происхождении языка: 1) Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека. 2) Происхождение языка научно нельзя доказать, а можно только построить более или менее вероятные гипотезы. 3) Одни лингвисты этот вопрос решить не могут; тем самым этот вопрос, подлежащий разрешению многих наук (языковедения, этнографии, антропологии, археологии, палеонтологии и общей истории). 4) Если язык “родился” вместе с человеком, то не могло быть “безъязычного человека”. 5) Язык появился как одна из первых “примет” человека; без языка человек не мог бы быть человеком. 6) Если “язык есть важнейшее средство человеческого общения” (Л е н и н), то он и появился тогда, когда возникла потребность “человеческого общения”. 7) Язык призван выражать понятия, которых нет у животных, но именно наличие понятий наряду с языком и отличает человека от животных. 8) Факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка: язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания; без этого язык не “язык”. 9) Язык появился как звуковой язык.

Взаимодействие языков. Языки живут и развиваются, взаимодействуя друг с другом, т.к. взаимодействуют народы и культуры. Простейший случай взаимодействия – заимствование. Иноязычные факты проявляются также в фонетике и грамматике. Процессы взаимодействия языков:

1) Субстрат – (подкладка) – фонетические и грамматические особенности языка, не объяснимые его развитием и позицией, а возникающий в результате взаимодействия языков. Наблюдается тогда, когда язык пришельцев выходит победителем, но при этом перенимает от побежденного языка элементы фонетики и грамматики (галльские элементы во фр. яз).

2) Суперстрат – элементы языка пришельцев, растворившиеся в языке коренного населения, языка – победителя (фр. элементы в англ. яз).

3) Адстрат – элементы чужого языка, которые возникают при этническом смешении и мирно сосуществующие в языках коренного населения.
Билингвизм –
особый вид взаимодействия, при котором человек в равной степени владеет 2мя языками, считая каждый из них родным.

 



2015-11-10 1120 Обсуждений (0)
Происхождение языка. Проблема взаимодействия языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Билингвизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение языка. Проблема взаимодействия языков. Субстрат, суперстрат, адстрат. Билингвизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)