Общее понятие о кодификации языковой нормы
Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией. Языковая система имеет уровневое строение, в зависимости от уровня языка выделяются различные типы норм и соответственно типы словарей: нормы произношения и ударения фиксируются в орфоэпических и акцентологических словарях, нормы словоупотребления – в толковых и фразеологических словарях, словарях синонимов, антонимов, паронимов и т. д., морфологические и синтаксические нормы – в специальных справочниках и грамматиках. Назовем некоторые словари и справочники, имеющие авторитет в обществе: 1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., (1972). 2. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. М., (1978). 3. Граудина Л. К, Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., (1976). Критерии кодификации нормы
Следует отметить также, что кодификация – длительный трудоемкий процесс, который в современной экономической ситуации становится еще более сложным, поэтому часто словари не успевают отражать изменения в современной языковой системе и некоторые случаи, требующие разъяснения, остаются без интерпретации специалистов (например, в современные словари еще не вошло активно употребляемое слово транкинг, значение которого нам приходится определять самим, опираясь на средства массовой информации).
Плюсы: - позв заменить интуитивные представл-я языка закрепленными - созд усл-я для преподавания - целостность языка, осн на нормах Коммуникативный аспект культуры речи: основные категории науки о речевом воздействии. Культура речи реализ и в коммуникативном аспекте, тк человек должен уметь грамотно общаться, воздействовать на других людей как в письменной, так и в устной форме и достигать поставленных целей.
Коммуник аспект: - правило построения воздействующего текста (особенности вербальной коммуникации) - правила невербальной коммуникации (жесты, мимика, внешний вид) - типы аудитории, на кот напр речевое воздействие - спрягается с функциональной стилистикой, кот явл другим разделом стилистики - правила и принципы бесконфликтной коммуникации (этический аспект к-ры речи) - коммуникативные законы
Требования к вербальной коммуникации: - краткость (10 мин, соблюдение регламента) - логичность текста (во-первых, во-вторых) - соблюдение норм к-ры речи - выразительность речи (исп-е тропов и фигур) - понятность главной мысли - простота изложения (подстр под аудиторию)
Центр термином науки реч воздействии явл термин "комммуникат позиция". Коммуникативная позиция - степень влиятельности собеседников в процессе общения. Абсолютные позиции - те, которые нельзя изм, обус соц усл-ями (возраст, пол, соц статус), относительные можно усилить, ослабить и защитить.
Способы невербального усиления позиции (неверб коммуникации) Аудитория - делить ее на 3 сектора, делать вид, что она охвачена Тет-а-тет- не в глаза, на лоб или глаз, не стоит делать замки (закрытые позы), демонстрировать запястья Усиливает позицию уменьшение пространства, заслоны ослабляют коммуникацию
Хуго Грайс - один из осн теоретиков теории коммуник., обясн осн законы логически. Принцип кооперации - любое общение сознательно или неосознанно - принцип взаимовыгоды и взаимопомощи собеседников.
Максимы грайса (для эффективного общения): - полноты информации (сколько нужно для цели) - максима качества информации (достоверность: нельзя врать, нельзя давать непроверенную информацию) - максима релевантности (не отклоняться от темы) - максима-манера (выражаться ясно) Коммуникативный аспект культуры речи: коммуникативные законы. Коммуникативные законы меняются со временем. Они национально специфичны. Они нерегулярны (есть ситуации, когда они не соблюдаются). Ключевой закон - закон зеркального развития коммуникации: собеседники в процессе общения повторяют темы, жесты, мимику и прочие особенности невербального общения друг другу.
- закон зависимости результата общения от затраченных коммуникативных усилий (чем больше вкладывать в общение, тем больше результат) - закон прогрессирующего нетерпения слушателей (внимание слушателей угасает, время в глазах людей увеличивается); стоит отвлекаться от темы, самое интересное оставить на время усталости слушателей. - закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее количества - закон притяжения критики (обычно критику вызывают выделяющиеся люди) - обратная сторона - черный пиар в шоу-бизнесе - закон первичного отторжения новой идеи
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |