К экзамену по общему языкознанию
I. Формулировка первого и второго вопросов экзаменационных билетов
1. Методология лингвистики. Подходы к истолкованию сущности языка в современной науке (концепции языка). Методология и практическое изучение языка (направления, течения, области исследований, школы в языкознании). 2. Семиотическая концепция языка. Семиотика и её разделы. Сведения из истории семиотики. Понятие о знаке, его свойствах и признаках. Виды знаков. 3. Знак и реалия. Обозначающее и обозначаемое. Реалия и понятие о реалии. Обозначаемое и отражаемое. Этапы познания реалии и возникновение знака. Отличие апеллятивов от онимов. 4. Языковая единица как знак особого рода. Структура языкового знака. Выражающее и выражаемое (означаемое). Выражающее (означаемое) и обозначаемое (реалия). Передача и приём языковых знаков в процессе общения. 5. Языковой знак и образ. Знак и эмблема. Знак и символ. Сущность символа. Виды символов (примеры). 6. Системность знаков в связи с понятием системности как основополагающим принципом научного исследования. Виды знаковых систем. Место звуко-кинетического языка среди других систем знаков. Свойства языковой системы. 7. Структурная концепция языка. Общая концептуальная платформа структурализма. Понятие структуры языка в связи с понятием языковой системы. Единицы и уровни системы звуко-кинетического языка. Валентность и дистрибуция языковых единиц. Разновидности связей и отношений между языковыми единицами. 8. Пражская лингвистическая школа (учёные, идеи, теории). 9. Датский структурализм (учёные, идеи, теории). 10. Дескриптивная и дистрибутивная лингвистика (учёные, идеи, теории). 11. Фонемы как языковые единицы с ассоциативным значением. Фоносемантика. Звукопись (звукоизображение). Изобразительно-информационная и смыслоразличительная функции фонемы. Теория первозвуков (первичных звуковых комплексов). Язык идеофонов. 12. Свойства, признаки и специфика семантики морфем, слов, словосочетаний и предложений. Слово, понятие и концепт. Значение и значимость языковых единиц. 13. Структура лексического значения. Структура значения имени собственного. 14. Фонематический уровень языковой системы (основные понятия и терминология). 15. Морфемный (морфологический) уровень языковой системы (основные понятия и терминология). 16. Лексический уровень языковой системы (основные понятия и терминология). 17. Синтаксический уровень языковой системы (основные понятия и терминология). 18. Идеи представителей логического направления в языкознании (с античности до нового времени). Логическая универсальная грамматика. Карл-Фердинанд Беккер – основоположник немецкой логико-грамматической школы. 19. Логическое направление в русском языкознании. Сочетание сравнительно-исторического и логического подходов к языку в творческом наследии Ф. И. Буслаева. 20. Коммуникативно-мыслительная концепция языка. Фридрих Энгельс и языкознание. 21. Сознание и язык (речь) как содержание и форма. 22. Природа, содержание, состояние и структура сознания в связи с используемым языком (при выражении в речи). 23. Зарождение и становление психологического направления в языкознании. Язык как феномен психического состояния и результат деятельности человека и народа. Психолингвистика и этнопсихолингвистика. Внутренний (понятийный и языковой) мир человека в его соотношении с внешним миром. 24. Творческое наследие А. А. Потебни. Учение о ближайшем и дальнейшем значениях слова в связи с психологическим подходом к языку. 25. Смысловой и языковой уровни сознания личности. Понятие дискурса. Границы языка и границы сознания. 26. Типы мышления и язык в синхронии и диахронии. Идеальность и материальность мысли. Природа информации. Нахождение смысла как информационно-мыслительный процесс. 27. Внешняя и внутренняя речь. Речемыслительный процесс и речемыслительная деятельность. Речемыслительная деятельность и коммуникация. Порождение высказывания. Кодирование и декодирование текста. 28. Исследования в области лингвистической прагматики. Адресант и адресат. Цели высказывания, речевая тактика. Правила общения. Постулаты (максимы) общения. Метаречевые операции. Прагматические пресуппозиции. Речевой этикет. Интерпретация речи и типы речевого реагирования. 29. Лингвистическая прагматика. Взаимодействие адресанта и адресата и ситуация общения. Формы речевого общения. Социально-этикетная сторона речи. Соотношение между участниками коммуникации. Влияние ситуации на тематику и формы общения. 30. Специфика усвоения первого и последующих языков. Имплицитная и эксплицитная языковая способность. Овладение вторым языком применительно к разным возрастным категориям. 31. Речь как психоэнергетическое явление. Энергоструктура человека и речемыслительная деятельность. Влияние устной и письменной речи на человека. Энергетика текста. Нейролингвистическое программирование. 32. Звуко-кинетический и психоэнергетический (мысленно-энергетический) языки. Воображение. Мыслеформы (мыслеобразы) и их выражение в языке. Разновидности психоэнергетического языка. Язык и духовность. 33. Виды действительности и язык. Образ (картина) мира и мир языка. Субъекты картины мира. Понятийная форма картины мира. Образные и абстрактно-логические понятия. Общение между народами, говорящими на разных языках. Причина разнообразия и оригинальности материальных языковых знаков, закрепляющихся за одними и теми же понятиями у разных народов. 34. Школы и течения в рамках социологического направления в языкознании и их общая идейная платформа. 35. Разные взгляды на характер и природу связи языка и общества в истории языкознания. Взаимосвязь языка и общества. Критика теории лингвистической относительности. 36. Проявления воздействия общества на язык. Социальная дифференциация используемого языка. Литературный язык и другие разновидности национального языка. 37. Социолингвистика. Понятие языковой ситуации. Объективные и субъективные факторы складывания языковых ситуаций. Компоненты языковой политики. Одноязычие, билингвизм (двуязычие), многоязычие (разноязычие) и диглоссия. Разновидности билингвизма. 38. Биологические и социальные предпосылки овладения языком. Сочетание социального и индивидуального начал в языке и речи.Проявление индивидуального (субъективного) начала в процессе усвоения языка и в степени владения языком. 39. Био-социальная платформа языка. Школа трансформационного анализа. Генеративная (порождающая) лингвистика как особое направление в американском структурализме. 40. Причины, обусловившие возникновение и становление сравнительно-исторического языкознания (компаративистики). Исследования в сравнительно-историческом языкознании в XIX веке (персоналии, область деятельности учёных). 41. Исследования в сравнительно-историческом языкознании в XXвеке (персоналии, область деятельности учёных). Основные методы исследований в компаративистике и следствия их применения. 42. Историко-культурная концепция языка. Проблема происхождения звуко-кинетического языка в связи с происхождением человека. 43. Историческое языкознание. Язык как изменяющееся явление. Эволюция, развитие и совершенствование языка. Совершенный язык. 44. Условия (предпосылки) и причины (факторы) изменений в языке. Языковые антиномии. 45. Общие закономерности темпов языковых изменений. Взаимосвязь статики и динамики, синхронии и диахронии в языке. 46. Гипотеза о едином происхождении всех человеческих языков. Понятие праязыка как моделируемой языковой системы. 47. Сензарский язык – древнейший язык Земли. Смысл названиясензарский язык и его различных образных наименований. Философско-эзотерическая и культурно-историческая основа этих наименований. Назначение, первоначальный характер языка и последующая его трансформация. 48. Язык и этнос. Этногенетическая концепция Л. Н. Гумилёва. Этническое самосознание и этноязыковая картина мира. Этнонациональные варианты языков. 49. Этнический язык и уровень сознания народа. Язык, этническая культура и религия. Этническая и языковая конвергенция. 50. Исследования в области типологии языков. Направления таких исследований. Язык-эталон. Типологическая закономерность. Языковая универсалия. Тип языка. Типологическая классификация языков. Характерология языков. Сопоставительное языкознание. Контрастивные исследования. 51. Фонетическая (фонологическая) типология языков. 52. Типы языков в зависимости от способа выражения грамматических и словообразовательных значений и в зависимости от характера соединения морфем в слове. 53. Синтаксические типологические классификации. Лексико-семантические универсалии. 54. Коммуникативно-функциональный, дипломатический, правовой (юридический), конфессиональный, учебно-педагогический статус (ранг) языка. Классические языки. Общие и специализированные искусственные языки.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |