Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Язык и семиотика. Особенности языкового знака



2015-11-10 2068 Обсуждений (0)
Язык и семиотика. Особенности языкового знака 4.40 из 5.00 5 оценок




 

Семиотика - наука о знаковых системах. Язык гонга, язык свита, музыкальные знаки, язык животных - это всё системы.

Существуют естественные знаковые системы.

Фердинанд де Соссюр утвердил идею, что человеческий язык является знаковой системы. Он утверждал, что язык является системой.

 

Знак должен быть материальным. Знак - это материальный чувственно-воспринимаемый предмет, который обозначает нечто находящееся вне этого знака.

 

В чём отличие языка как знаковой системы от других систем:

Язык - это открытая знаковая система. Постоянно происходят изменения.

Язык общедоступен. Другие знаковые системы доступны узким специалистам

 

Это первичная знаковая система. Другие знаковые системы вторичны.

В чём сущность языкового знака?

Материальная оболочка (звуковая оболочка, Акустический образ) - это одна сторона языкового знака. Вторая сторона (предмет, понятие)- это тот предмет, который обозначает данный знак.

Означающее - новый термин вместо звуковой оболочки, Акустического образа

Означаемое - вместо предмета, понятия.

 

Свойства языкового знака:

1. Знаки языка первичны, а другие знаковые системы вторичны

2. Знаки языка материальны и идеальны

3. Произвольность языкового знака. (Мотивированность и немотивированность языкового знака.)

4. Изменяемость и неизменяемость языкового знака

5. Ассиметрия языкового знака

6. Линейный характер означающего.

7. Значение и значимость языкового знака.

 

Мотивированность понимается как наличие логической связи между означающим и означаемым.

- Немотивированными являются знаки с произвольной связью

- Мотивированными являются все производные слова, сложные и суффиксально префиксально образованные. К ним относятся:

- Ономатопеические слова (звукоподражательные слова). В каждом языке эти слова разные.

- Некоторые простые непроизводные слова также относятся к мотивированным.

Все остальные слова немотивированные.

 

Ассиметрия

У одного означающего есть несколько означаемых - полисемия, омонимия.

Одно и то же означаемое может быть передано несколькими означающими

Линейный характер означающего это линейный характер реализации нашей речи.

 

Звуковая оболочка меняется, а понятие остаётся неизменным.

К этому относятся все архаизмы (перст, палец)

Звуковая оболочка не меняется, а понятие изменяется. Может происходить либо расширение значения слова. Меняется и означаемое и понятие. Все новые слова.

 

Как может меняться означаемое?

Круг предметов называемый данной звуковой оболочкой может расширяться:

Порохом раньше называли любое сыпучее вещество. Пивом – всё что пьют.

Но он также может и сужаться. Раньше, например, словом палец называли только большой палец.

В звуковую оболочку может также добавиться какое-то новое значение.

Означаемое может улучшить или ухудшить своё значение. Например, раньше слово парень имело негативный оттенок, сейчас же это нейтральное слово. А слово девка, наоборот, раньше имело позитивное значение, но после появления понятия «гулящая девка» слово стало обретать негативный оттенок.

Сама звуковая оболочка также претерпевает изменения. Например, слово «февраль» в русском языке раньше звучало как «феврарь»

 

Для того чтобы язык выполнял одну из своих важнейших функций необходимо, чтобы этот язык был стабильным, неизменяемым.

Что является причиной стабильности языкового знака? Важнейшей причиной его неизменяемости будет его немотивированность.

Соссюр говорил о том, что причиной неизменяемости языкового знака является косность говорящей массы. Косность говорящей массы заключается в том, что не происходит постоянных изменений в означающем. Язык есть система, в котором различные элементы взаимосвязаны между собой, поэтому изменения в нём происходят не часто.

 

 

Типологическое языкознание. Понятие и виды языковых универсалий.

 

Языки, сходные по своему строению, объединяются в одинаковые типы.

Использование:

• Дешифровка языков

• Практика машинного перевода

 

Задачи:

Построение некоего метаязыка, языка-эталона.

Выявление языковых универсалий (языковые особенности, которые присущи либо всем языкам, либо подавляющему большинству, либо группе языков.

Создание типологических классификаций

 

Типы универсалий:

 

Абсолютные – языковые явления, которые характерны для всех языков, во всех языках есть гласные и согласные

Статистические – языковые явления присущи подавляющему числу языков, которые отсутствуют в некоторых. Например, как минимум 2 гласных звука. Исключения: аранта и абазинский. Есть противопоставление категории числа. Исключения: в древнем и современном аванском.

Импликационные – наличие одного явления предполагает наличие другого явления. Если есть явление А, то обязательно есть явление Б. Например: если есть категория рода, то есть категория числа, но не наоборот. Если есть словоизменение, то есть и словообразование, но не наоборот.

 



2015-11-10 2068 Обсуждений (0)
Язык и семиотика. Особенности языкового знака 4.40 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Язык и семиотика. Особенности языкового знака

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)