Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Застучал весенний дождь. В.Брюсов



2015-11-10 1241 Обсуждений (0)
Застучал весенний дождь. В.Брюсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Ты примешь чести торжество,

Ты будешь мне мой брат единый :

Возьми полцарства моего

Лишь правь другою половиной. А.К.Толстой

Но говорят, вы нелюдим,

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы, ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно. А.С.Пушкин

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный? Н.А.Некрасов

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. А.С.Пушкин

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил, как пулемет. С.Я.Маршак

Он протягивает снова

Заказное для Житкова:

- Для Житкова?

- Эй, Борис,

Получи и распишись! С.Я.Маршак

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники. Н.Заболоцкий

Фонологический аспект изучения звучащей речи

Понятие фонемы в трудах ученых Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Пражского лингвистического кружка

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Петербургская фонологическая школа (ПФШ), её основатели, современные

ученые; основные труды ученых этой школы.

2. Понятие фонемы в трактовке ученых ПФШ.

3. Понятие дивергенции и когеренции в трудах ученых ПФШ.

4. Варианты и вариации фонемы в трудах ученых ПФШ.

5. Московская фонологическая школа (МФШ), её основатели, современные ученые.

Основные труды ученых МФШ.

6. Понятие фонемы в трактовке ученых МФШ.

7. Варианты, вариации, аллофоны фонемы в разработке ученых МФШ.

8. Понятие сильной и слабой фонемы в МФШ.

9. Понятие фонемного ряда в МФШ.

10. Нейтрализация фонемы.

11. Понятие архифонемы и гиперфонемы.

12. Пражский лингвистический кружок (ПЛК), его основатели. Основные

труды учёных этой школы.

13. Понятие фонемы в трактовке учёных ПЛК.

14. Варианты фонемы в трактовке учёных ПЛК.

15. Теория оппозиций в трудах Н.С.Трубецкого.

Список литературы :

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 23 – 38.

2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. Л.,

1991. С. 6 – 15.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык.

Ростов н/Д, 1997. С. 50 – 61.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 226, 316, 552.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 90 – 122.

6. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981. С. 62 –

67.

7. Современный русский литературный язык. /Под ред. П.А.Леканта. М.,

1982. С. 98 – 100, 104 – 105.

8. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. М.,

1981. С. 138 – 141.

 

Список литературы для конспектирования :

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка

//Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С.

249 – 255.

2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М., 1963. С. 351 – 361.

3. Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии //Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 470 – 480.

4. Реформатский А.А. Основные положения МФШ //Из истории

отечественной фонологии. М., 1970. С. 114 – 120.

5. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении.

Л., 1983. С. 1 -–15.

Фонемный состав современного русского языка

 

Вопросы :

1. Состав гласных фонем в интерпретации ученых ПФШ и МФШ.

2. Состав согласных фонем в интерпретации ученых ПФШ и МФШ.

3. Основные тенденции в развитии современной фонологической системы.

 

Список литературы:

1. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981. С. 67,

69 – 70, 82 – 84, 89 - 91.

2. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982.

С. 113 – 115.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. М.,

1981. С. 142 – 144.

 

Задания :

1. Определите, к каким фонемам относятся выделенные звуки, к разным или к одной и той же :

[ш э с т] [ж э с т] [ш э с’ т’] [ж э с’ т’] [ л э ш’] [ ч э с’ т’]

Сначала выделим аллофоны : [э] [э] [э’] [э’] [э’] [‘э’]

Вывод : Если два одинаковых звука встречаются в разном фонетическом окружении, то это означает, что перед нами одна фонема. В приведенных примерах все аллофоны относятся к фонеме < Э>.

 

2. Пользуясь приведенными рассуждениями в задании 1, проанализируйте приведенные примеры :

 

НОС – НЁС; БЫЛ – БЫЛЬ ; ВЫЛ – ВИЛ ; ДОЛЫ – ДОЛИ ; ВАЛ – ВЯЛ ; ЖАР – ЖАРЬ ; ДАМ – ДОМ ; ДАМ – ТАМ ; ДАМ – ДАЛ ; САМ – СОМ.

 

3. Чем различаются слова ОДЕТ и ОДЕТЬ . Являются ли звуки [ т ] и[ т’]

разными фонемами ? А звуки [‘э ] и [‘э’] ? Докажите.

 

4. У слов МОРОЗЫ и МОРОЗ - общий корень. Почему же звуки разные ? К

какой фонеме они относятся?

 

5. В словах КИРЕ и К ИРЕ рассмотрите гласные и согласные звуки;

установите, к каким фонемам они относятся.

 

Фонологическая система современного русского языка

 

Вопросы :

1. Система гласных фонем русского языка.

2. Система согласных фонем русского языка.

3. Понятие фонематической и морфофонематической транскрипции.

 

Список литературы :

1. Русская грамматика. М., 1980. С. 88 – 89.

2. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 116 – 120.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. М., 1981. С. 144 – 156.

 

Задания :

1. Произведите фонематическую и морфофонематическую транскрипцию следующих слов :

 

Поле, полевой, воды, водяной, к девяти часам, летит, полёт, переписка, раскрашенные, особенность.

 

2. Текст для морфофонематической транскрипции:

 

Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку, и, когда она совершенно стала невидна, он все ещё стоял, куря трубку Н.В.Гоголь.

 

Русская графика

Вопросы :

1. Предмет и задачи изучения графики. Из истории русской графики.

2. Что такое буква, алфавит ? Каково значение букв русского алфавита.

3. Основной принцип русской графики.

4. Обозначение на письме гласных и согласных фонем.

5. Соотношение букв и фонем в русской графике.

 

Список литературы :

1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М.,

1969.

2. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо.

М., 1974.

 

3. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык.

Учебное пособие. М., 2007. С. 290 - 296.

4. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык:

в 3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 71 – 76.

5. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

6. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., 1987.

7. Орфография и русский язык. М., 1966.

8. Панов М.В. И все-таки она хорошая!. М., 1964.

 

 

Задания :

1. Какие буквы употребляются для обозначения фонемы < А >?

Когда употребляются эти буквы в словах:

Атлас, пяльцы, карта, ярость, шар, яма, чай?

 

Какие буквы употребляются для обозначения фонемы < У>?

Когда употребляются эти буквы в словах:

 

Утро, тюль, буква, юла, шутка, Юля, чуткий?

 

Какие буквы употребляются для обозначения фонемы < О>?

Когда употребляются эти буквы в словах:

 

Окна, голос, сёла, ёлка, шорох, шёпот, её, его?

 

Какие буквы употребляются для обозначения фонемы < И>?

Когда употребляются эти буквы в словах:

 

Дым, игры, был, пить, шить, жить, число, цинга, цыц, цыган, безыдейный?

 

Какие буквы употребляются для обозначения фонемы < Э >?

Когда употребляются эти буквы в словах:

 

Этот, мэр, поэт, эх, проект, ель, петь, жесть, шесть?

 

2. Какова функция букв Е.Ё.Ю.Я в следующих словах :

 

Ель, яма, Юра, ёж, моя, твоё, пою, объём, объявление, солью, воробьи, берёза, дядя, Люба, Лена, Лёля?

 

3. Объясните, как обозначена мягкость согласных в этих словах:

 

Пляж, лижет, через, мир, рюмка, раньше, листики, вьюн, жизнь, мощь, крыльцо, винтик, счастье, ширь.

 

4. Распределить слова по трем группам в зависимости от характера букв:

а) обозначающие один звук, б) обозначающие два звука, в) обозначающие

ноль звука :

 

Имя, аист, янтарь, дань, объезд, ямщик, его, пальчик, моль, мощь, дочь.

 

5. Какие фонемы обозначаются буквами Е,Ё,Ю,Я в следующих словах :

Пью, едва, пою, чей, юла, яма. веха, яхонт, юркий, съемка, ястребок, юнга, ювелир, ярмо, растение, пилёный, передергать, объесть, колея.

 

6. Разграничьте случаи фонетической и фонематической

мягкости согласных звуков:

 

Свет, уголь, вяз, кровь, твердый, дело, слеза, горько, донёс, ясень, любовь, нянчить, банщик, свежий, зелень, пусть, путь, пенька, дверь, ветер, сбежал, синь, село.

 

 

Русская орфография

 

Вопросы :

1. Орфография: предмет и задачи изучения; из истории русской орфографии.

2. Что такое орфограмма?

3. Морфофонематический принцип русской орфографии и отступления от него.

4. Фонетический принцип написания.

5. Традиционный принцип написания.

6. Дифференцирующие написания.

 

Список литературы:

 

1. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо.

М., 1974.

2. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык.

Учебное пособие. М., 2007. С. 297 - 310.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык:

в 3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 77 – 86.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

5. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., 1987.

6. Панов М.В. И все-таки она хорошая!. М., 1964.

Задания :

1.Выделите слова, которые пишутся по морфологическому принципу:

 

Молодчик, скользко, раскупить, блеснуть, шило, жить, отдать, перо, грустный, предыстория, воздать, сапог, загорать, воскликнуть, мышь.

 

2. Распределить слова в две колонки: а) фонетическое написание, б) традиционное написание :

 

Чересполосица, исполненный, воспаленный, распахать, корова, валторна, вторник, сарай, топчан, заяц, красного, язык, безрадостный, безденежный, возводить, взвесить, разгромить, ниспровергнуть.

 

3. Распределить слова в четыре колонки: а) морфологический принцип написания, б) фонетический принцип, в) традиционный принцип,

г) дифференциальные написания:

 

Возок, вывоз, возчик, свалить, сдать, сшибить, волы, валы, настежь, наотмашь, вскачь, компания, кампания, бал, балл, делаешь, видишь, занимаешься, вокзал, винегрет, ветчина, чрезмерный, чересчур, беспощадный, сильный ожог, нечаянный поджог, ожёг руку, поджёг дрова, вновь, любовь, текстиль, режь, ешь, печь, шинель, гордость, речь, молодежь, лью, вьюга, стричь, бельё, бязь, медь, даль, ведьма, пять, навьючить, ночью, обезьяна, паинька, пальто, пень, ощупью, поморье, пьеса, рябь, серьга, сирень, фольклор, пьедестал, пьяница, сжечься.

 

 

Приложение

 

 

1. Характеристика гласных звуков:

 

[А] – ударный гласный среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный

[О] – ударный гласный заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованный

[Э] – ударный гласный переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный

[И] – гласный переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный

[Ы]– гласный среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный

[У] – гласный заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный

э

[И] – безударный гласный переднего ряда , верхне-среднего подъёма, нелаб.

[А]– безударный гласный средне-заднего ряда, нижне-среднего

подъёма,нелаб.

э

[Ы] – безударный гласный средне-переднего ряда, верхне-среднего подъёма,

нелабиал.

[Ь] – редуцированный гласный переднего ряда, верхнее-среднего подъёма

[Ъ] – редуцированный гласный среднего ряда, среднего подъёма

 

 

2. Характеристика согласных звуков:

 

[Б] – согл. шумный, звонкий, губно-губной, взрывной, твердый

[Б’] – согл. шумный, звонкий, губно-губной, взрывной, мягкий

[В] – согл. шумный, звонкий, губно-зубной, щелевой, твердый

[В’] – согл. шумный, звонкий, губно-зубной, щелевой, мягкий

[Г] – согл. шумный, звонкий, заднеяз., задненебный, твердый

[Г’] – согл. шумный, звонкий, заднеяз., средненёбный, мягкий

[Д] – согл. шумный, звонкий, переднеяз., зубной, взрывной, твердый

[Д’] – согл. шумный, звонкий, переднеяз., зубной, взрывной, мягкий

[Ж] – согл. шумный, звонкий, переднеяз., передненёбный, щелевой, твердый

[Ж’] – согл. шумн., звонк., переднеяз., передненёбный, щелевой, мягкий, долгий

[З] – согл. шумный, звонкий, переднеяз., зубно-зубной, щелевой, твердый

[З’] – согл. шумный, звонкий, переднеяз., зубно-зубной, щелевой, мягкий.

[К] – согл. шумный, глухой, заднеяз., взрывной, твердый

[К’] - согл. шумный, глухой, заднеяз., мягкий

[Л] – согл. сонорный, переднеяз., зубной, щелевой, боковой,твердый

[Л’] – согл. сонорный, переднеяз., зубной, щелевой, боковой, мягкий

[М] – согл. сонорный, губно-губной , смычно-проходной, носовой, твердый

[М’] – согл. сонорный, губно-губной, смычно-проходной, носовой, мягкий

[Н] - согл. сонорный, переднеяз., зубной, смычно-прох., носовой, твердый

[Н’] - согл. сонорный, переднеяз., зубной, смычно-прох., носовой, мягкий

[П] – согл. шумный, глухой, губно-губной, взрывной, твердый

[П’] – согл. шумный , глухой, губно-губной, взрывной, мягкий

[Р] – согл. сонорный, переднеяз., передненебный (альвеолярный), смычно-прох.,

вибрант, твердый

[Р’] – согл. сонорный, альвеолярный, смычно-прох., вибрант, мягкий

[С] – согл. шумный, глухой, переднеяз., зубной, щелевой, твердый

[С’] – согл. шумный, глухой, переднеяз., зубной, щелевой, мягкий

[Т] – согл. шумный, глухой, переднеяз., зубной, взрывной, твердый

[Т’] – согл. шумный, глухой, переднеяз., зубной, взрывной, мягкий

[Ф] – согл. шумный, глухой, губной, губно-зубной, щелевой, твердый

[Ф’] – согл. шумный, глухой, губной, губно-зубной, щелевой, мягкий

[Х] – согл. шумный, глухой, заднеязычный, задненёбный, щелевой, твердый

[Х’] – согл. шумный, глухой, заднеяз., средненёбнеый, щелевой, мягкий

[Ц] – согл. шумный, глухой, переднеяз., зубной, аффриката, твердый

[Ч]– согл. шумный, глухой, переднеяз., передненёбный, аффриката,

палатальный

[Ш] – согл. шумный, глухой, переднеяз., передненёбный, щелевой, твердый

[Ш’] – согл. шумн., глухой, переднеяз., передненёбный, щелевой, мягкий, долгий

[j] – согл. сонорный, среднеязычный, средненёбный, щелевой, палатальный

 



2015-11-10 1241 Обсуждений (0)
Застучал весенний дождь. В.Брюсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Застучал весенний дождь. В.Брюсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)