Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Звуковое обозначение букв Е, Ё, Ю, Я




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фонетика

 

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуковые единицы языка, то есть звуки речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности звуковых изменений.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл). Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из легких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Если находящиеся в гортани голосовые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос (тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

В русском алфавите 33 буквы. 10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.



Гласные звуки – звуки, в образовании которых принимает участие только голос. При произнесении гласных звуков воздушная струя свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути преград. Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё(йотированных). Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением: сом, сам. Слабая позиция – безударное положение гласных звуков: сома, сама.

После твердых согласных в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуки А и О обозначаются ^ (шва): [м^рос] – мороз, [^бр’икос] – абрикос. В остальных безударных словах – Ъ. Магазин [мъг^з’ин], дорога [д^рогъ].

После мягких согласных в первом предударном слоге звуки Я и Е обозначаются Иэ: пяти [п’иэт’и], несу [н’иэсу]. В остальных безударных слогах – Ь. Пятаки [п’ьт^к’и], вынес [вын’ьс].

Звуковое обозначение букв Е, Ё, Ю, Я.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают
два звука Один звук
а) в начале слова     б) после гласного звука     в) после разделительных ъ, ь едкий [йэ]дкий ёмкий [йо]мкий юность [йу]ность яблоко [йа]блоко   поездка по[йэ]здка поёшь по[йо]шь каюта ка[йу]та маяк ма[йа]к   въехать в[йэ]хать курьёз кур[йо]з вьюн в[йу]н изъян из[йа]н Гласные звуки [э], [о], [у], [а] сигнализируют о мягкости предшествующего согласного: сел [с’э]л нёс [н’о]с люк [л’у]к пять [п’а]ть
     

Примечание.Буква И после Ь обозначает два звука: воробьи – вороб[йи].

Согласные – это звуки, в образовании которых принимает участие не только голос, но и шум, возникающий в результате преодоления воздушной струей препятствия в полости рта. В образовании звонких согласных одновременно участвует и голос, и шум, глухие согласные образуются только при помощи шума.

В русском языке 36 согласных звуков ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Это количественное различие связано с основной особенностью русской графики – способом отражения твердости и мягкости согласных на письме.

Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «СТЕПКА, ХОЧЕШЬ ШЕЦ?»«ФИ!» содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости – только в твердой или мягкой разновидности).

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарнымотносят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], кглухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

  парные (11 пар) непарные
звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’ й’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ц ч’ щ’

Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным –согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в словах вожжи, дрожжи, езжу).

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твердости / мягкости, но и по другим признакам – месту образования преграды и ее характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] = [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’]

[с] + [ч’] = [щ’]: с чем-то [щ’э́мтъ]

[с] + [щ’] = [щ’]: расщепить [ръщ’ип’и́т’],

[з] + [ж] = [жж]: изжить [ижы́т’],

[т] + [с] = [цц] или [цс]: мыться [мы́ццъ] = [мы́ца], отсыпать [^цсы́път’],

[т] + [ц] = [цц]: отцепить [^ццып’и́т’] = [^цып’и́т’],

[т] + [ч’] = [ч’ч’]: отчет [^ч’о́т],

[т] + [щ’] = [ч’щ’]: отщепить [^ч’щ’ип’и́т’].

 

Сж\зж= ж: (долгий) * сжал, без жира

Сш\зж= ш: (долгий) *сшил, без шины

Сч\зч= ш’: (долгий) * переписчик, заказчик

Тч\дч= ч’: (долгий) *летчик, датчик

Тс+ся= ц: *гордится, гордиться

Тск братский

Дск Ц заводской

Тств

Дств родство

Тц, дц= ц: * братца, подцепить, двадцать

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7