Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические типы культуры



2015-11-10 805 Обсуждений (0)
Исторические типы культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК-007

Г 67

Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология. Тематический словарь: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2011. - 88 с.

 

 

В учебном пособии представлены наиболее часто встречающиеся в учебной литературе и тестовых заданиях термины и понятия культурологии. Представлены также биографические справки о знаменитых мыслителях, внесших вклад в развитие культурологической мысли, а так же о некоторых авторах знаменитых памятников культуры прошлого.

Учебное пособие рассчитано на бакалавров и студентов всех технических и гуманитарных специальностей МИИТа.

 

 

Рецензенты:

 

1) д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (Московский государственный технологический университет гражданской авиации)

2) к.ф.н., доцент Некрасов И.А. (Гуманитарный институт МИИТа)

 

 

© ФГБ ОУ ВПО

«Московский государственный

Университет путей

Сообщения», 2011

оглавление

Предисловие……………………………………………... … с. 3

Культурология как наука. Понятие культуры…………… с. 5

Концепции культуры………………………………………. с. 23

Историческая типология культур………………………… с. 42

Человек и культура……………………………………….. с. 50

Межкультурная коммуникация…………………………… с. 53

Религия в системе культуры……………………………… с. 64

Искусство в системе культуры…………………………… с. 79

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.

Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.

Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы в практику преподавания, то есть обучения и проверки знаний студентов, вошло тестирование, которое предполагает однозначное понимание тех или иных проблем культурологии и ее понятийного аппарата.

Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала, как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии. В том числе большую помощь могут оказать словари культурологических терминов. Предлагаемое издание представляет собой краткий толковый словарь по культурологии, где представлены основные термины, наиболее часто используемые в культурологии понятия, а так же имена мыслителей, чьи заслуги в развитии культурологической мысли общепризнанны. В словаре приводятся так же имена тех, кто создавал бесценные памятники культуры и чьи имена должен знать каждый образованный человек.

В учебном пособии с учетом его назначения использованы и обобщены различные материалы, публиковавшиеся в энциклопедической и культурологической литературе. Справочный материал расположен по темам, а внутри тем в алфавитном порядке. Темы выделены в соответствии с действующими программами по культурологии и существующей базой тестов по культурологии.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Понятие культуры

Аксиология (греч. – учение о ценностях) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей, в том числе природу и эволюцию ценностей, причины их существования и т.д.

Антропология (греч. anthropos - человек + logos - учение) — 1) в широком смысле - наука о человеке; 2) совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах; 3) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственный, и factus – сделанный) - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание. Артефактами – феноменами культуры являются: рожденные человеком мысли, идеи; сделанные им материальные вещи; используемые им способы действия; и даже эмоции, так же как и нервная система человека является продуктом культуры. Итак, артефакт – это то, что в природе не существовало и создано человеком искусственно и то, что имеет смысл для человека.

Бинарный мир – двойной, состоящий из двух явлений и процессов, из противоположностей (добро и зло, день и ночь, белое и чёрное, плюс и минус и т.п.), следовательно, противоречивый.

Вербальные знаковые системы (лат. verbalis – устный, словесный) – это разговорные (естест­венные) языки, которые являются исторически сложившимися знаковыми системами, образующими основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный) – направление в биологии, объясняющее процессы жизни, наличием нематериальной «жизненной силы», «души» и т.п., управляющей жизненными явлениями.

Герменевтика (лат. толкую, интерпретирую) – 1) искусство толкования и интерпретации; 2) теория понимания, постижения смыла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности.

Гносеология (греч. gnosis – знание, познание + logos – слово; понятие, учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ- это любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Диффузионизм(от лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).

Дихотомия(от греч. на две части + сечение) – последовательное деление целого на две части.

Естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на ней народа. Язык формируется и развивается людьми благодаря совместной общественной жизни. Он складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека.

ЗНАК– любой материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета (явления, свойства и т.д.) и используемый для хранения, переработки и передачи информации об этом предмете.

ИНФРАСТРУКТУРА (лат. infra под + структура) - составные части общего устройства какой-либо области жизни (напр. культурной или экономической), носящие подчинённый, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность

ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ– система условий создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культур.

Искусственные языки - специальные языки, которые, в отличие от естественных , сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые. Фундаментальными искусственными языками являются: письменность, математика, искусство, деньги.

Код (фр. code) - совокупность знаков, символов и система определённых правил, с помощью которых представляется, передаётся и сохраняется информация.

КОД КУЛЬТУРЫ – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Код культуры как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Культурные коды характеризуют разные типы культур. Различаются три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования.

КОНТРКУЛЬТУРА – субкультура, нормы и ценности которой противоречат господствующей культуре; находится в конфликте, противостоит духовной атмосфере в обществе.

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва культуры, прежде всего ее основных ценностных ориентаций, и резко изменившимися условиями общественной жизни. В результате происходит кардинальное изменение основных ценностных ориентаций, организующих жизнь больших масс людей.

КУЛЬТУРА– это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, в котором происходит реализация сущностных способностей человека к творчеству и самосовершенствованию. Это определение может быть дополнено, учитывая сложность и многомерность культуры как явления в жизни общества.

КУЛЬТУРА БЫТА – культура, которая формируется и развивается в сфере повседневного общения людей; уклад повседневной жизни.

Культурные инновации – новообразования (культурные новшества), изобретения и открытие культурных артефактов: научных теорий, техник и технологий, создание новой системы ценностей и др.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ – устойчивые схемы ценностных ориентаций и стереотипов в восприятии мира, явлений культуры.

Культурные универсалии – черты, нормы, ценности, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. В 1959 г. американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, общих для всех культур элементов: возрастную градацию, спорт, игры, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперацию труда, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсхатологию, этику, этноботанику, этикет, веру в чудесные исцеления, семью, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, запрет на кровосмешение, торговлю, сексуальные ограничения, учения о душе, музыку, мифологию язык, закон, принятие пищи (завтрак, обед, ужин) и др.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от греч. genesis – происхождение, возникновение, развитие) – 1) учение о происхождении культуры; 2) культурогенез – это процесс возникновения и развития культур, он не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества. Это есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, потому что сущностью культурогенеза является процесс самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Культурология – зародившаяся в середине 20 века научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры. Культурология – это гуманитарная наука о культуре как специфической целостности, изучающая сущность и структуру культуры, о закономерности, существования и развития культуры, способы постижения культуры.

МАССА- в культурологии это понятие употребляется в следующих контекстах: синоним невежественности, некомпетентности; недифференцированное множество, не имеющее организации; толпа, поведение которой стихийно, подчиняется массовому психозу, основанному не на разуме, а на страстях; публика, то есть группа людей, объединённая внешним и случайными признаками; «сверхорганизованное» бюрократизированное общество, здесь господствует тенденция к единообразию и отчуждению, здесь личность теряет свои черты в пользу стадности; механизированное общество, в котором человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится массой, простым исполнителем своей профессии.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА– культура, которая создается и тиражируется с помощью современных технических средств для потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер рассчитана на «усредненного» человека с его вкусами, потребностями и интеллектуальными способностями (доступна для всех).

Массовый человек – это не человек из массы, а человек с массовым сознанием, его главной характеристикой является то, что он – «как все».

Модели культурно-исторического развития – это модели динамики культуры, фиксирующие последовательность изменения стадий и состояний, происходящих в истории и культуре.

МОДЕЛЬ ВОЛНОВАЯкультурно-исторического процесса – это модель, в которой культурно-исторический процесс предстает как постоянное повторение определенных циклов в изменении культуры. Графически эта модель может быть представлена в виде синусоиды. О волновых изменениях культуры говорили Д.Вико, П.Сорокин, некоторые современные авторы.

Модель девиантная (лат. deviatio- уклонение от дороги) культурно-исторического процесса – это модель, которая возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт многообразия культур. Суть модели в том, что существует генеральная линия развития культуры, и ветви – отклонения от неё, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева. Одним из авторов является Л.А. Уайт.

МОДЕЛЬ ИНВЕРСИВНАЯ(лат. inversio - переворачивание, перестановка) культурно-исторического процесса – это вариант циклической модели динамики культуры, при котором изменения носят маятниковый характер от одного полюса культурных ценностей к другому: от жесткой нормативности к распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту, и т.д. Инверсионное изменение культуры может охватывать разные периоды и сферы культурной жизни. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного опыта, достижений, что рано или поздно приводит к возрождению или реставрации прошлого. Так, европейское средневековье отрицало ценности античной культуры – разум, телесная красота и т.д., противопоставляя им ценности раннего христианства – глубокая искренняя вера, духовная красота, утверждаемая через телесное страдание, и т.д. Однако эпоха Возрождения привела к восстановлению античной культуры, культивированию ее ценностей, но за Возрождением последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение христианской религии.

Модель линеарная культурно-исторического процесса – это модель основана на идее «стрелы времени». Человеческий род един, как едина и сама сущность человека. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признаётся источником и целью развития культуры. (См. прогрессивная модель, регрессивная модель, девиантная модель).

МОДЕЛЬ ПРОГРЕССИВНАЯкультурно-исторического процесса – вариант или важный элемент линеарных концепций культурной динамики, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, в частности качественное совершенствование культуры общества культуры. Критерий прогресса вводится в зависимости от принятых в конкретных культурологических концепциях понятий о механизме культурного развития, его целях и средствах. Так для Л.Уайта, одного из основоположников современной культурологии, понимавшего развитие культуры как процесс покорения природных сил, критерием прогресса было увеличение количества энергии, расходуемой в год на душу населения.

МОДЕЛЬ РЕГРЕССИВНАЯ(РЕВЕРСИВНАЯ) культурно-исторического процесса – это вариант линеарной модели, которая представляет собой «стрелу времени», обращенную в прошлое. Регрессивная (реверсивная) модель утверждает, что «золотой век» человечества был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к ухудшению положения человека и общества. Таким образом, вся история есть лишь деградация культуры. Человек, стремящийся к «золотому веку», должен повернуть ход истории вспять, вернуться к идеальному первоначальному состоянию культуры. Примером такой модели может быть концепция Ж.-Ж. Руссо, призывавшего вернуться к природе, отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.

МОДЕЛЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ культурно-исторического процесса - это модель, в которой культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура, рассматривается как открытая, неравновесная система, находящаяся в постоянном процессе обмена энергией, информацией с окружающей средой, и при этом система крайне неустойчивая. С точки зрения этой модели культура проходит 2 этапа: 1) это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами и возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия; 2) это скачок, моментально приводящий систему в качественно новое состояние, когда система находится в точке бифуркации (ветвления), у неё есть несколько возможных вариантов развития, но предсказать какой будет выбран невозможно и невозможно вернуться назад в исходное состояние.

МОДЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКАЯ (ПОЛИЦИКЛИЧЕСКАЯ) культурно-исторического процесса – это модель, которая представляет культурно-исторический процесс как процесс постоянно сменяющих друг друга локальных культур. В работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби отрицается идея всемирной истории как единого исторического процесса и выдвигается идея развития отдельных культур, которое происходит по циклическим законам. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных культур проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка. Количество существовавших в истории человечества культур у различных учёных различно: 10 культурно-исторических типов у Н.Я. Данилевского, 8 культур у О. Шпенглера.

МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИОННАЯкультурно-исторического процесса– одна из линеарных моделей культурной динамики. Центральным понятием, характеризующим историческую динамику культуры, является понятие «эволюция» как плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любой социальный или биологический организм. Культура здесь рассматривается как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в общество, к их природному окружению. Подобная модель дает возможность показать зависимость современного состояния культуры от прошлого, исследовать сущность современных форм культуры на материале первоначальных форм первобытной культуры. Основные представители: Г.Спенсер, Э.Тайлор, Дж. Фрейзер и др.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ(греч. morphe - форма + …логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе независимо от человека: культурные традиции, институты культуры и т.д.

НООСФЕРА(ноо – разум, сфера – земля) – сфера разумной деятельности людей, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Признаки Ноосферы в эпоху глобализации – это становление планетарного ноосферного интеллекта и способность к глобальному управлению социоэкосистемой.

Обычай – совокупность общепринятых норм, регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) - 1) образец, пример, своего рода эталон, который берётся для доказательства определённых смысловых связей между изучаемыми явлениями; 2) признанная в некоторой период времени всеми исследователями большая теория, объясняющая все открытые явления и предлагающая гипотезы, язык (понятийный аппарат) и методы (алгоритм исследования) для дальнейшего изучения научных проблем; 3) совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и являющиеся моделью, образцом постановки и решения задач; 4) термин парадигма заменяет понятие «картина мира», определённый набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного общества.

Парадокс (греч. paradoxos - неожиданный, странный) – 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смысле; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – разновидность культуры общества, отражающая уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики; включает все ценности, которые созданы людьми в области права. Это культура, которая формируется в сфере деятельности, содержанием и целью которой является регуляция отношений между личностью и государством.

Ритуал (лат. ritualis –.обрядовый) – 1) совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал.

Семиотика(греч. «относящийся к знаку») – общая теория знаков и знаковых систем и типов знаковой деятельности.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ– термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

СУБКУЛЬТУРА– («культура в культуре») - это часть культуры общества (внутри господствующей культуры), отличающейся собственными ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы (социальной, этнической, демографической, профессиональной и т.п.).

Текст (в широком семиотическом смысле) – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Традиция(лат. traditio - передача, повествование) – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых культурах, обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.

УАЙТ Лесли (1990-1975) - известный американский антрополог. В 1949 году изложил в книге «Наука о культуре» основополагающие представления о культурологии как о науке, базирующейся на принципиально новом способе подхода (системном подходе) к изучению культурных явлений, общих закономерностях культурно-исторического процесса и специфики самой культуры. Л. Уайт поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологии от других наук, занимающихся культурой, а также сделал первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций.

Универсалии культурные – см. культурные универсалии.

Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА– область культуры, реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.

ФУНКЦИЯ (лат. functio - исполнение, осуществление), - 1) круг деятельность, обязанность; назначение, роль; 2) в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Функции культуры – обозначают и определяют роль, которую культура играет в жизни человека и общества.

Адаптивная функция– культура организует приспособление человека как к меняющимся природным условиям, так и к социальным изменениям в обществе.

Аксиологическая (ценностно-ориентирующая) функция– культура определяет поведение человека через систему ценностей (или ценностных ориентаций) – своеобразных духовных ориентиров.

Гносеологическая (познавательная) функция– культура организует познание человеком окружающего мира (природного и социального), целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира.

Гуманистическая (человекотворческая) функция– культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляющего деятельность и общение в определённых культурных формах.

Интегративная функция– культура организует объединение людей (с помощью языка, общей системы ценностей мировоззрения и т.п.) необходимое для решения жизненно важных проблем.

Информационная функция– культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития.

Коммуникативная функция– культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними.

Преобразовательная функция – культура в основе своей – это преобразовательная деятельность людей.

Регулятивная (нормативная) функция – культура с помощью выработанных социокультурных норм регулирует жизнь людей, поддерживая равновесие и порядок в обществе.

Рекреативная (релаксационная или компесаторная) функция– связанна с восстановлением физических и духовных сил человека, необходимых для участия в преобразовательной деятельности общества.

Семиотическая (знаковая) функция– культура это и определённая картина мира, где каждое явление имеет своё обозначение, своё «имя» - знак, и соответствующее имени значение.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК – искусственная знаковая система, предназначенная для представления некоторой теории. Формализованный язык отличается от естественных (национальных) языков человеческого общения и мышления, от искусственных языков типа Эсперанто, от «технических» языков науки, сочетающих средства определенной части естественного языка с соответствующей научной символикой (язык химии, язык обычной математики и др.), от алгоритмического языка типа обобщенного программирования и т.п. прежде всего тем, что его задача – служить средством фиксации (формализации) определенного логического содержания, позволяющего вводить отношение логического следования и понятие доказуемости (либо их аналоги). Исторически первым формализованным языком была силлогистика Аристотеля, реализованная с помощью стандартизованного фрагмента естественного (греческого) языка.

Ценность – термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ– самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ(пер с лат. – гражданский) - термин, который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) уровень общественного развития материальной и духовной культуры; 3) современная мировая культура; 4) высшая ступень в развитии культуры; 5) антипод понятию культура, например «эпоха умирания культуры» в теории О.Шпенглера; 6) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека. В культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.

ЦИЦЕРОН, Марк Тулий -(106-43 гг. до н.э.) римский государственный деятель и философ, знаменитый оратор и теоретик риторики. Одним из первых стал трактовать термин «культура» как умственную деятельность, «возделывание души», меру совершенствования человека. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, но обязательно включает и особое духовное состояние – служение интересам государства. Особое внимание в культурном развитии личности уделял ораторскому искусству.

Элита (фр. - лучший отборный) – это наиболее видные представители какой-либо части общества (элита интеллектуальная, духовная , политическая, финансовая и т.д.)

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА– термин возник в процессе критики массовой культуры. Концепция элитарной культуры отстаивает идею, что элитарное творчество (высокая культура), опережая свое время, слишком сложна для восприятия и оценки «среднего» человека, а потому может рассчитывать на признание «народным достоянием» лишь в будущем. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества (элита).

Этногенез– исторический процесс происхождения этноса от их зарождения до формирования целостных этно-социальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько механизмов образования новых этносов:

- интеграция, когда этнос формировался путём объединения различных племенных общностей (как, например, французы и поляки); смешение пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (турки, перуанцы); или за счёт интеграции разноэтнических групп иммигрантов (южноафриканцы, канадцы, американцы США);

- дифференциация, когда от крупного этноса по каким-либо причинам откалывается его окраинная часть (австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (древнерусский этнос на великороссов, украинцев, белорусов);

- трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтнические включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).

Этнография – наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племён и обществ. В западноевропейской и американской традиции – составная часть антропологии. Этнография началась в 19 века с изучения малых бесписьменных племён и доиндустриальных обществ.

Этнология– наука о сравнительном изучении культур. Базовая единица этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологического исследования и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и закономерности, характерные для многих культур. В американской традиции часть или синоним культурной антропологии, в европейской (британской, французской) – аналог социальной антропологии, в немецких странах – самостоятельное направление исследования.

Язык– это полиструктурная, разветвленная, иерархическая, многоуровневая организация знаков, базисной структурной единицей языка является слово.

 

Концепции культуры

Архетип (от лат. arche – начало, typos – отпечаток). В теории К.Юнга это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием), глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобщечеловеческие изначальные образы. Это первичные структуры коллективного бессознательного – осадок от первично душевного опыта человечества. Это «первосмысл» – первобытные формы постижения мира. Это врождённые условия интуиции, «основания», согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем.

Бессознательное – <



2015-11-10 805 Обсуждений (0)
Исторические типы культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические типы культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)