Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Основные дидактические единицы, изучаемые в курсе КСЕ
Содержание ДЕ Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 1-01-01. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое познание (происходит накопление эмпирического материала (научные факты, эмпирические обобщения), преобладает чувственное познание) и теоретическое познание (на этом уровне происходит выявление законов, преобладает рациональное познание. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория) Методы научного познания: - наблюдение (чувственное отражение явлений) - измерение (определение количественных значений свойств объектов с помощью приборов) - индукция (получение общего вывода на основе частных посылок) - дедукция (получение частных выводов на основе общих положений) - анализ (разделение объекта на части) - синтез (соединение частей объекта, познание его в единстве и взаимосвязи частей) - абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта) - моделирование (изучение с помощью модели) - эксперимент (активное, строго контролируемое воздействие исследователя на объект) Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации (эмпирическая подтверждаемость) и фальсификации (эмпирическая опровергаемость)) Научная теория (система законов, объясняющая явления в определенной области действительности) Область применимости теории Принцип соответствия (новая научная теория содержит в себе в качестве частного случая старую теорию, справедливость которой установлена экспериментально) Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология) Дифференциация наук (разделение наук на отдельные дисциплины) Интеграция наук (объединение наук) Гуманитарные науки (науки об обществе и человеке) Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности (астрология, уфология, парапсихология, биоэнергетика) Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа (серия сменяющих друг друга теорий, объединенных основополагающими принципами) Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля (геоцентризм) Научные картины мира: механическая (17 в.), электромагнитная (19 в.), неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |