Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Западная культурологическая мысль





Основные культурологические концепции. Западники (А.Герцен, В. Белинский) считали, что западная культура должна стать образцом для подражания. Они высоко оценивали значение реформ Петра I, как одну из наиболее действенных попыток России приблизится к уровню развития Европы. Считали, что завершить эту работу позволит отмена крепостного права. Славянофильством называется направление русской идеалистической философии середины XIX в. Для него было присуще стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Славянофильство было представлено такими именами, как А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886), И. В. Киреевский (1806-1856), Ю. В. Самарин (1819—1876) и др.

Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном (только при необходимости и только для прогрессивного социального развития) изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками. К ним относили Н. В. Станкевича (1813—1840), В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), П. А. Анненкова (1812-1887) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889).

Обе стороны критиковали бездумное подражание западу (от его государственно-политических институтов, морали и нравов до образцов массовой «фабричной» культуры и моды на вещи), а также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре.

Соборность — это объединение людей в их христианской любви друг к другу во имя коллективного спасения всего своего народа, его культурных традиций и поиска пути к общему благу для себя и потомков через нравственность и духовность. Главный теоретик соборности А. Хомяков определил ее как единство во множественности, способность участвовать в общих делах, внося собственный вклад и приобретая силу от вкладов других. Без соборности человек обречен на духовную нищету, проявляющуюся в эгоизме, корыстности, рационализме, т. е. в том, что характерно для Запада Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». История продемонстрировала утопичность социального идеала славянофилов.



Концепции – дают ответы на большинство вопросов в данной науке. Концепции: 1. Диалектико-материалистич; 2. цивилизацион; 3. идеалистическая; 4. гуманистическая(еще в античной Греции складывается. В центре человек). В древ. Риме появилось слово культура. Агрокультура. Слово кул-ра связано со словом культ. «Кул-ра – это философия души». Цицерон. В эпоху возраждения начала развиваться.

5. Психологическая(Леве-Стросс, Юнг) утверждают, что осн. понятия кул-ры заложены в психике чел-ка, передаются из поколения в поколение.

В каждом чел. есть понятие матери, старца, защитника, любящей женщины, понятие злодея. 6. Концепция жизни (биологич).

В Герм. во 2 пол. 19 в. Главным в кул-ре должно быть сохранение жизни чел-ка. В 19в. европейское развитие чел. пошло в опасном направлении для чел. К ней отн-ся: Фридрих Нитше(чел. должен убить в себе все тварное и тогда станет сверхчелов-м).

Учение Ото Шпенглера (сторонник цивилизацион. подхода, признавал 8 цивилиз., положил в основу развития кул-ры природ. начало. Всякая кул-ра проходит стадии рождения, юности, зрелости, увядания и смерть. На этапе зрелости кул. становится цивилизацией). В наст. время европейск. и амер. наука почти не употреб-ют слово «кул.», вместо него «циви-лизация». Шпенглер считает, чтобы сохранить кул. цивилизация должна как можно дольше находится в стадии зрелости и не идти на попятную. 7. Концепция европ. игровой кул-ры. Хейзенг(чел. живет играя). 8. Социологическая (Сорокин Пятирим – чел. и его кул-ра развиваются в обществе и глав. влияние на развитие кул. оказывает общество). 9. Научно-техническая(офор-сь в 2 пол. 19в.). Глав. в развитии кул-ры явл-ся научно-технич. прогресс. Научно-тех. прогресс и революция должны быть в литер-ре.

Культурологич. школы 20 в.: 1. Общественно-историч. – О. Шпенглер «Закат Европы» А.Тойнби «исследование истории» Н.Данилевский «Россия и Европа» 2. Натуралистич – З.Фрейд-основатель психоанализа К.Юнг «Метаморфозы и символы либидо» 3. Социологич.-Е.Элиот «Заметки к определению к.» А.Вебер «Социология истории и к.» П. Сорокин. 4. Символическая-Э.Кассирер «Философия символич. форм» КлодЛеви-Стросс-глав. представитель структурализма.

 

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:

- западный

- восточный

- западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

1. они различаются динамикой развития. зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии. Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации

2. В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы:

- различным было отношение к миру. В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия – это изменение среды обитания чел-ка. Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

- различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана

- различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву. На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью. Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.

- различное отношение к возможностям человеческого разума. На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры. Рационализм – учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном

3. Различным было соотношение разных видов кул-ры. Важная черта вост. кул-ры – это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство дух. совершенствования чел-ка. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний. А научные сочинения появлялись как части дух. поучений. На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:,индо-буддийский,китайско-конфуцианский,арабо-мусульманский,японский

В рамках Западной.культуры выделяются: европейская, американская, австралийская.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)