Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС (Язык и культура)



2015-11-10 751 Обсуждений (0)
ВОПРОС (Язык и культура) 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди множества существующих знаковых систем культуры наиболее важным и стабильным средством сохранения и трансляции социокультурного опыта являются вербальные системы. В каждом локальном обществе естественные языки составляют основу культуры народа и обеспечивают устойчивость и эффективность коммуникативных процессов. К. Леви Строс отмечал, что “язык можно рассматривать как фундамент, предназначенный для установления на его основе структур, соответствующих культуре, рассматриваемой в ее различных аспектах”.

Язык играет незаменимую роль в процессах социализации и инкультурации личности в передаче и усвоении культурного опыта. Язык, как вербальная система по отношению к культуре является ее составной частью. Но, несмотря на то, что язык – одна из сфер культуры, он имеет статус независимой и самостоятельной семиотической системы. Являясь средством созидания культуры, язык одновременно может рассматриваться и в качестве ее продукта. Речевая деятельность представляет собой артефакт языка, в котором реализуется творческий потенциал человека. По своей сущности речь является очень сложным социокультурным феноменом, поскольку формируется на пересечении природных (акустических) и собственно культурных реалий. Понятие язык в широком значении (вторичный язык) обозначает семиотическую сущность любого феномена культуры и не ограничивается лишь обозначением вербального средства коммуникации. Язык культуры является отличительным признаком всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации. Язык культуры как способ хранения и трансляции культурно значимой информации касается разнообразных знаково-символических средств, позволяющих ориентироваться в пространстве культуры и осуществлять коммуникативные связи межличностного и межсистемного характера. Целесообразно говорить о языке символов, ритуалов, этикета, геральдики, астрологии, народных примет, орнамента, одежды, жестов, мимики, игр, коммуникативных актов. Язык культуры может быть универсальным и обладать спецификой, обусловленной историко-культурными, социальными, конфессиональными, этнонациональными факторами. Язык культуры фиксирует систему представлений, ценностных доминант и предпочтений, актуальных для определенной культурной ситуации и реализуемых в том или ином культурном тексте. Разнообразие языков в социокультурном пространстве обусловлено социальной дифференциацией общества. Символизация – это не только способ накопления, фиксации и трансляции информации, но и возможность дифференциации своей и другой культурной среды. Основная задача языка культуры - заключается в обеспечении эффективности коммуникативных процессов и поддержании непрерывности диалога культур как по горизонтали (между локальными культурами, существующими в одном временном пространстве), так и по вертикали (между разными историко-культурными эпохами).

Вопрос 40 (СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.)

Северное Возрождение является более поздним этапом ренессансного движения, охватившего европейский регион, который расположен в северном от Италии направлении (Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Англия, Франция). Использование термина Возрождение по отношению к культуре стран Северной и Западной Европы достаточно условно, так как по сравнению с Италией здесь ренессансные явления в культуре были связаны не с восстановление античных традиций, а с религиозным движением Реформации. В отличие от итальянского ренессанса культура Северного Возрождения характеризовалась большей устойчивостью средневековых традиций интересом к нравственной стороне личности, сомнением в гармонии мира, человека и природы.

Реформация стимулировала развитие письменности на национальных языках, поскольку протестанты стремились обеспечить прежде всего доступность Библии для верующих. Начало этому положила религиозно-просветительская деятельность М. Лютера, который перевел и издал Новый и Старый Заветы на немецком языке.

Распространение печатной книги привело к разрушению представлений о привилегированности знаний, стимулировало появление муниципальных библиотек, доступных для граждан.

В распространении духовного опыта протестантский тип культуры придавал большое значение проповедничеству, делавшему упор на слушание и работу ума.

Среди крупнейших европейских гуманистов известен нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, который внес большой вклад в развитие христианского просвещен я, гуманистической литературы философско-богословской и педагогической мысли, издательской деятельности.

Истинный путь человека к духовной жизни Эразм Роттердамский видел в развитии и совершенствовании своих естественных сил и способностей, в практическом, действенном осуществлении благочестия и нравственности. Французский гуманист М. Монтень, автор “Опытов”, причислял жизнь и здоровье к важнейшим ценностям человека, которые люди нередко отдают “в обмен на известность и славу – самые бесполезные, ненужные и фальшивые из всех монет, находящихся у нас в обращении” Монтень к тому же заметил, что умышленно терзать, уродовать и калечить свое тело недопустимо, поскольку “наше тело призвано служить не только нам, но также и Богу, и другим людям”. Монтель видел мало хорошего в чрезмерном усердии и корпении человека над изучением книг, поскольку безрассудная страсть к науке порождает меланхолию, препятствует общению с людьми и отталкивает от других более полезных занятий.

Важным явлением немецкой гуманистической культуры эпохи Возрождения стали адресованные широкому кругу людей народной книги 15-16 вв ,которые издавались, как правило, без указания автора.

В искусстве Северного Возрождения главное внимание акцентировалось не столько на эстетической стороне, сколько на религиозно-этических и эмоционально-чувственных аспектах. В отличие от итальянской живописи, стремившейся к изображению идеального, живопись Северного Возрождения больше реагировала на актуальные для того времени проблемы социокультурной действительности.

Х. Босх в картине “Корабль дураков” в ренессансном духе выразил впечатления от современной ему действительности. Здесь изображена вереница дураков разных сословий и профессий, которые собираются отплыть в ЦАРСТВО ГЛУПОСТИ: шут, монахи, бездельники, пьяницы и разгульники. Согласно средневековой традиции, судно с пирующими и развратниками, отступившими от правил христианской жизни, плывет прямо в ад. Эта картина логически вписывается в контекст литературной темы глупости, которая была начата в книге “Корабль дураков” немецким писателем-гуманистом С. Брантом и продолжена в “Похвале Глупости” Эразма Роттердамского.

Билет 16

16 ВОПРОС (Символ в культуре.)

Важным продуктом творческой деятельности человека является символ, представляющий собой способ духовного освоения мира, образную форму отражения культурной информации и выражения ее смысла. Символ считается разновидностью и конического знака, но не является тождественным ему. Смысловая, функциональная и номинативная дифференциация знака и символа обнаруживается со времен античной культуры. Знак (semeion) соотносили с проявлением и обозначением реалий повседневности, а символ (symbolon) связывали с выражением понятий и категорий сакрального и возвышенного. Символ является более сложной формой отражения культурной информации, отличается многослойностью своей структуры. Символы не только изображают некоторые объекты, в отличие от естественных, функциональных, и конических, Гегель понимал процесс символотворчества (символическое искусство) как непрерывную борьбу за соответствие между смыслом и образом, как противоречие между духовным и чувственным. Он неслучайно считал, что сфинкс, будучи одним из таинственных символов египетского искусства, “является как бы символом самого символизма” Отличительными особенностями символа являются полисемантичность и подвижность содержания, детерминированные многочисленными социокультурными контекстами, в которых он употребляется. Представитель неокантианства Э. Кассире считал основой культуры символотворческую деятельность человека, в которой проявляется его способность создавать искусственный мир, где реальность выражается посредством символов (“Философия символических форм”). Э. Кассирер придал человеку статус символического животного, поскольку символотворчество является возможностью для гармонизации сущности человека, способом дополнения и компенсации его природной недостаточности. К символическим сферам культуры он отнес язык, миф, религию, искусство, науку и историю, с помощью которых человек упорядочивает и организует окружающий мир.

Символ играет исключительную роль в формировании стилистического облика разных исторических и локальных типов культуры и отражении ментальности эпох и народов. Менталитет (лат. “ mens” ‘ум, мышление’; mentalis ‘умственный, духовный’) как социокультурная категория определяет образное восприятие действительности и особенности символотворчества. С помощью символов запечатлеваются характер и направленность духовной деятельности людей, образное, эмоционально окрашенное видение окружающего мира. По определению О. Шпенглера, “символ есть некая черта действительности, с непосредственной внутренней достоверностью ,обозначающая для чувственно-бодрствующих людей нечто такое, что не может быть сообщено рассудочным путем” . Шпенглер подчеркивал особую роль символизации в выражении индивидуальности души каждой культуры. В качестве прасимвола египетской культуры О. Шпенглер назвал дорогу, связывающую память о прошлом и заботу о будущем. Архетип материального осязаемого тела был прасимволом античной (аполлонической) культуры и определил ее художественно-стилистические особенности. По мнению О.Шпенглера, пещера символизирует замкнутый и преисполненный тайной мистицизма мира арабской (магической) культуры.

Этнонациональный аспект символотворчества заключается в способности символа выражать принадлежность культурной реалии к определенной локальной общности людей. Историко-культурное измерение символа проявляется в его способности транслировать информацию об отдельном временном отрезке развития культуры. Своеобразный символический язык на протяжении многих веков существования выработал феномен карнавальной культуры. Истоки карнавала уходят в древнегреческие культовые ритуалы, посвященные богу растительности и виноделия Дионису. В древнеримской традиции им соответствовали сатурналии. В основе культовых оргий, радостного ликования и обильных жертвоприношений было поклонение персонифицированным природе и земле, от магического оплодотворения и воли которых зависела урожайность следующего года. В эпоху средневековья карнавал являлся феноменом неофициальной (низшей) культуры, поскольку в его основе лежало смеховое, развлекательное начало, отождествлявшееся церковью с дьявольской сущностью. Карнавал символизировал протест против несовершенства мира, отражал критику социального неравенства и желание освободиться от власти установленных порядков, подчеркивал равенство людей, независимо от сословного происхождения. Неслучайно, традиционными чертами карнавала стали этический и речевой произвол. Карнавал выстраивал эмоциональный образ перевернутого мира, в котором отражались представления об идеальной модели социального устройства. Это подтверждается ряженьем в костюмы и маски противоположных сословий. В изобилии еды и питья во время нескольких дней карнавальных празднеств выражалось желание всегда жить в достатке.

Вопрос 41 (Развитие европейской культуры в XVII в.)

Начало эпохе Нового времени положили прокатившиеся по Европе буржуазные революции XVII в., которые обусловили существенные изменения в обществе. Социальные преобразования происходили в сложных условиях Контрреформации, определившей реакционный характер культуры и обострившей трагическое восприятие действительности.

Развитие философии и естествознания обусловило формирование новой идеологии и научной картины мира, основанных на господстве рационалистического начала. Противоречивость складывавшейся культурной ситуации отражена в трагическом образе Фауста, воплотившего типичные черты человека эпохи Нового времени с присущими ем индивидуализмом, страстью познания, научным увлечением и одновременно осознанием ограниченности человеческих способностей и возможностей в достижении поставленной цели.

Основными художественно-эстетическими направлениями Нового времени были барокко и классицизм, явившиеся реакцией на ренессансный гуманизм. Понятие барокко (итал. barocco ‘странный, причудливый, впервые появилось в XVIII в. и первоначально использовалось для характеристики изысканного, декоративного стиля в архитектуре XVII и отождествлялось с ДУРНЫМ ВКУСОМ. По причине негативной окраски своей содержательной сущности барокко мало привлекало внимание теоретиков, а следовательно, его философские основы остались недостаточно разработанными.

Со временем барокко утратило негативный оттенок смысла и расширило сферу своего распространения по отношению к разным видам искусства.

Ранний этап развития барокко был связан с усилением феодально-католической реакции в европейских странах и использовался церковью для распространения идей Контрреформации. Выразительными чертами философии барокко стали сомнение в разумном устройстве мира, идеи дисгармонии человека и окружающей среды, крушение идеала всемогущего человека и утверждение идеи беспомощности и обреченности людей. Благодаря художественным приемам контрастности и совмещения несовместимого в искусстве барокко отражались суетность, постоянная изменчивость и дуалистичность мира, в котором сосуществуют и противоборствуют реальное и идеальное, трагическое и комическое, духовное и материальное, рациональное и чувственное начала.

Художественная система барроко отличалась неоднародностью, и в зависимости от идейного содержания, функционирования и социальной ангажированности произведений литературы и искусства различали ВЫСОКОЕ И НИЗОВОЕ БАРОККО. Высокое барокко отражало идеологию Контрреформации, абсолютизировало религиозные ценностные доминанты, отличалось сложным стилем и вычурным поэтическим языком, ориентированным на восприятие избранными категориями людей. Низовое барокко подчеркивало связь с повседневностью, тяготело к реалистическому восприятию и рациональному осмыслению действительности.

Параллельно с барокко в европейской культуре XVII в. Развивался классицизм (лат. classicus ‘образцовый, первоклассный’), который наиболее полно проявился во Франции и оставался распространенным художественным стилем в архитектуре, живописи, литературе, театральном и парковом искусстве до начала XIX в. Философскую основу классицизма составили рационалистические идеи, определившие строгую систему эстетических канонов и норм, приоритетность разума и здравого смысла, превосходство общественно-государственных интересов над частными. Искусство классицизма отличалось соразмерностью и гармоничностью форм, логической последовательностью композиции и простотой сюжета.

Классицизм признавал строгую иерархию жанров драматического искусства, согласно которой к ВЫСОКИМ относились трагедия, эпопея, а к НИЗКИМ –комедия, сатира, эпиграмма, басня. Каноны классицистической драматургии обязывали соблюдать правила трех единств: времени, места, действия. Своего расцвета классицистическая драматургия достигла в творчестве Корнеля, Расина, Мольера.

Пейзаж и портрет считались низкими жанрами.

Портрет допускал изображения преимущественно государственно- политических деятелей. Повседневно-бытовые темы натюрморт в живописи классицизма отсутствовали. XVIII в. получил в истории европейской культуры название эпохи просвещения, связанной с осуществлением проекта социокультурного переустройства на основе приоритета знаний и культа науки.

Просветительское движение возникло во Франции и своей главной задачей провозгласило освобождение человека и общества от феодальных пережитков и религиозных предрассудков, считавшихся главной причиной социальной неустроенности и несоответствия человека законам естественной природы. Просвещение имело гуманистическую и демократическую направленность и главные акценты ставило на абсолютизации и роли воспитания в развитии свободного человека, признании равноправия и полноценности людей в поликультурном мире, освобождении религии от слепой веры.

В литературе и искусстве ведущими художественными методами культурной эпохи стали просветительский классицизм (Вольтер) и просветительский реализм (Д. Дидро), отличавшиеся социальной критикой и идеализацией разума как основного мерила жизнедеятельности людей.

В европейской культуре первой половины XVIII в. Развивалось искусство рококо (фр. rococo), которое возникло во Франции и часто рассматривается в качестве варианта позднего (выродившегося) барокко. Характерная для него техника орнаментального узора, напоминающая причудливые формы морских раковин, получила название рокайль. Стиль отличался: иррациональностью, игривостью легкомысленных и прихотливых форм, получил распространение в оформлении интерьеров, декоративно- прикладном творчестве, пластике, книжной графике.

На заключительном этапе Просвещения сформировался художественный стиль сентиментализм (фр. sentiment ‘чувство’), развивавшийся со второй половины XVIII по начало IX в. и охвативший сферы литературы, театра и музыкального искусства.

В основу сентиментализма легли философские идеи сенсуализма, провозгласившего чувства в качестве главного средства постижения действительности. Сентиментализм отличается экспрессивностью, психологизмом, поэтизацией искренних и чистых чувств, созвучием природы и внутреннего мира человека. Главным персонажем сентименталистского искусства стал естественный человек, изначально обладающий способностью к добродетели и состраданию, которое определяют его главное достоинство. Черты сентимитализма отчетливо отразились в творчестве Руссо,Шиллера

 

Билет 17



2015-11-10 751 Обсуждений (0)
ВОПРОС (Язык и культура) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС (Язык и культура)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)