Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского



2015-11-10 284 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика времени в буддийской космологии

Согласно буддийским воззрениям, время бесконечно, однако это не однонаправленная линейная бесконечность, характерная для западноевропейского мышления нового времени, а бесконечность цикличности. Основной хронологической единицей буддийской космологии является «юга» - это самый распространенный, но не самый мелкий цикл. С точки зрения этимологии слово «юга» обозначает упряжку, пару и поколение (узел, вязать). Всего буддийская космология насчитывает 4 юги, который различаются с этической точки зрения: от наиболее до наименее добродетельной.

1. Критаюга (сатьяюга) => сатья – хороший, благой; крита – четыре. Это «Золотой век» по Гесиоду. Люди наделены всевозможными достоинствами, не знаю горя и болезней, находятся в состоянии всеобщего равенства. Все они поклоняются одному божеству и знают лишь одну священную Веду.

2. Третаюга => справедливость постепенно падает, у людей появляются пороки, но они по-прежнему строго соблюдают все религиозные обязанности. Кроме того, получает распространение практика всевозможных жертвоприношений. «Серебряный век».

3. Двапараюга => «Медный век». В мире начинают преобладать зло и пороки, единая Веда распадается на 4 части, нарушается цельность человеческого знания, но далеко не все люди способны постичь и понять их. Людей поражают многочисленные недуги, и продолжительность человеческой жизни резко сокращается. (Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Яджурведа).

4. Калиюга => добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов. Они истребляют друг друга в постоянных войнах, властители грабят подданных, праведники бедствуют, а преступники и злодеи процветаю. Женщины предаются распутству, в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба и алчность. Веды находятся в полном пренебрежении.

 

Названия юг заимствованы из игры в кости. Так назывались стороны игральной косточки, имевшие, соответственно, 4, 3, 2 и 1 метки и считавшиеся все менее благоприятными. Учение о югах развертывает эту символику в многочисленных аналогиях. Так, в смене юг основной закон бытия – так называемая дхарма – постепенно теряет свою опору: вначале он держится на 4 стопах, затем на 3 и т.д. Продолжительность юг также находится в отношении 4:3:2:1. 1 728 000 лет – критаюга, третаюга – 1 296 000 лет, двапараюга – 864 000 лет, калиюга – 432 000 лет. 4 юги образуют одну большую югу – махаюгу. 1000 махаюг образуют одну кальпу или 1 день жизни Брахмы (4 320 000 000 лет!!!). В свою очередь, каждая кальпа делится на 14 манвантар, то есть на периоды Ману, в каждом из которых вселенной правит одно из высших существ, носящих это имя. В конце каждой кальпы на небе появляются 12 солнц, которые дотла сжигают все миры, но миры эти затем вновь возрождаются в новой кальпе. Жизнь Брахмы длится 100 божественных лет (157.680.000.000.000 лет!!!), по прошествии которых уничтожаются не только миры, но и все живые существа, включая самого Брахму. А затем после 100 божественных лет хаоса рождается новый Брахма.

Сейчас идет 6 тысячелетие Калиюги , начавшейся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Наша Калиюга входит в 28 махаюгу 7ой манвантары, которой правит Ману Вайвасвата. Наша кальпа называется вараха, что переводится как кабан или вепрь, так как Вишну решил воплотиться в ней именно в этом виде. Наша кальпа является первым днем 51-го года жизни нынешнего Брахмы.

 

Реабилитация идеи цикличности в эпоху Нового времени

В западноевропейской мысли реабилитацию циклической теории развития мира обычно связывают с именем итальянского философа Жанбаттиста Вико (1558 – 1644). В своей книге «Основания новой науки об общей природе нации», опубликованной в 1725 г., Вико выдвинул тезис, что все нации развиваются по циклам, состоящих из 3-х эпох:

1. Божественная эпоха, которая характеризуется безгосударственным состоянием и концентрацией власти в руках жреческого сословия.

2. Эпоха Героическая – характерно возникновение аристократического государства и концентрация власти в руках одного человека.

3. Человеческая эпоха, в которой главными формами государственного устройства становятся демократическая республика или представительная монархия.

 

Цикличность занимает важное место в «Философии истории» Гегеля. Мировая история по Гегелю представляет собой проекцию саморазвития и самопознания абсолютной идеи или абсолютного духа (это чистая мысль, которая мыслит саму себя). Поэтому развитие исторического процесса проходит через все 3 этапа диалектики: тезис, антитезис и синтез. Обязанность двигать мир от одной ступени диалектики к другой возложена как на личности всемирно-исторического значения, так и на отдельно взятые нации, которым доверена роль проводить в жизнь развитие абсолютной идеи или абсолютного духа.

 

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

1822 – 1885 г.ж. Данилевский отрицал деление человеческих культур и цивилизаций по степени развития. Этому он противопоставил концепцию многолинейного и замкнутого развития культур. Естественная система истории, с его точки зрения, должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития. Понятие культурно-исторический тип у Данилевского синонимично понятию самобытной цивилизации.

Теория Данилевского наиболее полно изложена в его знаменитой книге «Россия и Европа» 1869 г.

 

Лекция 12 (02.05.2012)

Первый шаг в исследовании Данилевского заключается в делении всех цивилизаций на несколько разрядов: положительные, отрицательные и нейтральные.

Положительные – те культуры или цивилизации, которые «развивали самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях внешних условий жизни, так и в особенностях духовной природы». Те типы, которые смогли реализовать свой потенциал. Если отталкиваться от анализа содержания России и Европы, то можно прийти к выводу, что под положительными культурно-историческими типами Данилевский понимает только те цивилизации, которые внесли существенный вклад в общую сокровищницу мировой культуры. Положительные культурно-исторические типы в порядке хронологии:

1. Египетский

2. Китайский

3. Ассирийско-вавилоно-финикийский / Халдейский / Древнесимитический

4. Индийский

5. Иранский

6. Еврейский

7. Греческий

8. Римский

9. Новосиметический / аравийский

10. Германо-романский / европейский

Кроме того, Данилевский указывает на 2 американских культурно-исторических типа, которые погибли насильственной смертью и не успели совершить своего развития – это мексиканский и перуанский типы. Затем Данилевский делит положительные культурно-исторические типы на 2 подгруппы: преемственные и уединенные. Преемственные: Египетский, Ассирийско-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский и 3 последних (в том числе, оба американский), остальные – уединенные.

Преемственными являются те культуры, «плоды деятельности которых передавались от одного другому как материалы для питания или как удобрение той почвы, на которой должен был развиваться последующий тип».

Уединенные культуры стремятся к замкнутому и самодостаточному существованию. С точки зрения Данилевского, в различении преемственных и уединенных культур лежит объяснение западного прогресса и восточного застоя. Пример – китайская культура, которая за все время своего существования всячески пыталась себя изолировать.

 

Отрицательный культурно-исторический тип – «это временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как, например, гунны, монголы или турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрылись в прежнее ничтожество». Ближе к истине, видимо, то определение отрицательных культурно-исторических типов, которое Данилевский дает в другом месте своего трактата. В нем он уподобляет отрицательные культурно-исторические типы непредсказуемым проявлениям слепой стихии: кометам, астероидам т.д.

 

Нейтральные культурно-исторические типы – «это племена, которым (потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам) не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия, ни положительной, ни отрицательной исторической роли. Они составляют лишь этнографический материал, то есть как бы неорганическое вещество, входящее в состав исторических организмов. Они могут повышать их разнообразие и богатство, но сами никогда не достигают исторической индивидуальности. Таковы племена финские и многие другие, имеющие еще меньше значения».

Иногда на ступень этнографического материала нисходят умершие и разложившиеся культурно-исторические типы В ожидании, пока новый информационный принцип опять не соединит их в сочетании с другими элементами в новый исторический организм, не воззовет к настоящей исторической жизни в форме нового культурно-исторического типа. Таковы, например, народы, составлявшие западную Римскую империю, которые в своей новой форме, подвергшись германскому образовательному принципу, носят название романских народов.

Таким образом, на долю любого народы выпадает лишь 3 исторические роли: во-первых, положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа; во-вторых, разрушительная деятельность так называемых «бичей божьих» (Аттила), предающих смерти дряхлые цивилизации; и в-третьих, служение чужим целям в качестве этнографического материала.

Затем Данилевский формулирует основные законы развития культурно-исторических типов:

1. «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою (для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий) составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества». По существу, первый закон – это принцип выделения культурно-исторического типа и принцип этот является чисто лингвистическим: в основе культурно-исторического типа лежит общность языка.

2. «Чтобы цивилизация, свойственная культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью».

3. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций». Каждый культурно-исторический тип является уникальным и автохтонным (самозародившимся и самодостаточным).

 



2015-11-10 284 Обсуждений (0)
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)