Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры



2015-11-10 1256 Обсуждений (0)
Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура как объект познания. Многозначность понятия «культура»

Термин культурология образован от латинского cultura (возделывание, воспитание) и греческого logos (мысль). Предметом этой науки является культура. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Для культурологи важен комплексный подход к феномену культуры. Культура воспринимается как феномен с XIX века, сам термин «культурология» был предложен в 1949 г. известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.

Культура – центральное понятие культурологии. В то же время, это один из самых употребляемых терминов. Культура понимается как определённый упорядоченный уровень сферы человеческого бытия. Культура понимается как продукт человеческой жизнедеятельности, способ бытия человека в мире. В каждой науке понятие культуры имеет разное значение: в археологии это ореал поселения, культурный слой, в социологии – путь от дикости к цивилизованности, в искусствоведении – искусство во всём его многообразии. В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Культура —комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.Культура подразделяется на несколько сфер:

- миф – самая древняя сфера культуры. Мифологическое сознание возникло отчасти из-за страха перед временем и для него характерно очеловечивание окружаеющего мира. Центральной темоя становится преодоления хаоса. Миф существует в коллективном бессознательном.

- религия. В отличие от мифологического сознания человек в религии зависит от Бога и переживает эту зависимость как благую. Религия понимается как союз человека и Бога, фундамент, вера в то, что человек способен искать и находить истину.

- искусство. На первых порах человеческой культуры искусство не существовало вне художественного образа, его задачей было эмоциональное воздействие.

- наука. В этой сфере культуры доминирует рациональный подход. Наука стремится сохранить целостность общества и ограничить хаос.

- мораль (после ухода мифа. Раньше было табу, не подразумевающее осмысления. Мораль гуманизирует существование человека и требует самоконтроля. Утверждение ценности человека, осознанное нравственное поведение и этикет. Регулятив – совесть!)

- философия (Теоретическая душа культуры)

Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры.

Термин культурология образован от латинского cultura (возделывание, воспитание) и греческого logos (мысль). Предметом этой науки является культура. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Для культурологи важен комплексный подход к феномену культуры. Культура воспринимается как феномен с XIX века, сам термин «культурология» был предложен в 1949 г. известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Основные задачи:

- Анализ морфологии культуры как системы культурных феноменов
- исследования взаимодействия культур
- исследование социо-культурной динамики
- анализ типологии культур
- целостное знание о культуре и комплекс дисциплин, которые конкретизируют эти знания. (история искусства, история техники и тд)
- опора на философские знания и понятия, которфе входят в проблематику теории культуры.

В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен. Культура – организм, который рождаетя, живет и умирает. Культурология носит междисциплинарный характер.



2015-11-10 1256 Обсуждений (0)
Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет культурологии. Межпредметный характер изучения истории культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)