Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Субкультура как подсистема культуры: понятие, виды, функции




субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться между собой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическими взглядами

Молодежная субкультура — относится к молодежной возрастной группе, имеет направленность на демонстрацию особенностей ценностей, образа и стиля жизни, подчеркивает самостоятельность, независимость и особенность данной возрастной группы. Профессиональная субкультура — свойственна отдельным профессиональным группам, деятельность которых направлена на работу с людьми, что приводит к формированию профессиональной этики, закрепляющей особые требования к представителям данной группы. Территориальная субкультура — свойственна некоторым территориальным сообществам, в которых исторически сложились особые обычаи и традиции, не характерные для общества в целом. Религиозная субкультура — характерна для отдельных деноминаций и сект, которые вырабатывают особые требования к образу жизни своих адептов, противоречащие общественным. Криминальная субкультура — свойственна профессиональному криминальному сообществу, которое вырабатывает свою систему ценностей и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной)

Функции: образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;

интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;

регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.



 

 

16. Культура и цивилизация: сущность понятий и содержание феноменов. Соотношение культуры и цивилизации в современной культурологической мысли

Термин «культура» в широком смысле – это все утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Цивилизация - противоположность дикости и варворств; стадия развития чел-ва; синоним культуре; особый этап развития культуры; хар-ка современного состояния развития Западного общества. После опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы» цивилизацией стали называть последнюю стадию развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными. цивилизация – последний этап развития культуры, этап ее упадка и гибели.

Ценносто-нормативная основа: к-ра(духовность, аскетизм, общность), ц-ия(материальность, гедонизм, автономия, свобода). Социальные регуляторы: у к-ры моральные(вера, совесть, самоотречение), у ц-ии рациональные(разум, закон, самодостаточность). Этический идеал: у к-ры образ Бога, у ц-ии образ человека.

 

 

17+18. Направления и школы современном культурологическом знании

Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:

а) символическая школа. Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Кассирер видит культуру как синтез разнообразных символов, показал, что истоки культуры — в способности человека творить искусственный мир посредством символических форм ("символическая вселенная"). предлагает называть человека не «мыслящим животным», а «символическим животным»,имея в виду тот очевидный факт, что у животного, в отличие от человека, нет внутреннего мира, нет воображения;

б) натуралистическая школа. Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

в) психологическая школа. С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

г) социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

г) аксиологическая школа. Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)