Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития взглядов на личность



2015-11-10 1663 Обсуждений (0)
История развития взглядов на личность 0.00 из 5.00 0 оценок




§ В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]

§ В средневековой философии личность понималась как сущность Бога

§ В новоевропейской философии личность понималась как гражданин

§ В философии романтизма личность понималась как герой.

]Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

 


2. Индивид, субъект, личность, индивидуальность – определение и соотношение понятий.

 

Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

 

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Индивид – это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятии «личности» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 


3. Представления о структуре личности в различных теориях.

 

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.

Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:

1) возрастно-половых;

2) индивидуально-типических.

В первый класс входят:

1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;

2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности – как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств. Определяя отличие личности от индивида, А. Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

 

 

Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.

А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

 

 

В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу применения психоанализа.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из «я» и «оно». Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

 

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта

 


4. Развитии личности. Периодизация развития личности.

 

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастнуюпериодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие. Возраст – категория, служащая для обозначения характеристикиндивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический ипсихологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения,психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения ивоспитания. Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое –закономерное изменение психических процессов, которое выражается вколичественных и качественных преобразованиях. Личностное – формированиеличности в результате социализации и воспитания. Возрастная периодизация Л.С. Выготского 1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитииребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнююсреду.2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативныесимптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями,которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.4. Раннее детство (1год–3года).5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этотпериод, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенкапретерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость,упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение:возникают новые характерные черты личности ребенка.6. Дошкольный возраст (3-7 лет).7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативныестороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения ит.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется егоотношение к другим детям.8. Школьный возраст (8-12лет).9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падениеуспеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннемстроении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системыинтересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, чтоздесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход квысшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижениемработоспособности.10. Пубертатный возраст (14-18 лет).11. Кризис 17 лет. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности Д.Б. Эльконина В настоящее время периодизация психического развития в детском возрастепринадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н.Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности,ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующуюсхему периодизации.Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст наоснове следующих критериев: 1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребеноквступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественныхотношений, в какие области общественной жизни входит. 2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. 3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достиженияв развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" – кризису. 4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития,отделяющие один возраст от другого.Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мирпредметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений: 1) человек – человек 2) человек – вещь.В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системыотношений осваиваются:1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений междулюдьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью,т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы. Таблица 1 Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину
Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
Младенчество Эмоциональное общение с матерью Социальная
Младший дошкольный (1-3 года) Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) Культурная
Старший дошкольный Ролевая игра Социальная
Младший школьный Учебная Культурная
Средний школьный Интимно-личностная Социальная
Старший школьный Учебно-профессиональная Культурная
17- 30 лет Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья Социальная
30-40 Самореализация и творчество Культурная
Больше 40 Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых Социальная
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастовявляются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: позакону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержаниекризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за нимивозникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисымировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Периодизация психического развития по А. В. Петровском. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка счленами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность исвой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входитодновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией,индивидуализацией, интеграцией.Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенкунеобходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт(конформность, робость, неуверенность в себе).Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации инеудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватнаясамооценка).Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечаютпотребностям группы (изоляция или вытеснение)А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде.2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляетсвою индивидуальность.3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция вобщество. 2. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд) Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона. Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколькоуниверсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующаяличность формируется только путем прохождения в своем развитиипоследовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождаетсякризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает какследствие достижения определенного уровня психологической зрелости исоциальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативныйкомпонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущейстадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эговбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие иавтономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Есликонфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраиваетсянегативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобычеловек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможностьподойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадийв психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице: Таблица 2 Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону
Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Рождение- 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
2. 1-3 год Автономия - стыд Сила воли
3. 3-6 лет Инициативность - вина Цель
4. 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5. 12-19 лет Становление индивидуальности – ролевое смешение Верность
6. 20-25 лет Интимность - одиночество Любовь
7. 26-64 года Продуктивность - застой Забота
8. 65 лет - смерть Умиротворение - отчаяние Мудрость
1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверияк другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувствоузнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса являетсяненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствуетпоявлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности иопасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона,может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центромвнимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на времябеременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующегоребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, поЭриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенцанадеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры,основу мировоззрения человека. 2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверияподготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля,избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешениепсихосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителейпостепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своимидействиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четкоограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляютсяопасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, еслиродители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что темогут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то,чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты,как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. 3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требуетот него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвалаявляется наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительнаяответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашниеживотные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинаютчувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизньимеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуютподдержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует ипризнание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда онине тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на даннойстадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они всостоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Ониэнергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызываютродители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства винытакже способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на ихпотребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такиедети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников ичрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить передсобой реальные цели и добиваться их. 4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия,когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности,или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях илистатусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е.приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксонатрудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность втом, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид можетоказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальнаясила компетентности является основой для эффективного участия в социальной,экономической и политической жизни. 5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воединовсе имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья илидочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образысебя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так ибудущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данномЭриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида долженсформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим.Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняяцелостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: людидолжны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планыэтой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждатьсяопытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешениехарактеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада ибесцельности.Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучноеразрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они непоявятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решениестарых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом изкризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способностьюных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. 6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное началовзрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейнойжизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получениепрофессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего,сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям идругим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимныхотношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него былоопределенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасностьна этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избеганиимежличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительныеличные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженныев себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие(работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубыздоровья).Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку иоставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок илисамоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы,уважения и ответственности за другого человека. 7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждениюЭриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности завозобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению исовершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает какзабота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темойпсихосоциального развития личности является забота о будущем благополучиичеловечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепеннопереходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и нио чем, они лишь потворствуют своимжеланиям. 8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека.Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненныерешения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, дляэтой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальныйкризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий егоразвития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всюпрошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, нотвердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, посколькутакие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как кчереде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, чтоуже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксонвыделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилыхлюдей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственныхнедостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда. З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине«психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющимразвитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от однойэрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии ра


2015-11-10 1663 Обсуждений (0)
История развития взглядов на личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития взглядов на личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)