Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корректные приемы в споре



2015-11-10 1283 Обсуждений (0)
Корректные приемы в споре 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………....2

2. Спор………………………………………………………………………...3

2.1 Дискуссия……………………………………………………………...8

2.2 Полемика………………………………………………………………9

3. Стратегия и тактика спора………………………………………………..11

4. Лингвистический аспект спора………………………...…………………14

5. Заключение………………………………………………………………...19

6. Список использованной литературы…………………………....………20

Введение

Неотъемлемым умением любого делового человека являются навыки грамотного убеждения, доказательства, опровержения, аргументированной презентации своей точки зрения или опровержения позиции оппонента, владение жанрами полемического мастерства. Это необходимо адвокату во время защиты клиента; менеджеру, ведущему совещание или дискуссию; политику, общающемуся с прессой или представителями общественности. Для достижения удачного исхода переговоров, подписания контракта на взаимовыгодных условиях и дальнейшего заключения серьезных сделок необходимы навыки подбора лингвистических средств в переговорах и возникающих в их процессе спорах, актуальных для контекста данной ситуации. Знание потайных «лазеек» и умелое его применение в процессе коммуникации дает преимущество перед оппонентом во многих аспектах, а также позволяет избежать недопонимания и конфликтов.

 

 

Спор

Язык – необходимое средство аргументации. Разнообразие лингвистических средств и их умелое использование способны сделать аргументацию сильным оружием убеждения в достижении цели коммуникативного акта.

Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью, в первую очередь, речевого воздействия, анализирует и объясняет скрытые механизмы искусства речевого влияния в рамках различных коммуникативных систем. Наиболее наглядно она проявляется в ситуации спора, который выступает частным случаем аргументации.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировать свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Имеет некоторые характерные признаки:

Ø в ответ на тезис оппонент обязательно выдвигает антитезис;

Ø обе стороны приводят доводы в поддержку своих позиций;

Ø каждый из оппонентов подвергает критике позицию противника.

Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью.

Доказательность – это логическое воздействие на оппонента путем аргументированного рассуждения.

Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на демонстрацию той или иной идеи с целью вызвать его согласие.

В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. История эристики за 2 тысячи лет выработала общие рекомендации по повышению успешности ведения спора:

• если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться;

• не стоит спорить по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;

• спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;

• спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;

• спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии.

• следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.

• стремиться излагать свои мысли лаконично, связно и выразительно.

По цели споры делятся на:

1) Споры для победы (к ним относится большинство споров) – это споры о нравственных ценностях: добре и зле, равенстве, любви к ближнему, сострадании и др. В них утверждаются личные оценки. Цель данного спора – победа собственной точки зрения, а не установление истины.

2) Споры об истине (т.е. о точности описания) встречаются преимущественно в науке, но и там нередко, особенно в гуманитарных науках, переходят в ссоры о ценностях.

По средствам споры делятся на те, в которых используются корректныеи некорректные приемы.

Корректные приемы в споре.

Умелый инициатор спора должен знать, что победа в споре будет достигнута лишь с развитием спора по сценарию. Поэтому лучшая стратегия в споре – наступление. Необходимо предвидеть возражения собеседника, постараться самому их сформулировать и опровергнуть. Не лишним будет вспомнить о том, что львиная доля успеха здесь припадает на чувство языка инициатора.

Основные приемы:

v Отвлечение внимания противника от той мысли, которую говорящий хочет провести без критики. В этому случае выдвигают другую, на которой оппонент концентрирует свое внимание, вследствие чего пропускает более важную для стратегии спора мысль. В этом случае внимательный и находчивый говорящий может, как вариант, использовать в своих высказываниях многозначные слова, которые составляют полисемические ряды языка. С их помощью одни и те же слова, входя в иной контекст, образуют новую ситуацию, к обсуждению которой в обход критической мысли стремится перейти говорящий во избежание конфликта.

v Перекладывание «бремени доказывания» на противника – это фактически предложение ему всесторонне аргументировать свое положение как исключение из всех известных правил. Такое бремя оказывается непосильным для противника, который приготовился к оборонительной стратегии и не готов к быстрой смене тактики в споре.

v Поражение противника его собственным оружием – важный тактический прием, действующий путем выведения неожиданных для противника следствий из его же доводов. Эффект неожиданного удара оказывается очень действенным. При использовании этого приема говорящий может руководствоваться сразу двумя группами слов: полисемами и антонимами. Первые за счет своей многозначной семантики и возможности воплощаться в различных контекстах помогают незаметно для оппоненты вывести говорящего в конечнм счете к антонимам, которые организуют неожиданные для противника следствия.

Таким образом, существенным моментом в стратегии спора является внезапность, поэтому необходимо «придержать» самые неожиданные и важные аргументы до конца спора.

2. Некорректные приемы в спорене только многочисленны, но и разнородны. Среди них есть как очень грубые, так и очень тонкие. Наиболее грубыми считаются механические уловки:

v намеренное запутывание противника;

v неожиданный выход из спора;

v лишение возможности противника говорить (перебивать, затыкать уши);

v организация «полуслушателей», восхваляющих доводы одной стороны (Превосходно! Прекрасно сказано!) и демонстративно скептически относящихся к доводам другой (Неубедительно! Плохие доводы!);

v апелляция к тайным мыслям и невыраженным побуждениям, которые якобы известны противнику;

v использование физического насилия.

В ходе спора также используются допустимые и недопустимые психологические приемы (уловки).

К допустимым относятся:

v оттягивать возражение. Если трудно найти основания для немедленного возражения, ловко и незаметно ставят дополнительные вопросы, хотя вовсе не нуждаются в них. Особенно это необходимо психологически неустойчивым, застенчивым, шокированным и опустошенным от внезапного довода людям. В этих вопросах могут прозвучать синонимы, которые будут помогать задействовать одно и то же понятие в вопросе нового характера для помещения довода в новую контекстную ситуацию.

К недопустимым приемам относятся:

v использование ложных и недосказанных аргументов, сопровождаемых фразами: Всем известно… ; Никто не станет отрицать… ; Ни для кого не секрет… и пр. клише.;

v намеренное запугивание оппонента;

v выведение противника из состояния равновесия (самая грубая частотная уловка – сказать что-нибудь неприятное);

v быстрый темп речи, нарочито усложенный способ выражения смысла, быстрый переход от одной мысли к другой.

Спор по внешним признакам может быть:

1) конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным);

2) устным или письменным;

3) организованным или стихийным;

4) основательным или поверхностным;

5) содержательным или формальным.

В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора - дискуссии или полемики, который определяется конкретными обстоятельствами.

 

 

Дискуссия

Дискуссия - вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого решения. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает ‘рассмотрение’, ‘исследование’, ‘разбор’. Как правило, участники дискуссии - лица, владеющие знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу. Она представляет собой последовательную серию высказываний участников относительно регламентированной темы, что обеспечивает связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

От полемики дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения. Средства, используемые в дискуссии, должны согласовываться и признаваться всеми ее участниками.

Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Так, образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется субъективность.

 

 

Полемика

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина: древнегреческое «polemikos» - ‘воинствующий’, ‘враждебный’. Действительно, в отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Это борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.

Основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции. Участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических: навязывание своего сценария спора и т. п.

Полемика учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она особенно необходима при выработке новых взглядов, отстаивании общечеловеческих ценностей, прав человека, формировании общественного мнения.

Существует ряд признаков, роднящих полемику и дискуссию:

· наличие определенного предмета спора,

· содержательная связность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих,

· недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов.

Победа в полемике, особенно если она получила общественный резонанс (например, среди коллег), может принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции влечет за собой соответствующую меру ответственности.

Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от самих полемистов. Вести спокойную дискуссию или превратить спор в высокий градус с переходом на личности - выбор участников действия. Зависит он и от общей культуры участников, от этикета, темперамента, целей и выдержки спорщиков.

В научной литературе о правилах идеальной аргументации сформулированы даже кодекс аргументатора и кодекс оппонента, имеющие целью помочь тем участникам спора, которые стремятся не только к успеху, но и к тому, чтобы их утверждения соответствовали действительности и были эффективными.

 

 



2015-11-10 1283 Обсуждений (0)
Корректные приемы в споре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корректные приемы в споре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)