Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогнозирование рынка труда



2015-11-10 2707 Обсуждений (0)
Прогнозирование рынка труда 4.33 из 5.00 6 оценок




Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить маркетинговую деятельность на рынке труда.

Основными направлениями пронозирования являются:

1) прогнозирование предложения рабочей силы;

2) прогнозирование спроса на рабочую силу;

3) прогнозирование безработицы;

4) прогнозирование занятости;

5) прогнозирование цены рабочей силы.

При разработке прогнозов дается количественная и качественная оценка конкретных параметров объектов прогноза. По временному показателю прогнозы различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Количественная оценка конкретных параметров рынка труда может осуществляться в течении краткосрочного периода. На перспективу до 3-5 лет (среднесрочный прогноз рынка труда) объектами прогнозирования могут быть качественные и количественные параметры более общего типа, отражающие ситуацию на рынке труда в целом. С учетом опыта зарубежных стран возможна разработка долгосрочных прогнозов (на 5-10 лет). На их основе формируется представление о наиболее значительных структурных изменениях в занятости населения, связанных с появлением принципиально новых сфер приложения труда, развитием новых методов обучения, активным внедрением в трудовые процессы достижений НТП, созданием полноценной системы социальной защиты населения от безработицы. Разработке общего прогноза рынка труда обязательно предшествуют более частные прогнозы, различающиеся по своим объектам.

При проведении прогнозных исследований рынка труда возникают проблемы с использованием тех или иных методов:

1. Простейший из известных методов прогнозирования, основанный на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в развитии экономических явлений в переходный период. Так, периоды стабильно медленного роста численности безработных могут смениться обвальным высвобождением занятого населения; с другой стороны, довольно быстрое нарастание уровня безработицы ("эффект начального периода") может смениться относительной стабилизацией положения.

2. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессионные процессы сказываются не только на уровне безработицы, сколько на производительности труда, что обесценивает применение этого подхода.

3. Построение сложных поведенческих моделей, позволяющих имитировать функционирование экономической системы в зависимости от рассматриваемых сценариев развития, дает возможность определить дальнейший ход событий лишь на качественном уровне.

4. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является подход, в соответствии с которым следует учитывать основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение труда. В качестве одного из них можно рассматривать демографическую ситуацию в стране. Другим фактором является возрастающая интенсивность миграционного потока на территории. Анализ возможностей взаимозамещения и переподготовки работников разных профессий также позволяет оценить вероятные "выбросы" рабочей силы. Аналогичные оценки можно получить в результате анализа процесса концентрации трудовых ресурсов по видам производственных объектов и по видам их деятельности.

Наличие информации о протекании этих процессов и представление о дальнейшей экономической политики правительства позволяет с помощью синтеза простейших эвристических (вопросы-ответы) и количественных процедур более объективно определить возможный уровень безработицы. Несмотря на некоторую методическую "размытость" данный подход является по существу единственно приемлемым для переходного периода, позволет оценить максимальный и минимальный уровень предполагаемого высвобождения работников.

Другим вариантом анализа с построением перспективной модели поведения субъектов может выступать так называемый анализ временных рядов [14, С.61-63]. Его концепция исходит из того, что прогноз является искусством предвидения поведения покупателей и продавцов на рынке в определенных условиях. Отсюда самым надежным источником информации выступают сами покупатели и продавцы. Их мнение о будущем поведении на рынке труда при определенных заданных условиях оценивается по шкале вероятного поведения.

Таблица 9

Шкала вероятного поведения

Характеристики Оценка субъекта Баллы
Возможности нет   0.00
Очень небольшая возможность   0.10
Небольшая возможность   0.20
Некоторая возможность   0.30
Средняя возможность   0.40
Довольно хорошая возможность   0.50
Прекрасная возможность   0.60
Вероятно   0.70
Очень вероятно   0.80

Временной ряд показателей нескольких аналогичных шкал позволяет провести анализ по четырем основным компонентам.

1. Первая компонента - ТРЕНДа (Т) - отражает основные тенденции в демографических процессах, инвестиционной деятельности, сопросождающейся изменениями занятости и т.д.

2. Второй показатель - ЦИКЛ (С) - улавливает колебания объемов спроса и предложения рабочей силы, что особенно интересно для среднесрочного прогноза.

3. Показатель регулярно повторяющихся колебаний в течение года (например, в уровнях безработицы по месяцам года) - СЕЗОННОСТЬ (S) - интересен для краткосрочного прогноза.

4. Показатель нерегулярных событий - ОТКЛОНЕНИЕ (Е) - описывает различные отклонения от нормальной ситуации.

Анализ временных рядов включает методы разложения первоначальных временных показателей, например, предложения рабочей силы (П) на компоненты Т, С, S, и Е. Согласно одной модели эти компоненты находятся между собой в линейной зависимости (П = Т + С + S + Е), согласно другой - они влияют друг на друга мультипликативно (П = ТхСхSхЕ). Мультипликативная модель наилучшим образом показывает влияние циклического и сезонного характера на уровень предложения.

Методология разложения временных рядов подробно рассматривается в статистике. Следует учитывать, однако, что все компоненты подвержены изменениям. Поэтому чисто механическая экстраполяция прошлых тенденций на будущее может не подтвериться. Для того, чтобы избежать подобных негативных последствий, следует к математическим интерпретациям анализа дополнительно привлекать социально-экономические логические построения.

Влияние нерегулярных событий можно учесть путем разработки трех вариантов прогнозов - оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного. Разница между минимальным и максимальным значениями П покажет реальность наиболее вероятного прогноза.

Метод анализа временных рядов может дополняться экспотенциональным сглаживанием:

Qt+1 = aQ1 + (1 - a) Q1 ,

где:

Qt+1 - прогнозируемый объем предложения рабочей силы на перспективу;

a - коэфициент сглаживания (0 ? a ? 1);

Qt - объем предложения в текущем периоде;

Q1 - сглаживаемый объем предложения.

Так, если коэффициент сглаживания будет 0.4, то в текущем периоде объем предложения рабочей силы составит 50000 чел., сглаженное предложение - 40000 чел. Тогда прогнозируемое предложение составит:

0.4(50000) + 0.6 (40000) = 44000 чел.

Другими словами, прогнозируемый объем предложения всегда находится в интервале между объемом предложения в текущем периоде и сглаженным объемом (или совпадает с одним из них). Относительное влияние текущего сглаженного объема сбыта на прогнозируемый объем зависит от коэффициента сглаживания. По каждой категории предложения определяются начальный прогнозируемый объем и коэффициент сглаживания. Последний может быть получен анализом проб и ошибок при оценке средних значений и поиском значения, которое наилучшим образом соответствует предложению в прошлом периоде. Полученные результаты будут иметь меньшую степень достоверности в том случае, если появятся новые неучтенные факторы.

Вслед за проведенным анализом формируются соответствующие целевые маркетинговые программы (в форме разработки программ содействия занятости населения, программ социальной помощи и т.п.). Целесообразно дополнять эти программы системами поддержки принятых решений, в которых делегируются меры ответственности исполнителей, определяются источники и устанавливаются размеры финансовых средств, формы и сроки контроля за ходом исполнения. Необходимо также отслеживать ход выполнения прогнозов, внося коррективы в разработанные программы.

Трудности при разработке прогнозов развития ситуаций на рынке труда в России связаны, прежде всего, с особенностями переходного периода, который иногда ставит перед процессом прогнозирования непреодолимые барьеры. Именно этим объясняется, по-видимому, появление в печати большого числа прогнозных оценок, многие из которых прямо противоречат друг другу. Начиная с 1992 г. нередко наблюдалось сильное завышение прогнозных оценок числа безработных. На этом фоне прогнозы числа безработных, разрабатываемые Минтрудом, были самыми низкими. Как показала жизнь, они в наибольшей степени соответствовали реалиям: если прогнозы Минэкономики в 2-10 раз превышали фактические показатели, погрешность прогнозов Минтруда составляла от 16.7-33.3% в 1992 г. до 4-8% в 1995 г.




2015-11-10 2707 Обсуждений (0)
Прогнозирование рынка труда 4.33 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Прогнозирование рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)