Классификация восприятий
В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии (в этом случае выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия), или формы существования материи — пространство, время и движение (в соответствии с этим восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения). Восприятие пространства. В процессе взаимодействия человека со средой большую роль играет восприятие пространства. При этом различают восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления. Восприятие формы, объема и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой восприятия формы является^ изображение предмета на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы,, необходимо еще движе-
2 Зак. 1165 ние глаз. Аналогичный процесс имеет место и в осязательном восприятии. Чтобы определить форму предмета на ощупь, его берут в руки, поворачивают, прикасаются к нему с разных сторон. Таким образом, формирующийся образ предмета складывается на основании объединения зрительных, тактильных, кинестетических ощущений. При восприятии объема основную роль играет бинокулярное зрение, а также законы перспективы и светотени. Художники, руководствуясь этими законами, изображают предметы на картинах так, что они воспринимаются как объемные. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется при помощи монокулярного и бинокулярного зрения. В монокулярном восприятии главную роль играет аккомодация (рефлекторное изменение толщины) хрусталика, которая совершается в очень небольших пределах. При восприятии предметов, находящихся далее 5—6 м, хрусталик уже не аккомодирует, так как его тело дальше не изменяет своей толщины. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению и сопутствующему ему механизму — конвергенции, т. е. сведению зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. Два этих механизма — аккомодация и конвергенция — взаимосвязаны. Определенное состояние аккомодации вызывает и опреде-деленную степень сведения зрительных осей (конвергенции) и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Восприятие пространства является сенсорным навыком. Пространственные восприятия, определяющие глазомер, развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений, он совершенствуется под влиянием тренировки. Восприятие времени. Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Все жизненные явления, в том числе деятельность человека, протекают во времени. Время является одной из форм существования материи. Поэтому все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И. П. Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин, то после ряда опытов слюна начинала выделяться ровно на 30-й мин. Следовательно, время — такой же раздражитель, как и материальные предметы и явления. Все биохимические и физиологические процессы в организме протекают во времени. Многие из них определяются различными (в том числе и суточными) биологическими ритмами. В настоящее время учеными установлено более 40 физиологических функций, для которых характерна суточная ритмичность. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем воспринимается повторно, то это восприятие вызывает в памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее. Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления. Оно воспринимается довольно субъективно. Доказано, что человек может точно воспринимать промежутки времени не короче 0,75 с. Однако с помощью специальной тренировки можно увеличить различаемые микроинтервалы времени. После пятидневной тренировки спортсмены хорошо различали отрезки времени до 0,01—0,02 с и точно оценивали разницу во времени между 0,15 и 0,2 с. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Например, при беге на средние и длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие времени, затрачиваемому на каждый круг. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма. Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков. Восприятие ритма (т. е. всякое равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Нельзя просто «слышать ритм». Человек только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизво-дит». Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности, в том числе и в спорте. Развивается и совершенствуется это восприятие в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки. Восприятие движений. Восприятие движений является отражением во времени изменения положения тела в пространстве. В спортивной и в других видах деятельности большое значение имеет правильное восприятие движений, совершаемых другими людьми, и собственных движений. В процессе восприятия познаются различные стороны движений, отражаются различные их особенности и свойства: скорость (быстрое или медленное движение, в движениях циклического характера— быстрый или медленный темп), ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое), характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.), форма (прямолинейное, криволинейное, круговое дугообразное и т. п.), амплитуда (полная, неполная), направление (направо, налево, вверх, вниз), продолжительность (краткое, длительное). 2* 35 Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов — зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |