Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

YI.4.3. Развитие личности





Завершение формирования самосознания является главной особенностью юношеского возраста. Самосознание старшего-школьника отличается прежде всего потребностью оценить свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей.


В результате формируется целостное представление о самом себе — образ «Я». Это сложное психологическое явление предполагает особое отношение личности к себе и включает три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий— практическое отношение к себе. Образ «Я» — это не просто осознание своих качеств, это прежде всего самоопределение личности: «Что я такое? Что я могу? На что я способен? Какая от меня польза?»

Развитие самосознания, образа «Я» в старшем школьном возрасте связано с высоким уровнем умственного развития. Благодаря этому совершенствуется возможность самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельности.

В старшем школьном возрасте повышается в целом адекватность самооценок, хотя процесс этот не однозначный, так как самооценка часто выполняет две различные функции: способствует успешному выполнению деятельности и выступает как средство психологической защиты (желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки).

Эту психологическую особенность юношеского возраста очень важно учитывать в работе со спортсменами. У юных спортсменов чаще, чем у не занимающихся спортом, формируется неадекватно завышенная самооценка. Она связана не с функцией психологической защиты, а с переоценкой своих возможностей в условиях быстрого роста результатов, рано пришедшего успеха. Как следствие развивается неоправданный оптимизм, зазнайство, высокомерие. Серьезное отношение к тренировкам может смениться в этом случае легкомысленным, что повлияет не только на успешность спортивной деятельности, но и на формирование личности в целом. В такой ситуации тренеру необходимо особенно требовательно относиться к спортсмену, тактично помогая ему сформировать правильное, объективное представление о себе, о собственной личности.



На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании. В отличие от подросткового оно направлено не только на преодоление отдельных недостатков или развитие конкретных качеств, но и на формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Как и у подростков, самовоспитание старшеклассников нуждается в руководстве со стороны взрослых.

Важнейшее значение в формировании личности старшеклассника имеет мировоззрение. Именно в этом возрасте созревают познавательные и личностные предпосылки. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску, хотя, безусловно, мировоззрение включает и социальную ориентацию. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности— поиск смысла жизни. Важное значение на этом этапе имеет


правильное совмещение ближней и дальней перспектив. Понимание будущего как продукта собственной, совместной с другими людьми деятельности —установка активного члена общества. Представление, что 'будущее «само придет»,— установка иждивенца и потребителя. Производительный труд на всех ступенях школьного образования будет способствовать решению задач формирования у старшеклассников мировоззрения деятеля, борца.

Для формирования мировоззрения необходимо развитие нравственного сознания. В старшем школьном возрасте оно отличается усилением роли нравственных убеждений. Поведение старших школьников в большей степени, чем у подростков, определяется нравственными установками.

Спортивная деятельность — важное средство нравственного воспитания в юношеском возрасте. Занятия спортом воспитывают ценные нравственные качества: патриотизм, коллективизм, честность, ответственность, принципиальность, справедливость. Однако при плохой организации воспитательной работы спорт может формировать отрицательные нравственные качества: эгоизм, самовлюбленность, рвачество и др.

Формирование личности на всех ступенях развития происходит в процессе общения и деятельности в коллективе. Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Повышается социальный уровень целей, обогащается содержание совместной деятельности. Ядром коллектива является комсомольская организация. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью углубление общественно-политических знаний, участие в общественно полезной трудовой деятельности.

Для раннего юношеского возраста характерно эмоционально- w личностное отношение к коллективу. Из всех признаков коллектива на первое место ставится сплоченность и дружба между его членами. Особенно ценятся такие качества личности, которые проявляются в общении, во взаимоотношениях с товарищами.

Статус старшеклассника в коллективе оказывает самое сильное влияние на его поведение и самосознание. Неприятие коллективом класса нередко становится причиной преждевременного ухода из школы. По данным М. А. Алемаскина, девять десятых зарегистрированных несовершеннолетних правонарушителей были в классе изолированными. Поэтому большое значение имеет для старшеклассников принадлежность к другим, нешкольным коллективам, где они могут осуществлять самореализацию. В частности, коллектив спортивной секции ДЮСШ дает возможность многим юношам и девушкам, не нашедшим места в коллективе класса, проявить свои способности и наилучшие качества.

Важной психологической особенностью личности старшеклассников является остропереживаемая ими потребность в любви и дружбе. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений. Она предполагает большую степень интимности, чем дружба, как бы


включает в себя дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола в юношеском возрасте выражает потребность е любви, и прежде всего в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаются. Потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Потребность в любви у юношей и девушек проявляется по-разному.

Разобщенность чувственно-эротического и душевного влечений особенно типична для мальчиков, бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие тонких коммуникативных и эмоциональных качеств. Влюбленность, ухаживание важны для них как признаки повзросления. Если чувство любви запаздывает, они стараются заменить его придуманным. Отсюда оглядка на мнение товарищей, хвастовство «победами», чаще мнимыми.

У девушек половое влечение протекает менее бурно. У них сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом в эротической чувственности. Они более склонны к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях, чаще скрывают свои увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Все эти особенности взаимоотношения полов приводят к некоторому психологическому обособлению девочек и мальчиков в старших классах, что может усложнять решение общеколлективных вопросов.

В своих взаимоотношениях юноши и девушки сталкиваются со многими моральными проблемами, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности. Старшеклассники остро нуждаются в помощи взрослых, которые, однако, не должны бесцеремонно и бестактно вторгаться в их интимный мир. Подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения.

Психологические особенности старшеклассников должны быть в поле зрения тренера. Любовь может стимулировать юного спортсмена на интенсивную работу, высокие результаты, а может и дезорганизовывать его деятельность. Знание личных переживаний ■своих воспитанников и тактичная помощь — необходимый и важный аспект в многогранной деятельности тренера.


 




Глава VII ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)