примерные темы рефератов
1. Техника в древнем мире и средних веках. 2. Техника в культуре Нового времени. 3. История формирования технических наук классического и неклассического типа. 4. История развития проектирования: формирование и особенности. 5. Дискурсы и концепции техники и технологии в ХХ веке. 6. Основные этапы развития техногенной цивилизации. 7. Роль техники в истории становления естествознания. 8. История развития системных и кибернетических представлений в технике. 9. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций в контексте истории науки и техники. 10. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. 11. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика в контексте исторического развития общества. 12. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. 13. История становления технологии виртуальных реальностей. 14. История развития концепции информационной безопасности. 15. Формирование системы Интернет как инструмента новых социальных технологий. 16. История становления проблем компьютерной этики и интеллектуальной собственности. 17. Исторические этапы становления концепции информационного общества. 18. Проблема личности в информационном обществе в ее историческом развитие. 19. Интернет как глобальная среда непрерывного образования в ХХI веке. 20. История формирования и философские проблемы теории информации. 21. История становления и философские проблемы моделирования функций человеческого мозга. 22. Историческая и социальная обусловленность формирования социально-гуманитарных наук: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. 23. История формирования герменевтического метода в социально-гуманитарных науках. 24. Социально-экономическая обусловленность научно-технического прогресса.
Зачетные Вопросы
1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 2. Предмет философии науки в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. 3. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. 4. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 5. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. 6. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. 7. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 8. Развитие логических форм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука. 9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. 10. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. 11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. 12. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. 13. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. 14. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (онтологическая, систематизирующая, исследовательская). 15. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 16. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. 17. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. 18. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. 19. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарно и проблемно-ориентированных наук. 20. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. 21. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. 22. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). 23. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции в развитии науки в культуре. 24. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 25. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. 26. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии техники и методологии технических наук. 27. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники. 28. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования. Роль инженерной практики и проектирования в развитии технической деятельности. 29. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования. 30. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования. 31. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. 32. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития техники. 33. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. 34. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент. 35. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития. 36. Концепция информационной безопасности. 37. Компьютерная этика. Проблема интеллектуальной собственности. 38. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности. 39. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернета. 40. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 41. Жизнь как категория наук об обществе и культуре (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.). 42. Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». «Диалог культур». 43. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины. 44. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |