Этапы формирования вычислительных навыков
Вычислительные приёмы на уроках математики в начальных классах Вычислительный приём – это система операций, последовательное выполнение которых приводит к результату действия. Различают операции основные и вспомогательные. Основными называют операции, сразу дающие результат. Вспомогательными называют операции, которые лишь готовят к выполнению действия. Теоретической основой вычислительных приёмов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приёмов в соответствии с их общей теоретической основой. Классификация вычислительных приёмов. 1. Вычислительные приёмы, основанные на знании нумерации: - на знании последовательности натурального ряда чисел; (например, 5 + 1; 600 - 1); - на знании разрядного состава; (например, 54 - 50; 600 + 50); - на понятиях увеличить или уменьшить в 10; 100; 1000 и т. д. раз. (например, 5 × 10; 900 : 100). 2. Вычислительные приёмы, основанные на знании конкретного смысла арифметических действий: - сложение и вычитание по частям однозначных чисел; (например,5 + 2; 7 - 3); - сложение и вычитание с переходом через десяток; (например, 8 + 7; 12 - 5); - составление первого столбика таблицы умножения; (например, 8 × 8; 8 × 9). Конкретный смысл деления раскрывается на решении простых задач. 3. Вычислительные приёмы, основанные на знании взаимосвязей между результатом и компонентами арифметических действий: - вычитание вида «9 – а, 8 – а, 7 – а, 6 – а»; (например, 9 – 6; 8 – 5); - вычитание вида «12 - 5»; - составление третьего столбика на деление таблицы умножения; (например, 54 : б; 49 : 7); - деление двузначного числа на двузначное; (например, 51 : 17; 54 : 27). 4. Вычислительные приёмы, основанные на знании свойств арифметических действий: - переместительного закона сложения; (вида «а + 5, а + б, а + 7, а + 8, а + 9». Например, 8 + 6); -прибавления числа к сумме; (например, 34 + 2; 34 + 20); - прибавления суммы к числу; (например, 48 + 9; 42 + 15); - вычитания числа из суммы; (например, 34 – 2; 34 – 20); - вычитания суммы из числа; (например, 62 – 9; 95 – 12); -переместительного закона умножения; (например, 4 × 6; 5 × 9); - умножение суммы на число; (например, 27 × 3; 24 × 4); - деление суммы на число; (например, 54 : 3; 96 : 2); - умножение числа на сумму; (например, 54 × 12); - умножение числа на произведение; ( например. 38 × 20; 42 × 30); - деление числа на произведение; (например,620 : 20; 840 : 30). 5. Вычислительные приёмы, основанные на знании частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1 и 0; (например, 84 : 1; 62 × 0). Этапы формирования вычислительных навыков Формирование у младших школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами, это вычислительный приём, доведенный до автоматизма. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: - правильность; - осознанность; - рациональность; - обобщённость; - автоматизм; - прочность. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Формирование всякого вычислительного навыка включает в себя ряд этапов: I – подготовительный этап; II – ознакомление с новым вычислительным приемом; III – усвоение вычислительного приема и формирование вычислительного умения и навыка. Рассмотрим особенности каждого из этапов. 1. Подготовка к введению нового приема. На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приема, а именно: учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается теоретический прием. Центральное же звено при подготовке к введению нового приема – овладение учеником основными операциями, которые войдут в новый прием. 2. Ознакомление с вычислительным приемом. На этом этапе ученики усваивают суть приема: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия. Степень самостоятельности учащихся должна увеличиваться при переходе от приема к приему другой группы. 3. Закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка. На данном этапе учащиеся должны твердо усвоить систему операций, составляющих вычислительный прием, и предельно быстро выполнять эти операции, то есть овладеть вычислительным навыком. В процессе работы важно предусмотреть ряд стадий в формировании у учащихся вычислительных навыков. На первой стадии закрепляется знание приема: учащиеся самостоятельно выполняют все операции, составляющие прием, комментируя выполнение каждой из них вслух и одновременно производя развернутую запись, если она была предусмотрена на предыдущем этапе. На второй стадии происходит частичное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют операции, обосновывают выбор и порядок их выполнения, вслух же они проговаривают выполнение основных операций, то есть промежуточных вычислений. На третьей стадии происходит полное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют и выполняют все операции, то есть здесь происходит свертывание и основных операций. Четвертая стадия характеризуется предельным свертыванием выполнения операций: учащиеся выполняют все операции в свернутом плане предельно быстро, то есть они овладевают вычислительными навыками. Это достигается в результате выполнения достаточного числа тренировочных упражнений. Названные стадии не имеют четких границ: одна постепенно переходит в другую.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12745)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |