I. Организационный момент
Типы и структура уроков русского языка Типы уроков Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков: 1) по основной дидактической цели (уроки ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный (смешанный) урок.); 2) по основному способу проведения уроков (в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий.); 3) по основным этапам учебного процесса (вводные уроки; уроки первичного ознакомления с материалом; уроки усвоения понятий, законов, правил; уроки применения знаний на практике; смешанные или комбинированные уроки.). Среди наших дидактов и зарубежных наиболее полно разработанной считается классификация уроков, авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов. Данные авторы в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки: комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения устных, письменных или практических заданий. В развернутом виде данная классификация большинством методистов представлена следующим образом: 1. Комбинированные, или смешанные, уроки. 2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом: а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями; б) осмысливание и усвоение обобщений; в) уроки, на которых представлены факты и выводы. 3. Уроки закрепления знаний: а) повторение в начале работы после длительного перерыва; б) текущего повторения. 4. Уроки по обобщению и систематизации изученного. 5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков. 6. Уроки проверки знаний: а) устной проверки знаний; б) письменной проверки; в) с проверочными заданиями и практического характера; г) разбора проверочных работ. Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики. Типы уроков. УРОК-ЭКСКУРСИЯ Экскурсия - это своего рода урок, но перенесенный в соответствии с определенной учебной целью на предприятие, в колхоз, музей. Как и всякий урок, экскурсия требует хотя и своеобразной, но совершенно определенной организации работы учителя и учащихся. Она тщательно планируется учителем. Во время экскурсии наряду с наблюдениями используются разнообразные методы учебной работы: рассказ, беседа, демонстрации и др. Подготовка и проведение экскурсии включает в себя выбор нужного объекта, подготовку учителя к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта, разработку форм подведения итогов экскурсии. Прежде чем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, подбирает экскурсовода. Проведение экскурсии начинается со знакомства учащихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии, посетить клуб или красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется на тех объектах, которые необходимы в связи с изучением данной темы. Подведение итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут сочинения об экскурсии, выпускают специальную стенную газету, оформляют стенд. На основе экскурсии можно провести разнообразную внеклассную работу. Экскурсия - важное звено в учебном процессе, поэтому учитель заранее определяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя и учащихся на экскурсии. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Предметные уроки по своему характеру могут быть самыми различными. Некоторые из них непосредственным образом связаны с изучаемым теоретическим материалом программы, другие - с проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметные уроки, связанные с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основе собранного материала. При этом особое внимание уделяется правильной дозировке материала, с тем чтобы он мог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися проводятся по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Чаще всего практические занятия в начальной школе проводятся с использованием фронтальной формы организации учащихся. В этом случае они сохраняют многие черты, присущие уроку. Так же как и на обычном уроке, перед детьми ставится определенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а затем учащиеся приступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь всем детям включиться в работу, показать более рациональные приемы труда, по окончании работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися. Структура урока: Структура урока (элементы, их последовательность и взаимосвязь), как и тип урока, определяется его целями, задачами, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока. Однако общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются: 1) актуализация прежних знаний и способов действий (воспроизведением ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.); 2) формирование новых знаний и способов действий (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.); 3) применение знаний и формирование умений и навыков (обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.). Все это характеризует общую (трехэлементную) дидактическую структуру современного урока. Урок как единица учебного процесса складывается из определённых частей – относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые в методике принято называть структурными элементами урока. Каждый структурный элемент выполняет свои, специфические функции и обладает собственным содержанием, но в то же время служит общим целям урока. Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции, содержание, методы и приёмы – в виде таблицы. Тема (дана в программе, определяет содержание урока) ↓ Цели (даны в программе, определяют тип урока) ↓ Тип урока (определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке) ↓ Структура урока (совокупность структурных элементов) I. Организационный момент ↕
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1725)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |