Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель смешанной экономики в самом общем виде



2015-11-10 718 Обсуждений (0)
Модель смешанной экономики в самом общем виде 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие слова по сути смешанной экономики

(«для общего развития»)

 

Модель смешанной экономики в самом общем виде

 

При анализе экономической системы следует помнить, что понятие «экономика» шире понятия «рынок», а понятие «потребность» шире понятия «спрос». Рынок – часть экономики, спрос – часть потребности. Рынок регулирует удовлетворение спроса, экономика отвечает за удовлетворения всех возникающих потребностей (в том числе и их неплатежеспособной части).

 

График рыночного равновесия обнаруживает, что на нем есть два сектора: видимый – «рыночный» («частный», «предпринимательский») и невидимый – «нерыночный» («государственный», «общественный»), в совокупности и представляющие двойственное (рыночно-нерыночное) строение современной экономики, приобретающей в силу этого «смешанный» характер.

Рыночный сектор. Неотъемлемым условием рыночного (частного) сектора является обязательное превышение «цены спроса» на «ценою предложения» (что гарантирует производителю превышение доходов над расходами). «Рыночным» данный сегмент экономики делает то обстоятельство, что он строго соответствует главному, существенному признаку рынка, суть которого в том, что это – сфера доходного предпринимательства (индивидуального или корпоративного).

Рынок не может быть «недоходным», он не может быть убыточным, – рынок по определению может быть только доходоприносящим. Добровольно участвующие на рынке субъекты – индивиды и корпорации – не могут позволить, чтобы их издержки были выше их доходов.

 

Модель рыночного сектора экономики представляет собой «левую» часть общего графика рыночного равновесия (от начала координат и до точки рыночного равновесия). Общая логика рыночного механизма выдерживается. То есть деятельность (производство, которое формирует предложение) и удовлетворение потребностей (спрос) устанавливаются и регулируются рынком.

В самом начале (товар только начинают производить и поставлять на рынок): наблюдается максимальный разрыв между потенциальной ценой спроса и потенциальной ценой предложения (в пользу цены спроса), что обеспечивает максимальный выигрыш продавцу. Это понятно – ведь именно в этих условиях товар крайне дефицитен в связи с незначительностью его производства (ограниченностью предложения). То есть, в самом начале спрос (D) сильно превышает предложение (S), что устанавливает цены на товар существенно выше их себестоимости, что и формирует дополнительный доход производителя.

По мере наращивания производства растет и величина предложения, одновременно повышаются и издержки его производства. Разрыв между ценой спроса и ценой предложения начинает уменьшаться.

В идеале: эти две цены сравниваются (приходят к одинаковому значению) в точке «равновесной цены», которая также показывает «предел» доходного предпринимательства, то есть максимальный объем предложения. Объем товаров, соответствующий этой точки, показывает ту часть потребностей, которая удовлетворяется в экономической системе посредством функционирования рыночного механизма.

Этим рынок ограничивается, а экономика (как хозяйственная деятельность) нет, так как не весь объем потребностей удовлетворен!

Государственный сектор. Смотрим на «правую» сторону графика рыночного равновесия (от равновесной цены и правее): теперь любое увеличение объема производства (и потребления) приводит к нарастающему превышению любой «цены предложения» над любой «ценой спроса» (со стороны производителя: расходы превышают доходы в любом случае), что экономически обессмысливает частнопредпринимательскую деятельность.

 

Если производитель не видит возможности извлечения дохода ® он не будет организовывать производство ® в системе экономики не будут удовлетворяться потребности. Таким образом, нерыночный сектор – это сфера недоходного (убыточного) производства (доходы в любом случае меньше издержек).

НО: Это производство в любом случае должно быть организовано, но вопрос как? Рынок не создает условия для его организации, следовательно, эта функция ложиться на государство, поэтому сектор назван государственным.

Государство может пойти двумя путями:

1 путь: оно само (напрямую) формирует спрос, то есть делает самостоятельный заказ (государственный заказ). При этом необходимо смотреть на такой показатель как «доля государственных расходов» в экономике (в том числе и по отраслям). К примеру, танк (как товар) не является постоянной потребностью ® спрос не формируется ® рыночный механизм не включается ® производство не организуется ® благо не создается ® потребность не удовлетворена. Это «провал» рынка, так как производство танков всё же необходимо обществу (для обеспечения национальной безопасности). Соответственно, данный «провал» устраняет государство: оно формирует спрос (размещает заказ на производство танков, то есть заключает договор на производство танков) ® производство организуется ® благо создается ® потребность удовлетворена. Предприятия, удовлетворяющие государственные заказы, называются государственными предприятиями (обычно они специализируются на удовлетворении данного «спроса» со стороны государства).

2 путь: государство создает так называемое «административно-рыночное» равновесие. Главная проблема, которая ограничила действие рынка – это превышение цены предложения над спросом (никто не готов покупать товар за указанную даже себестоимость). Что делает государство – оно покрывает разницу, делая процесс производства снова прибыльным и «запуская» рыночный механизм. Это делается косвенным образом и с двух сторон. Со стороны уменьшения издержек (предложения), то есть мы подтягиваем (снижаем) себестоимость до уровня цены спроса. Как: льготы со стороны государства, понижение налогов, различные доплаты со стороны государства производителям и т.д. (то есть, всё, что уменьшает цену товара). Со стороны потребителя (спроса), у государства задача поднять цену товара в глазах потребителей (чтобы за этот товар предлагали больше денег или просто не отказывались от товара со словами «дорого»). Как правило, государство занимается «явной пропагандой»: это различные акции в поддержку производителей этих товаров, чтобы товар стал просто популярным. Таким образом, формируются «дополнительное предложение» и «дополнительный спрос» (это уже надстройка со стороны государства на рыночный механизм). Эти величины можно просчитать заранее и спрос и предложение становятся «административно-равновесными». Возникает «административно-рыночное равновесие»: «рыночное» в том смысле, что оно считается с реальными издержками производителя и реальной платежеспособностью потребителя; «административным» же это равновесие является потому, что такое равновесие имеет институциональное происхождение (то есть устанавливается, так как именного государство создает для этого все условия).

 



2015-11-10 718 Обсуждений (0)
Модель смешанной экономики в самом общем виде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель смешанной экономики в самом общем виде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)