Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая часть занятия



2015-11-10 696 Обсуждений (0)
Практическая часть занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

 

 

Тема: Общий осмотр больных.

Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания

 

Время: 3 часа

 

 

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

Цель занятия.

Научиться методике и технике проведения общего осмотра больного, антропометрических измерений, правилам выполнения пальпации, технике термометрии тела. Научиться методике расспроса больных с заболеваниями органов дыхания.

Мотивация для усвоения темы.

Осмотр больного (inspectio) - это первый основной объективный физический метод клинического исследования, основанный на зрительном восприятии врачом особенностей строения и функционирования организма пациента. Общий осмотр как диагностический метод сохраняет свое значение для врача любой специальности, несмотря на постоянно увеличивающееся количество лабораторных и инструментальных методов исследования. С помощью осмотра можно не только составить общее представление о состоянии организма больного в целом, но и в некоторых случаях установить правильный диагноз с первого взгляда (гипертиреоз, акромегалия и др.). При проведении общего осмотра врач использует элементы методов пальпации и перкуссии. Это используется при оценке состояния кожи, подкожной жировой клетчатки, костно-мышечной и лимфатической системы. Патологические изменения, выявленные при осмотре пациента, а также пальпаторно, оказывают существенную помощь врачу в постановке правильного диагноза и проведении дальнейшего лечения.

Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать.

1. Методику, технику и диагностическое значение проведения общего осмотра больного.

2. Методику и диагностическое значение проведения антропометрических измерений тела человека (рост, масса тела, окружность грудной клетки, вычисление показателей физического развития).

3. Методику и диагностическое значение исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей, суставов.

4. Особенности расспроса больных с заболеваниями органов дыхания.

5. Основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания, их характеристики и диагностическое значение

Студент должен уметь.

1. Проводить общий осмотр больного и оценивать:

- состояние больного;

- положение больного;

- сознание больного;

- телосложение и конституция; определение роста и веса тела; походка, осанка;

- осмотр головы, лица, носа, рта, шеи больного;

- состояние кожи и придатков (волос, ногтей);

- состояние подкожно-жировой клетчатки;

- состояние лимфатических узлов;

- состояние мышечной системы;

- состояние костной системы;

- состояние суставов.

2. Проводить термометрию тела и регистрировать полученные данные в температурном листе.

3. Проводить расспрос больного с заболеваниями органов дыхания.

4. Выявлять, детализировать и систематизировать и давать интерпретацию основным жалобам при заболеваниях органов дыхания.

 

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Анатомия лимфатической системы и опорно-двигательного аппарата.

2. Биохимические и патофизиологические процессы в организме при повышении температуры тела.

3. Нормальная физиология дыхательной системы.

4. Патогенез сердечной и дыхательной недостаточностей.

 

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1. Какие вопросы включаются в общий осмотр больного? Правила, техника и последовательность проведения общего осмотра.

2. Разновидности положения больного и их характеристика.

3. Разновидности нарушения сознания и их характеристика.

4. Специфические виды лица и их характеристика.

5. Что такое телосложение и конституция? Характеристика различных конституциональных типов.

6. Техника определения роста, массы тела, окружности грудной клетки.

7. Изменения цвета кожи (бледность, гиперемия; цианоз и его разновидности; желтухи и их разновидности и др.). Чистота, влажность и эластичность кожи.

8. Определение степени развития подкожно-жировой клетчатки.

9. Отеки: разновидности по происхождению и механизму развития. Характеристика сердечных и почечных отеков. Методы выявления отеков.

10. Техника проведения и нормальные показатели пробы на гидрофильность тканей.

11. Методика исследования лимфатических узлов, мышц, костей и суставов. Симптомы «барабанных палочек» и «часовых стекол» и их диагностическое значение.

12. Техника измерения температуры тела. Температура тела здорового человека. Суточный профиль температуры тела.

13. Виды лихорадок по высоте подъема температуры тела. Периоды лихорадки. Характеристика различных типов лихорадок.

14. Назовите основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания.

15. Изменения голоса, нарушения носового дыхания, боли в горле: диагностическое значение.

16. Кашель: патогенез, характеристика, диагностическое значение.

17. Отделение мокроты: патогенез, характеристика, диагностическое значение.

18. Кровохарканье, легочное кровотечение: патогенез, диагностическое значение.

19. Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.

20. Одышка, приступы удушья, астма: патогенез, диагностическое значение.

 

Практическая часть занятия.

1. Правила, техника и последовательность проведения общего осмотра (см. в ходе занятия, п.1).

2. Методика определения конституционального типа (см. в ходе занятия, п.5).

3. Техника определения роста, массы тела, окружности грудной клетки (см. в ходе занятия, п.6).

4. Оценка окраски, чистоты, влажности и эластичности кожи (см. в ходе занятия, п.7).

5. Определение степени развития подкожно-жировой клетчатки (см. в ходе занятия, п.8).

6. Методика определения отеков (см. в ходе занятия, п. 9).

7. Методика исследования лимфатических узлов, мышц, костей и суставов (см. в ходе занятия, п. 11).

8.Техника измерения температуры тела (см. в ходе занятия, п. 12).

9. Методика сбора жалоб у больных с патологией органов дыхания (см. в ходе занятия, п.п. 14-20).

 

Ход занятия.

В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы по теме занятия.

1. Какие вопросы включаются в общий осмотр больного? Правила, техника и последовательность проведения общего осмотра.

Общий осмотр рекомендуется проводить по следующей схеме:

1) состояние больного;

2) положение больного;

3) сознание больного;

4) телосложение и конституция; определение роста и массы тела; походка, осанка;

5) осмотр головы, лица, носа, рта, шеи больного;

6) состояние кожи и придатков (волос, ногтей);

8) состояние подкожно-жировая клетчатка;

9) состояние лимфатических узлов;

10) состояние мышечной системы;

11) состояние костной системы;

12) состояние суставов.

Общее состояние больного может быть:

- хорошим;

- удовлетворительным;

- средней тяжести;

- тяжелым;

- крайне тяжелым;

- агональным.

Для оценки тяжести состояния больного необходимо учитывать следующие моменты:

1) состояние сознания больного;

2) положение;

3) телосложение и выражение лица;

4) состояние кожных покровов, особенности лимфатических узлов, мышц, позвоночника, костей, суставов;

5) наличие отёков;

6) температурная реакция;

7) ряд изменений со стороны внутренних органов.

 



2015-11-10 696 Обсуждений (0)
Практическая часть занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая часть занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)