Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная революция, ее типология



2015-11-10 1093 Обсуждений (0)
Научная революция, ее типология 0.00 из 5.00 0 оценок




Научная рево­люция предстает как период интенсивного роста знаний, корен­ной перестройки философских и методологических оснований на­ук, формирования новых стратегий познавательной деятельности. Каждая научная революция изменяет существующую картину мира и открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений. Научные революции рассматри­ваются как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время ко­торых старая парадигма замещается целиком или частично новой пара­дигмой, несовместимой со старой. Научная революция начинается с осоз-навания научным сообществом того, что существующая парадигма пере­стала адекватно функционировать при исследовании аспекта природы, к которому сама парадигма ранее проложила путь. Научная революция — это длительный процесс, а не одномоментный акт. Он сопровождается радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, конст­руируются новые средства исследования и открываются новые миры.

Рассмотрим одну из возможных эмпирических классификаций революций в истории естественных наук, которой придерживается сегодня большинство отечественных исследователей. Наиболее полно она представлена в работах В.С. Степина, выделившего че­тыре глобальные революции в истории естествознания.

Первая революция. 17-первая половина 18в. — становление классиче­ского естествознания. Основные характеристики: механистиче­ская картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детермини­рованными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной дея­тельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представле­ниям механики.

Вторая революция. Конец 18-первая половина 19в., переход естество­знания в дисциплинарно организованную науку. Основные харак­теристики: механическая картина мира перестает быть общенауч­ной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект по­нимается в соответствии с научной дисциплиной не только в поня­тиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция. Конец 19-сер.20в., преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествозна­ния. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генети­ки, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, воз­никают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: НКМ — развивающееся, относительно истинное знание; интегра­ция частнонаучных картин реальности на основе понимания при­роды как сложной динамической системы; объект — не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состо­яниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями дея­тельности; сложная, развивающаяся динамическая система, состо­яние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое пони­мание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависи­мость от этого понимания истины, объективности, факта, объяс­нения; вместо единственно истинной теории допускается несколь­ко содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция. Конец 20-начало 21в., радикальные изменение в осно­ваниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисципли­нарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпи­рических и теоретических, прикладных и фундаментальных иссле­дований, разработка идей синергетики. Основные характерис­тики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодей­ствие путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, сти­рание жестких разграничительных линий; на передний план вы­ходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средства­ми, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осоз­нается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздель­ное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.




2015-11-10 1093 Обсуждений (0)
Научная революция, ее типология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная революция, ее типология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)