Наличие хронических заболеваний и функциональных нарушений определяется при осмотре ребенка врачами-специалистами или врачом-педиатром. Обязательно учитываются данные доврачебного и психолого-педагогического этапов исследования, проведенных дополнительных диагностических исследований. Для правильной оценки здоровья определяются стадия заболевания, вариант течения, степень сохранности функций, наличие осложнений или сопутствующих заболеваний.
Уровень функционального состояния
Основных систем организма
Функциональное состояние органов и систем ребенка оценивается клиническими методами (оценка частоты сердечных сокращений (таблица ), частоты дыхания (таблица ), уровня артериального давления (таблица ), гемограммы и др.), а также при проведении функциональных проб и тестов (таблица ).
Оценка функционального состояния:
I – нормальное – функциональные показатели соответствуют возрастным нормам;
II – ухудшенное – функциональные показатели (1 или несколько) соответствуют верхней или нижней границе нормы;
III – плохое – функциональные показатели резко отличаются от возрастных нормативов.
Таблица
Частота пульса и дыхания у детей от 0 месяцев до 15 лет
Возраст
Частота пульса в 1 мин
Частота дыхания в 1 мин
Новорожденный
1 год
3 года
5 лет
8 лет
10 лет
12 лет
15 лет
120-140
40-60
30-35
25-30
18-20
16-18
Таблица
Средние характеристики частоты пульса у детей
(А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999)
Возраст
Средняя частота
±2 σ
1-й день
1-й месяц
1-е полугодие
2-е полугодие
2-й год жизни
2-4 года
5-10 лет
11-14 лет
15-18 лет
Таблица
Оценка частоты пульса у детей (D. Bernstein, 1996)
Возраст
Нижняя граница
Средняя частота
Верхняя граница
Новорожденный
1 – 11 мес
1 – 2 года
3 – 4 года
5 – 6 лет
7 – 8 лет
9 – 10 лет
Мальчики
11 – 12 лет
13 – 14 лет
15 – 16 лет
17 - 18 лет
Девочки
11 – 12 лет
13 – 14 лет
15 – 16 лет
17 - 18 лет
Таблица
Частота дыхания у здоровых детей (по А. IIiff и V.A. Lee)*
Возраст, лет
Мальчики
М
Мальчики
+ 2σ
Девочки
М
Девочки
+ 2σ
0 – 1
1 – 2
2 – 3
3 - 4
4 – 5
5 – 6
6 – 7
7 – 8
8 – 9
9 – 10
10 – 11
11 – 12
12 – 13
13 – 14
14 – 15
15 – 16
16 – 17
17 – 18
*Частота дыхания у детей даже в состоянии полного здоровья варьируют довольно широко. Поэтому констатация учащенного дыхания (тахипное) или его урежения (брадипное) может быть надежной только при отклонениях, достигающих 30-40% и более от средних величин. В таблице приведены параметры средних величин и границы двух сигмальных отклонений.
Таблица
Жизненная емкость легких
(А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999)
Возраст
ЖЕЛ, мл
Объемы, мл
дыхательный
резервный выдох
резервный вдох
4 года
6 лет
8 лет
10 лет
12 лет
14 лет
16 лет
Взрослый
Таблица
Средние величины систолического и диастолического
Артериального давления у детей 3 – 7 лет (в мм.рт.ст.)
(Учебное пособие под ред. проф. А.Ф. Виноградова, 1996)
Возраст
(годы)
Выраженно
пониженное
Умеренно
пониженное
Нормальная
величина
Умеренно
повышенное
Выраженно
повышенное
84 и ниже
40 и ниже
85 – 91
41 – 47
92 – 105
48 – 62
106 – 112
63 - 70
113 и выше
71 и выше
85 и ниже
41 и ниже
86 – 92
42 – 47
93 – 110
48 – 63
111 – 121
64 – 73
122 и выше
74 и выше
85 и ниже
41 и ниже
86 – 94
42 – 50
95 – 114
51 – 70
115 – 124
71 – 80
125 и выше
81 и выше
85 и ниже
41 и ниже
86 – 94
42 – 50
95 – 114
51 – 70
115 – 124
71 – 80
125 и выше
81 и выше
Таблица
Показатели систолического и диастолического артериального
давления (в мм. рт. ст.) у здоровых школьников 7 – 17 лет г. Москвы
(Метод. пособие МЗ РФ под ред. Г.Н. Сердюковской, 1993 г.)
Возраст
(годы)
Мальчики
Девочки
Пределы нормального АД (М ± δ)
систолическое
диастолическое
систолическое
диастолическое
7-8
80 – 99
44 – 61
80 – 98
40 – 60
80 – 100
45 – 61
80 – 98
42 – 61
84 – 105
47 – 62
83 – 100
48 – 62
86 – 105
48 – 63
83 – 105
47 – 62
86 – 107
47 – 64
85 – 106
50 – 64
89 – 110
48 – 65
86 – 110
50 – 66
90 – 115
49 – 66
90 – 113
52 – 69
93 – 115
48 – 69
91 – 115
52 – 67
95 – 121
50 – 71
91 – 119
55 – 69
98 – 125
54 – 71
96 – 120
54 - 67
Примечание: дети с АД выше или ниже указанных границ должны быть взяты врачом школы под наблюдение (возможно наличие сосудистой дистонии по гипертоническому или гипотоническому типу
Таблица
Значения 90 и 95 процентилей систолического и диастолического
Артериального давления у мальчиков в возрасте от 1 до 17 лет
В зависимости от их процентильного распределения роста (США, 1996)
Возраст (лет)
Процентиль АД
Систолическое АД
в соответствии с процентилем роста
Диастолическое АД
в соответствии с процентилем роста
5 %
10 %
25 %
50 %
75 %
90 %
95 %
5 %
10 %
25 %
50 %
75 %
90 %
95 %
Таблица
Значения 90 и 95 процентилей систолического и диастолического
Артериального давления у девочек в возрасте от 1 до 17 лет
В зависимости от их процентильного распределения роста (США, 1996)
Возраст (лет)
Процентиль АД
Систолическое АД
в соответствии с процентилем роста
Диастолическое АД
в соответствии с процентилем роста
%
10 %
25 %
50 %
75 %
90 %
95 %
%
10 %
25 %
50 %
75 %
90 %
95 %
Таблица
Гемограмма здорового ребенка
(А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999)
Возраст
детей
Эритроциты,
(млн./мм.)
НЬ,
г/л
Лейкоциты, (тыс./мм.)
Лейкоцитарная формула, %
нейтро-филы
лимфоциты
моноциты
эозино-филы
базо-филы
2-4 нед.
12 мес.
2-3 мес.
3-4 мес.
4-5 мес.
5-6 мес.
6-7 мес.
7-8 мес.
8-9 мес.
9-0 мес.
10-11 мес.
11 мес.-1 год
1-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
7-8 лет
8-9 лет
9-10 лет
10-11 лет
11-12 лет
12-13 лет
13-14 лет
14-15 лет